СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение "Реализация ФГОС общего образования по химии."

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение по теме ''Реализация ФГОС общего образования по химии" Из опыта работы

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Реализация ФГОС общего образования по химии."»

Новые требования, предлагаемые учителю в рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, и практика последних лет развития общества в условиях всеобщей информатизации нацеливают работу учителя на использование системно-деятельностного подхода, предполагающего конструктивное взаимодействие ученика и учителя. Исходя, из этого учитель в процессе обучения становится помощником и наставником для учеников. При этом полностью меняется способ добывания знаний и информации учащимися, предполагающий активное участие в этом процессе, прежде всего обучаемого. В условиях внедрения ФГОС урок остается по-прежнему ведущей формой организации обучения в школе, сохраняя свои основные дидактические характеристики.

Анализ структур уроков по ФГОС показывает, что в каждом из них есть этап – мотивация учебной деятельности. Учитель должен вызывать у ученика интерес к учению и получению конечного результата. Должно происходить решение актуальных личностно значимых проблем, имеющих практическую направленность.

Для мотивации учебной деятельности я использую технологии системно-деятельностного подхода, проблемных ситуаций.

Пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации:

побуждающий диалог – это “экскаватор”, который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу;

подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – “локомотив”, движущийся к новому знанию, способу действия;

применение мотивирующих приёмов: “яркое пятно” – сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), “актуализация” – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.

Приведу примеры некоторых проблемных ситуаций, которые я использую на уроках. При изучении темы в 9 классе: Оксиды углерода (II, IV).

  1. Мотивирующий прием «яркое пятно»

Учитель: В Италии, около Неаполя, находится «Собачья пещера». Взрослые люди могут находиться в ней сколько угодно, а коты, собаки и другие маленькие животные задыхаются там и умирают. Никакого чуда здесь нет. С вулканической почвы этой местности выделяется газ. Так как это тяжелый газ, он накапливается на дне пещеры слоем 80-100см. Поэтому животные здесь гибнут. О каком газе идёт речь? (Учащиеся высказывают свои мнения.)
Учитель: Итак, вы отвечали на один и тот же вопрос, что вас удивило?
Ученики: Все предлагали разные версии.
Учитель: Вопрос был один, а версий много. Почему так вышло?

(побуждение к формулировке проблемы).
Ученики: Мы не знаем, о каком веществе идёт речь.

Учитель: Речь идет об угарном газе - оксиде углерода(II).

Далее я продолжаю постановку проблемы. На стол ставлю 2 бутылки с водой газированной и негазированной. Обе бутылки с водой встряхиваю и поочередно открываю. Предлагаю ученикам прокомментировать наблюдаемые явления. Ученики говорят, что в одной бутылке вода негазированная, в другой газированная.

  1. Побуждающий диалог «экскаватор»

Учитель: - Какой газ образует газированную воду?

Ученики: Углекислый газ.

Учитель: Что вы знаете об углекислом газе? ( Необходимо выслушать как можно больше версий)

- Чтобы хотели еще узнать об углекислом газе?

Учитель: О каких газах сегодня пойдет речь на уроке? Давайте сформулируем тему урока.

Тема урока « Оксид углерода (II), оксид углерода (IV).»

3. Подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – “локомотив”, движущийся к новому знанию, способу действия;

Заполнить таблицу, используя необходимые параметры. Работа с учебником.

При изучении темы «Фосфор» в качестве «яркого пятна» использую отрывок из повести А. Конан - Дойла « Собака Баскервилей».

«…Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, - сказал я".

Побуждающий диалог «экскаватор»

Учитель: - Какое явление называют аллотропией? Какие аллотропные модификации кислорода вам известны?

Ученики: - Явление существования химического элемента в виде нескольких простых веществ. Кислород, озон.

Учитель: Что вы знаете о фосфоре? ( Необходимо выслушать как можно больше версий)

- Чтобы хотели еще узнать о фосфоре?

Подводящий диалог «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия.

Учитель: О каком химическом элементе сегодня пойдет речь на уроке? Давайте сформулируем тему урока.

Тема урока «Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. ».

Задание: заполнить таблицу, используя необходимые параметры. Работа с учебником.

Также на уроках я использую проблемно-ситуационные задания. Они помогают учащимся применять в реальной жизни знания, полученные на уроках.

1.На одном из конкурсов кулинарных рецептов, проводимых журналом «Работница», первый приз получил оригинальный рецепт заготовки «Огурцы со свечой». Стеклянную банку емкостью 3 л наполняют вымытыми сухими огурцами, в свободное пространство в ней помещают небольшую свечу и зажигают, а банку закатывают металлической крышкой. Таким способом удается сохранить свежие огурцы в течение длительного времени. В чем суть этого способа, с точки зрения химика? Биолога? (Любые плоды при хранении портятся – теряют товарный вид и вкусовые качества в значительной степени за счет процесса дыхания, которое протекает с выделением воды и углекислого газа:

С6 Н12 О6 + 6О2 = 6СО2 + 6Н2О + 2867 кДж.

При горении свечи кислород, содержащийся в банке, расходуется на горение и образуется СО2, в результате процесс дыхания плодов замедляется и они долго сохраняются.)

2. Самой лучшей посудой для варки варенья издавна считаются неглубокие медные тазы. Какими свойствами меди – химическими или физическими – это объясняется?

(Рассмотрим, в какой еще посуде можно варить варенье. В эмалированной этого делать нельзя, т.к. варенье подгорает, и кастрюля может быть после первого же раза безнадежно испорчена. Алюминий (и оксидная пленка на его поверхности) может взаимодействовать с органическими кислотами, содержащимися в ягодах и фруктах. Медь не только достаточно устойчива химически, но еще и обладает уникальными физическими свойствами – высокой теплоемкостью и теплопроводностью. Эти ее свойства позволяют обеспечить равномерное распределение и сохранение тепла по всей поверхности посуды даже при нагревании на источнике тепла небольшого размера (горелка обычной газовой плиты).

Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация; требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости.

 Как показывают результаты международных исследований, современные российские школьники, хорошо справляются с заданиями на воспроизведение знаний, но затрудняются применять полученные знания в ситуациях, близких к жизненным. Для достижения современных требований к результатам обучения химии необходимо применение заданий, в которых химическое содержание интегрировано с практикой.

  1. Тема урока «Относительная молекулярная масса вещества. Массовые доли элементов в соединениях».

Из курса ботаники вы знаете, что для роста зелёной массы растений необходим азот. Использование какого минерального удобрения (аммиачная селитра NH4NO3, калийная селитра KNO3, мочевина (NH2)2CO) окажется наиболее эффективным и почему? Как вы полагаете, является ли содержание в веществе элемента, необходимого для растений, единственным фактором, определяющим целесообразность его использования в качестве удобрения?

  1. Тема урока «Кислород, его характеристика. Получение кислорода в лаборатории».

Как известно, рыбы дышат кислородом, растворённым в воде. Что можно сказать о требовательности к содержанию кислорода в воде таких известных видов рыб, как карась и форель, если первый предпочитает стоячую воду небольших прудов, а вторая водится только в быстрых горных речках?

А в этой контекстной задаче затрагивается ещё один важный вопрос, о котором говорится в Стандарте - навыки безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Тема урока «Свойства кислорода. Оксиды»

Есть много людей, обожающих париться в бане. Однако в русской бане есть риск отравления угарным газом. Признаки такого отравления известны: сначала сильное головокружение, необыкновенная бледность лица, у некоторых бывает рвота, потом глубокий обморок, а при продолжительном воздействии газа – летальный исход. Чтобы избежать опасности отравления, необходимо придерживаться следующих правил: когда баня натоплена и уже достаточно прогрета, надо тщательно перемешать угли в топке, чтобы не осталось даже маленькой тлеющей головешки. Если в топке имеются большие тлеющие головни, их следует оттуда убрать и погасить в ведре с водой. Из поддувала печи также нужно всё выгрести, так как там могут находиться долго тлеющие угли.

Установите и запишите формулу угарного газа, если известно, что он относится к оксидам, а массовая доля углерода в нём составляет 42,86%.

В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебной и внеучебной деятельности. Вопрос охраны здоровья детей в настоящее время является злободневным и актуальным. Человек, не знающий о возможности негативного влияния на него химических соединений, поступающих в нашу жизнь в виде технических, хозяйственных и бытовых препаратов, перестает быть хозяином своего здоровья. Знакомство с вредными воздействиями бытовых и производственных химических соединений на человека и природу – это необходимый обязательный компонент химического образования.

  1. Тема урока «Составление уравнений окислительно – восстановительных реакций».

Однажды французский химик Бернар Куртуа, как обычно, завтракал за своим лабораторным столом. На плече у него восседал кот. Коту надоело сидеть на плече, и он спрыгнул, но неудачно, столкнув стоящие на столе бутылки, в одной из которых был настой морских водорослей, а в другой концентрированная серная кислота. Бутылки покатились и, упав на пол, разбились. Содержимое бутылей смешалось, а комната наполнилась фиолетовыми парами. Это были пары йода.

Какие правила безопасной работы в химической лаборатории нарушил Бернар Куртуа?

  1. Тема урока «Строение атомов галогенов. Галогены – простые вещества».

Первым боевым отравляющим веществом был хлор. Германия применила его 22 апреля 1915 года в долине реки Ипр против французской дивизии. Только в один этот день было отравлено 15 тыс. человек, из которых 5 тыс. погибли.

Согласно ГОСТ 2874-54 при очистке воды после 30 – минутного контакта хлора с водой остаточного хлора должно быть не более 0,5 мг/л и не менее 0,3 мг/л при выходе из очистных сооружений, не менее 0,1 мг/л в наиболее отдалённых точках водозабора.

Если бы французы знали химические свойства хлора, могли бы они предотвратить столь масштабные отравления? Каким образом? Почему хлор применяется как боевое отравляющее вещество и почему применяется в целях обеззараживания воды?

Почему происходит снижение концентрации хлора в отдалённых точках водозабора?

  1. Тема урока «Сероводород. Сульфиды»

Почему для лечения больных используют сероводородные ванны, хотя сероводород токсичен для человека? Используя дополнительную литературу, объясните механизм воздействия сероводорода на человека.

Контекстные задачи способствуют формированию у школьников навыков решения реальных практических проблем и функциональных умений, открывают широкие возможности для оценивания уровня развития творческого потенциала личности.