Буллинг
Когда зародилась школа – зародился и буллинг. Буллинг процветает во всех странах – европа, америка, в азии. Причиной для буллинга может стать все, что угодно. Буллеру абсолютно неважно, за что зацепить жертву, низкое социальное положение или высокий материальный статус, двоечник или отличник, худенький или качок. Главное для буллера – вывести жертву из состояния равновесия и травить, травить, травить.
Молодежь сейчас считает – быть крутым, значит быть агрессивным. Если ты добрый – значит, ты слабый.
Буллер это тонкий психолог, злой на язык, он всегда может подобрать емкие, ранящие слова.
Буллеру важен сам процесс, а не результат.
Формы буллинга – физический, вербальный, игнорирование.
Классификация травли
Избиения – не главный способ. Важен сам процесс наслаждения буллеру над страданиями жертвы. Тычки, подножки, оплеухи - физическая форма буллинга. Девочкам характерен словесный буллинг – клички, прозвища. Изза неуспеваемости, внешности, смешных фамилий. Дети очень тонко подмечают особенности одноклассников, а у жертв идет процесс психологической травмы , чувство унижения. Но и здесь есть свое разделение. Например, кличка Семенова – сема, это из разряда нормы. Кличка Калека, когда называют больного человека – это буллинг.
Вербальный буллинг. Запугивание. Замахи рукой, крики «иди сюда, я сказал!», жесты, взгляды. В итоге у жертвы – депрессия, нервный срыв. Такие формы , как шепот в спину ( ты неудачник, урод), надписи на доске, пока ребенка нет в классе, и не просто надписи, а изощренные рисунки, потому что буллеру важен сам процесс создания).
Изоляция. Раньше были бойкоты (фильм «чучело») . Сейчас жертвой становятся непринимаемые дети. Повреждение имущества (кстати, грозит статьей), даже то, что вещь спрятали.
У буллинга две крайние формы протеста.
1.суицид.
2.активная форма агрессии. По мнению исследователей, 95 процентов стрелков в школах – жертвы буллеров.
работа над буллингом.
Нельзя на всеобщем обозрении выводить ругать буллера. Иначе он может стать героем дня. (хотя бы в своих глазах). Публичное покаяние буллера – типичная ошибка педагогов. Обращение к родителям тоже зачастую бесполезно. Работа с буллером это работа всего коллектива. Комплексная работа. Чаще всего буллинг развивается в дисфункциональных группах ( тоесть, где все вразнобой).
Возьмем две группы.
1. Спорт секция 2. Класс
Вопрос. Где разовьется буллинг? Правильно, в классе. Спортивная секция – функциональная группа, нацеленная на получение определенного результата. Поэтому в классе у педагога всегда должна стоять задача обьединить детей в ядро, имеющее цель. (например, все получают за неделю не ниже 4, и на выходных мы идем в зоопарк).
Если до 5-6 класса не сформировать коллектив детей как функциональную группу, может начаться травля педагогов, изза внешнего вида, нехватки опыта педагога ведения себя в данной ситуации, профессионального выгорания – то есть нервозности, раздражительности, усталости.
И, как бы странно это не звучало, у буллинга есть один плюс. Буллинг показывает соотношение ролей в коллективе, точнее чем социометрия ( метод, позволяющий выразить межличностные отношения в коллективе, ее используют социальные психологи для организации работы с любой группой : классом, трудовым коллективом и т.д.)
Сообщение подготовила воспитатель Базулина Н.Н.
Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Центр содействия семейному воспитанию «Петровский»
Сообщение
«Буллинг в детских коллективах»
Подготовила воспитатель
Базулина Н.Н.
2021 год