НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Начальное общее образование – это первая ступень общего образования.
В учебном году, в условиях пятидневной рабочей недели в 1-4-х классах, учебным планом школы предусмотрена реализация только федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
· развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
· воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
· освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
· сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место в образовательном процессе отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее образование (выполняющие в полном объеме требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на ступени основного общего образования.
В учебном году на ступени начального общего образования в школе продолжают реализоваться три модели образовательных программ: 1) Традиционная программа с обновлениями «Школа России», 2) программа развивающего обучения по системе, 3) программа развивающего обучения. Сравнительная характеристика программ представлена в следующей таблице:
Сравнительная характеристика образовательных программ,
реализуемых на ступени начальной школы
Программы | Цели и задачи обучения | Принципы обучения | Особенности программы |
Традиционная «Школа России» | Задачи: 1) формирование прочных ЗУН по предметам; 2) формирование умений применять теоретические знания в практической деятельности; 3) формирование навыков самостоятельной работы, умений анализировать и оценивать свою работу. | -осознанности; -доступности -наглядности -научности | Учебный материал распределён с соблюдением постепенного нарастания сложности. |
Развивающее обучения по системе | Цель – формирование психологических механизмов учебной деятельности. Задачи: 1)сформировать класс как учебное сообщество; 2) сформировать действия контроля и оценки; 3)выделить возрастные этапы («ритмы») жизни в условиях младшего школьного возраста и разработать педагогическую технологию организации образовательного процесса на выделенных этапах.; 4) выстроить предметное содержание учебных дисциплин на деятельностной основе через систему решения учебных задач. | -поиска; -постановки учебной задачи; содержательного обобщения; -моделирования; -движения от общего к частному; -научности | Ребёнок рассматривается не как обучаемый индивид, а как самоизменяющийся субъект учения. |
Развивающее обучения | Цель - достижение оптимального общего развития каждого ребёнка на базе усвоения предметных ЗУН. Задача – представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания | -обучение на высоком уровне трудности; -ведущая роль теоретических знаний; -осознание процесса учения; -быстрый темп прохождения учебного материала; -работа над развитием каждого ребёнка. | Обучение должно быть личностно ориентированным. В основе системы лежит идея слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. |
В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся должны приобрести следующие общеучебные умения и навыки, освоить следующие способы деятельности:
Познавательная деятельность
Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).
Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различение целого и части.
Проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач. Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.
Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
Речевая деятельность и работа с информацией
Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа).
Использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Элементарное обоснование высказанного суждения.
Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
Организация деятельности
Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»).
Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.