Тема: Развитие познавательных интересов на уроках русского языка и литературы посредством творческой, практической деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС
Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества».
Проблема развития творческого потенциала учащихся в педагогике отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Е.Н.Ильина, М.М.Разумовской, В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, Л.В.Занкова. Она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании.
Творчество можно развивать через элементы технологий личностно ориентированного обучения, здоровьесбережения, проблемного обучения, развития критического мышления, игровых технологии и другие. Все эти технологии “хорошо забытые старые”. Они изменяются, совершенствуются и дополняются.
Основными показателями творческих способностей у детей являются беглость, гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.
Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.
Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.
Гибкость –умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, быть готовым к интеллектуальному риску и к парадоксу.
Оригинальность – способность к генерации идей. отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.
Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
Точность – способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту.
Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности; не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.
Я пробегусь по интересным приёмам:
В начале урока использовать метод «Инфознайка» (необычные, удивительные сведения, например, о языке, об истории происхождения слова, фразеологизма или о другой информации, с которой могут выступить заранее подготовленные ученики)
Следующий приём «Раз, два, три – говори!»
Замените словосочетания одним словом с нужным суффиксом.
Музыкант, играющий на трубе. Хитрый человек. Житель Тулы. Смелый человек. Тот, кто богат на выдумки. Любящий мечтать. Тот, кто любит шутить. Участник игры. Тот, кто пашет землю. Сельский житель. Житель Харькова. Специалист по химии. Детёныш орла. Житель Томска. Момент бросания мяча. Женщина-повар. Собирающий коллекцию. Болтливая девочка. Берёзовая роща. Гриб, растущий под березами. Свойство доброго человека. Машина для молотьбы. Свойство чего-либо нового. Качество хвастливого человека. Синоним слова стройка. Существительное от глагола электрифицировать.
Распространение простых предложений влево и вправо от главных членов.
Если предложение (Дует ветер) надо распространить влево, то это можно сделать следующим образом:
По-весеннему радостно, шелестя первыми зелёными листочками, дует весёлый ветер. В поле, на открытом пространстве, не защищённом деревьями, дует холодный, пронизывающий ветер.
Нестандартные задания нередко представляют собой ситуации, вызывающие у обучающихся затруднения, для преодоления которых необходимо применять творческий подход.
Пример творческого задания
Первое Второе
Округа – 1 Красная - ?
Порода - ? Серая – Ш
Приход - 3 Белый – К
В этом задании учащимся необходимо проанализировать взаимосвязи между имеющимися элементами правой и левой половины задачи. Выявить и по аналогии выстроить недостающую цепочку. Это будет выглядеть таким образом:
1-ое задание. 2-ое задание
Ответ - 2 Ответ – Ш
(количество букв в приставке) (Красная шапочка, Серая шейка, Белый клык).
Такой оригинальный вид творческих задач в современной психологии называют развивающимся каноном (РК).
При изучении «Синтаксиса» часто использую известную игру «Серпантин одной фразы». Задача: дополнить предложение определенным по заданию членом предложения, простым предложением. Например:
1-й - Я собираюсь.
2-й - Я собираюсь в лес.
3-й - - Я собираюсь в лес с друзьями.
4-й - Я собираюсь в лес с друзьями на лыжную прогулку.
Так, при изучении «Фонетики», «Орфоэпии» с целью различения твердых и мягких согласных звуков использую игру «Посади сад». ( вариации разные)
На классной доске вывешиваются карточки с изображением деревьев.
Задание
Соберите в саду деревья, в которых есть хотя бы один мягкий звук.
( Липа, береза, сосна, вишня, яблоня, груша, пихта, осина, ель, кипарис, ива, туя и другие).
По окончании мозгового штурма на доске появляется «посаженный сад»
После изучения темы «Особенности научного стиля речи» обучающимся предлагается задание: Ребята, перед вами текст . Это задача по математике, которую составил ученик 6 класса. Прочитайте её.
«Мы с семьёй отправились в путешествие на машине . За два дня наш автомобиль должен пройти 480 километров. Ух, и здорово же было! За первый день мы проехали 280 км. Остановились на ночлег на берегу красивой речки, у раскидистой ивы. Мы ужинали у костра, пели песни под гитару, искали на ночном небосклоне Млечный путь, знакомые нам созвездия. Сколько же нам осталось пройти на следующий день?»
-Правильно ли ребёнок составил задачу?
- Какие ошибки ,связанные с незнанием стилей русского языка ,он допустил? Исправьте ошибки, допущенные мальчиком.
- Прочитайте задачу так, как она могла бы быть помещена в учебнике математики.
- Что вы уберёте из текста совсем? Какие предложения переделаете?
Делаем вывод: создавая тексты научного стиля , нужно следить за тем, чтобы не происходило смешения стилей.
В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выразить свои чувства, эмоции.
Другой пример - провожу с детьми такую игру: расставляю разноцветные карточки (до 15 оттенков). Задаю необычный вопрос: «Где здесь Василиса Прекрасная?» Ответ всегда один: дети указывают на красную карточку.
-Почему красная?
-Потому что красивая.
-А еще какая?
Вторым обычно называют желтый цвет – он ассоциируется с нежностью. Потом – белый (чистая душа) и т.д. Так собирается «ромашка» с разноцветными лепестками – это портрет Василисы в цвете. Совсем иной цветок получается, когда говорим о Кощее: черный (страшный), серый (злой), синий (холодное сердце) и т.д.
Все это развивает то, что заложено в ребенке с рождения - способность видеть мир в цвете.
На уроке, посвящённом творчеству М.Ю. Лермонтова по теме «Образ Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова» (8 класс) предлагаю написать на листе бумаги (каждый индивидуально) слово «Кавказ» и все слова, которые спонтанно рождаются при этом слове. Ассоциации могут быть различными, где задействованы все органы чувств (ассоциации по цвету, запаху, ощущению).
Прислушайтесь к своим мыслям и чувствам (к опере Н.А. Римского - Корсакова «Садко»). Что представил?
Почти на каждом уроке школьники выполняют письменные задания: сжатый ответ на вопрос, развернутый ответ на вопрос, мини - сочинения, составление таблиц, схем, кластеров. Эти виды работ учащиеся выполняют при изучении жизненного и творческого пути писателя, при осмыслении художественных текстов.
Из технологии педагогических мастерских
Технология педагогических мастерских – является разновидностью личностно ориентированного обучения и предполагает учёт индивидуальных особенностей каждого ученика, то есть дифференцированный подход в обучении к каждому ученику
Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях. Ученики часто делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают следующие креативные качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости.
Творческую работу можно продумать и индивидуально, и в парах, и в группах. Всё зависит от уровня подготовки класса. Если перед вами сильный класс, то творческую работу каждый может выполнять индивидуально. Если послабее,– то можно продумать работу в парах: один создаёт текст, другой – иллюстрацию. Эти «маленькие» сочинения, которые создаются в течение 15-20 минут, формируют не только навык письма, они заставляют работать воображение, дают эмоциональный всплеск
Творчество.
Группа №1 - имена существительные.
Группа №2 - только глаголы.
Группа №3 – все части речи.
Учитель. Скоро Новый год. Самый волшебный и замечательный праздник. Я предлагаю Вам в группах написать небольшое письмо Деду Морозу с просьбой исполнить Ваши самые заветные желания. Но, с одним условием. Группа №1 будет писать письмо, используя только имена существительные. Группа №2 – используя только глаголы. Группа №3 – используя все части речи.
Работа в группах. Представление писем.
Вопрос залу: Поймёт ли Дед Мороз, прочитав 1 и 2 письма, когда, кто, где, кому, какой подарок хотят получить участники 1 и 2 групп? Как вы думаете?
(Скорее всего – нет).
А теперь давайте послушаем выступление 3 группы. 3 группа читает свой текст.
Учитель. Данный текст отвечает на эти вопросы? (Да)
Что помогло группе сформулировать точно свои желания?
(использование различных частей речи).
Сделайте, пожалуйста, вывод по проделанной работе.
Это и лексический диктант или диктант-кроссворд,
Запишите ответы на вопросы в виде отдельных слов на правило “Буквы ы-и после ц”. 1. Женщина, умеющая гадать по руке, живущая в таборе. 2. Как называют плоды апельсинов, мандаринов, лимонов? 3. Пластина с цифрами, по которой перемещаются стрелки. 4. Инструмент для вычерчивания окружностей и дуг. 5. Определенная ступень развития общества. 6. Устаревшее название профессии “парикмахер”. 7. Прикрикнуть на кого-то с угрозой. 8. Животные, которые пасутся стадами. (мн.ч.) 9. Птенец, вылупившийся из куриного яйца. 10. Транспортное средство, похожее на мопед, только мощнее. (Цыганка, цитрусовые, циферблат, циркуль, цивилизация, цирюльник, цыкнуть, овцы, цыплёнок, мотоцикл.) |
Диктант-кроссворд Запишите ответы на вопросы в виде отдельных слов на правило “Буквы о-ё после шипящих в корне”. 1. Что ела Свинья, героиня басни “Свинья под дубом”? 2. Маленькая лодочка. 3. Цвет, противоположный белому. 4. Предмет, помогающий почистить одежду. 5. Часть прически или стрижки, закрывающая лоб. 6. Синоним к прилагательному “ несвежий” (хлеб). 7. Повреждение кожного покрова в результате пожара. 8. Кислая ягода с небольшими шипами. 9. Лёгкая, струящаяся ткань. 10. Насекомое, дающее мёд (с суффиксом -к-). (Жёлуди, чёлн, чёрный, щётка, чёлка, чёрствый, ожог, крыжовник, шёлк, пчёлка.) |
К.Д.Ушинский подметил: "Ребёнок мыслит образами". Мы можем оживить букву, создав её "образ" в конкретном слове.
Буква О превращается то в циферблат часов, то может стать штурвалом, то планетой:
В О К З АЛ, К О Р А Б Л Ь, К О С М О С
Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит "нагромождение" образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.
В слове СУББОТА 7 букв, столько же, сколько дней в неделе, и 2 буквы "Б", столько же, сколько выходных.
Неталантливых детей нет, творчество присуще каждому, и любой
ребёнок творчески одарён. Только дар этот надо не пропустить, создать условия, чтобы ученику захотелось творить и, конечно, сделать это вовремя.
Продолжи текст «Шёпот рыб»
Заглянешь в воду и захочешь присмотреться к жизни подводного царства. Я устроил под водой сад, чтобы приучить к себе рыб. Спустил я на дно ёлочки и укрепил их камнями, приспособил кормовую полочку, расчистил аллейки, обсадил водорослями, а под ними разложил раковины. Ночью в подводном саду загорался фонарь и на огонёк приплывали яркие рыбы: окуньки, плотвички, уклейки.
«О чём они шепчутся?» Продолжите.
— прислушивался я. Мне казалось, что рыбы о многом хотели рассказать людям. Рыбы жаловались на жадных рыболовов, которые ловят их сетью, просили не загрязнять озера и реки, прекратить сбрасывать в них всякий хлам. Они обещали за это не уходить из водоемов.
(По Н. Сладкову)
Можно применять следующие виды нетрадиционных форм домашнего задания
-составление кроссвордов, ребусов, сказок,
-подборка загадок, пословиц, стихотворений, художественных отрывков,
-подготовка иллюстраций к литературным произведениям,
- исторический комментарий к произведениям (слайд-шоу);
- наблюдение за природой (фото и видеосъемка);
- подготовка словарных диктантов;
- составление конспекта, опорных таблиц и др.
- приём «Нарисуй правило!».
Творческая работа, эмоциональный отклик на совместную работу на уроке, требует определенной самоорганизации, дисциплинированности, воображения, творческой самостоятельности. Данный приём можно предложить использовать в домашнем задании.
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты:
речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон;
возрастает интерес к предмету;
развивается наблюдательность, мышление, воображение.
«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти слова Антуана де Сент- Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, необходимо умелое руководство со стороны взрослых.
Александрова, Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. - С.53-56.
Ашевская, Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. - 2001. - № 6. - С. 21-25.
Винокурова ,Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. - № 4. – С. 18-37
Гончаров, С.З. Креативность субъектности: категориальный анализ. // Мир психологии.- 2005.- № 1.- С. 76-84.
Дружинин, В.Н. Психология творчества. // Психологический журнал. – 2005.- Том № 26.- № 5. – С.101-109.
Жукова, Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1.- С. 46-51
Имаметдинова, Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 6. - С.99-101.
Максимова, С.И. Вопросы формирования творческой личности ребенка в теории и практике семейного воспитания конца XIX – начала XX века. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 2.- С. 9-13.
Мартишина, Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога. // Педагогика. – 2006. - № 3. – С. 48-57.
Мельников, Л. Активизируйте свои способности. // Наука и религия.- 2003.- № 8. – С. 51-52.
Новлянская, З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития. // Искусство в школе. – 1996. - № 4. – С. 35-40.
Симановский, А.И. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения. // Мир психологии. – 2002. - № 4. - С. 215-222.
Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 2002. – 320 с.