1.Организационный момент (2 мин) | Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Ребята, сегодня урок хочу начать словами математика Алексея Маркушевича: «Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым, областям труда и открытий». Девиз нашего урока: «Думаем, мыслим, работаем и помогаем друг другу». | Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку, включаются в деловой ритм урока. | 2 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности, подготовка к принятию учебных задач. Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. |
2. Актуализация знаний (7 мин) | Актуализация опорных знаний и способов действий. | «Чистая доска» (определения на центральной доске). Выбираем термин и даем ему определение. Треугольник, прямоугольный треугольник, тупоугольный, остроугольный, равносторонний, равнобедренный, свойства равнобедренного треугольника, внешний угол треугольника, свойства внешнего угла. --- Каким же общим свойством обладают углы любого треугольника? ( Сумма углов любого треугольника равна 1800.) --- Применим ваши знания на практике, решим задачи. (задачи на развороте, отвечают с места) (ответы магнитом на рис., на обороте буквы). Расположить ответы в порядке возрастания, получим слово Герон. А вы знаете, чем известен Герон? Ещё в древности стали вводить некоторые знаки для обозначения геометрических фигур. | Фронтальная: отвечают на вопросы, формулируют известные определения, свойства и теоремы о треугольниках и углах. | 7 | Познавательные: умение определять понятия, структурирование собственных знаний. Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом речевых ситуаций. Регулятивные: контроль и самооценка результатов учебно-познавательной деятельности, прогнозирование предстоящих учебных задач урока. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Изучение нового материала. Постановка цели урока. (15 мин) | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Беседа о путях установления соотношения между сторонами и углами треугольника на основе измерений и вычислений с последующим обобщением и доказательством. Обсуждение результатов работы в группах, формулировка вывода. | Вы довольно много знаете о треугольниках. Молодцы! ===Сформулировать тему урока вам поможет следующее задание: решите анаграмму (в словах изменен порядок букв) олгу (угол) тосроан (сторона) кельногутри (треугольник) сотоешонине (соотношение) === Пользуясь словами-помощниками, кто может сформулировать тему урока? Тема урока … «Соотношения между сторонами и углами треугольника». === Давайте определим цели урока: 1) выяснить, как соотносятся стороны и углы в треугольнике 2) сформулировать теорему о соотношении между сторонами и углами треугольника 3) применить новые знания при решении задач. === В тетрадях записали число и тему урока. === Но, для того, чтобы достичь цели урока, я предлагаю вам превратиться в исследователей. Объектом нашего исследования будут ??? треугольники. У вас на партах лежат листочки с треугольниками. Работаем в группах по 4 человека (2 уч.- измеряют стороны, 2 уч.-измеряют углы). (Приложение 1) Давайте познакомимся с планом исследования: Измерить длины сторон треугольника; Определить наибольшую сторону; Измерить углы треугольника; Определить наибольший угол; Выявить закономерность расположения сторон и углов в каждом отдельном треугольнике. Сделать вывод. Цель: 1) выяснить, как соотносятся стороны и углы в треугольнике. 2) сформулировать теорему о соотношении между сторонами и углами треугольника. На исследование у вас 5 минут. (На доске изображены эти треугольники. Под треугольниками поместить надписи: большие стороны, большие углы) Группа говорит ответ, учитель записывает данные на доске. - Как расположен выбранный вами угол по отношению к выбранной стороне? - Кто попробует сформулировать теорему? - А обратно эта теорема действует? === Откройте учебники на стр. 72 и проверьте свои предположения. Физкультминутка: Поднимите руки наверх, руками покажите прямой угол, тупой угол, развёрнутый угол, острый угол. И БЫСТРЕЕ – 3-5 раз. === Прочитайте и перепишите теорему себе в тетрадь, ознакомьтесь с доказательством, предложенным в учебнике, выделив основные этапы доказательства. Заготовка треугольника на доске === Записываем в тетрадь: Док-во. === Какие дополнительные построения надо внести, чтобы доказать теорему? (Док-во теоремы на доске, рис…) | Учащиеся определяют тему и цели урока. Записывают в тетрадь дату и тему урока. Работа в группах по 4 чел. Учащиеся работают по плану исследования (измеряют стороны и углы треугольников, делают вывод). Смысловое чтение, работа с текстом, доказательство теоремы, которую сформулировали в процессе исследовательской работы. | 15 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение осуществлять поисковую деятельность. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Умение осознанно выбирать способы решения учебных и познавательных задач, определять последовательность и способы действий в рамках структуры поисковой деятельности; самодиагностика и коррекция собственных действий. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, выражать свои мысли, сотрудничество с учителем. |
4. Закрепление изученного материала. (6 мин) | Систематизация новых знаний. | Применим новые теоремы к решению задач (уч-ся решают у доски). №1. Сравните углы ∆АВС, если: а) АВ ВС АС; б) АВ = АС №2. Какой угол в ∆МРК наибольший, если: а) МР=5см, РК=6см, МК=7см; б) МР=10см, РК=МК=6см.. №3. Сравните стороны ∆АВС, если: а) А В С; б) А В = С. №4. Какая сторона в ∆MNS наибольшая, если: а) M =350, N=670, S= 780; б) M=200, N=650. | Решают задачи, требующие применения полученных знаний. | 6 | Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, дедуктивное умозаключение. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Регулятивные: соотнесение выявленной учебной информации с собственными знаниями и умениями. Личностные: самоопределение. |
5. Тест. (7 мин) | Проверка умения применять знания и интеллектуальные умения при решении геометрических задач. | Проверим усвоение новой темы, решив тестовую работу. (Приложение 2) === Подписали листики. === Заполнить поле для ответов. Учитель показывает правило заполнения бланков Ответы выводятся на экран | Взаимопроверка. Учащиеся выполняют задания, заполняя бланк ответов, затем меняются друг с другом, проверяют и ставят оценку. | 7 | Познавательные: умение самостоятельно применять новые знания к решению задач, делать выводы. Коммуникативные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Регулятивные: постановка учебной цели в процессе решения задачи, выбор уровня достижения цели ; самодиагностика и коррекция собственных действий. Личностные: самоопределение. |
7. Подведение итога урока. (3 мин) | Зафиксировать новое содержание урока, оценить результаты учебной деятельности. | === А теперь пришло время подвести итог урока. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились? Достигли ли мы поставленной с вами цели в начале нашего урока? Можно ли сказать, что вы на уроке размышляя – учились? Сегодня на уроке вы выступали в роли исследователей. Что понравилось? Какие полезные выводы сделаем для себя на будущее? | Учащиеся подводят итоги своей работы: оценивают степень разрешения проблемы, выполнения познавательной задачи и осознают способы достижения полученных результатов. | 3 | Познавательные: Умения строить логическое рассуждение и делать выводы, обобщать и систематизировать полученную информацию, осознание сущности методов ее получения. Коммуникативные: Умение осознанно использовать речевые средства для планирования и регуляции своей деятельности. Регулятивные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля, самооценки. Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха). |
8. Рефлексия.( 3 мин) | | Дайте оценку себе и уроку в целом, заполнив лист рефлексии (прием рефлексии «Выбор»). (Приложение 3) Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились. Спасибо за внимание! Урок окончен. | Учащиеся дают оценку себе и уроку в целом, заполнив лист рефлексии. На уроке я работал... Своей работой на уроке я… Урок показался мне.. За урок я … Мое настроение… Материал урока для меня был… За урок я себе ставлю… | 3 |