Консультация для педагогов
«Сопровождение семейного досуга педагогами дошкольного учреждения»
Пояснительная записка
Способы устранения эмоционального контакта с ребёнком
Формы сопровождения
Семейный досуг
Семинар-практикум
«Открытые двери»
Этапы организации семинара-практикума для родителей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Все дети нуждаются в эмоциональных контактах с родителями. В первую очередь, это касается детей, которые посещают дошкольные образовательные организации и много времени проводят с чужими людьми (даже искренне к ним привязанными, внимательными и заботливыми).
Есть родители, которые искренне пытаются уделять детям время, выделяют для них пространство в своей жизни. Но при этом не знают и не понимают ребенка. Ведь ребенок проводит большую часть своей детской жизни с другими людьми: педагогами детского сада, тренерами, репетиторами.
Если родители не стали другом своему ребенку в период дошкольного детства, то сделать это во взрослой жизни практически невозможно. Именно другом, а не только любящим и заботящимся о нем родным человеком.
Сегодня с детьми меньше, чем нужно, играют, их больше, чем допустимо, оставляют одних, а иногда подвергают наказаниям, понять смысл которых на своем уровне развития ребенок не в состоянии.
СПОСОБЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА С РЕБЕНКОМ:
• Стать его равноправным партнером в детской игре.
• Читать каждый день перед сном книгу.
• Обнимать, целовать, поглаживать, чтобы он почувствовал тепло человеческого тела, ритм сердцебиения, дыхания мамы, папы, бабушки;
• Проживать каждый момент жизни с ним рядом.
• Слушать реплики ребенка, когда он шутит, говорит комплимент, комментирует мультфильм или папину игру на компьютере.
• Проводить с пользой для его развития свободное время.
ФОРМЫ СОПРАВОЖДЕНИЯ
Одна из продуктивных форм для установления эмоциональных контактов родителей и детей - совместный семейный досуг. Популярной формой семейного досуга стал активный отдых.
Взрослые должны научить ребенка занимать свое свободное время. Причем это не заключается только в работе по дому, выполнении каких-то обязанностей, помощи по уходу за животными и других занятиях «с пользой».
Поэтому задача взрослых - научить ребенка проводить свободное время творчески.
Если родители и дети вместе рисуют, занимаются моделированием, выкладывают пазлы, пополняют и систематизируют коллекции, издают семейные газеты, клеят коллажи или изготавливают поделки, чтобы представить их на выставке в детском саду, это делает их жизнь интересной, разнообразной, наполненной смыслом и конструктивным общением.
Способом организации совместного досуга и конструктивного общения с ребенком также является разработка маршрутов выходного дня. Можно использовать объекты, которые есть в каждой семье или которые составляют типичный городской ландшафт (улица, парк, бульвар, набережная, роща, автостоянка и т. п.).
Таким образом, сопровождение досуга семей дошкольников позволяет родителям преодолеть определенные трудности в воспитании ребенка и общении с ним, оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны его жизнедеятельности.
Семейные проекты – одно из направлений работы по организации взаимодействия детей и взрослых в рамках воспитательно-образовательного процесса в ДОО. (Проекты к Новому году, к 23 февраля и 8 марта, совместное проекты в помощи животным и птицам и тд.)
Дети приносят свои готовые работы в детский сад, которые в дальнейшем участвуют в выставках, конкурсах, кормушки для птиц вместе с воспитателем размещаются на участке где дети могут кормить и наблюдать за птицами.
В самом общем значении сопровождение - это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути.
Конечно же, ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проведенные соревнования. Поэтому эффективно разрабатывать и проводить различные мероприятия, посвященные формированию здорового образа жизни дошкольников. Они не только тесно сближают всех участников, но и дают массу положительных эмоций и приятных воспоминаний.
Данные мероприятия помогают добиться взаимопонимания и доверия родителей, вызвать их интерес к проблемам воспитания и обучения их детей и сподвигают их стать активными участниками этого процесса.
А мы, педагоги, в свою очередь, участвуя в таких проектах, узнаём много нового и интересного о родителях наших детей, их семейных традициях, увлечениях.
Семейные проекты объединяют семьи в возрастных группах, раскрывают их таланты, учат родителей объективно оценивать возможности своих детей, общаться со своими детьми на правах равноправных партнёров. А какая тёплая атмосфера доверия возникает во взаимоотношениях воспитателей и родителей.
Оптимальной формой сопровождения по вопросам организации семейного досуга могут стать семинары-практикумы. Они включают, с одной стороны, передачу родителям некоторых педагогических знаний, а с другой - позволяют оптимизировать собственный педагогический опыт семьи, «проиграть» проблемные ситуации, узнать что-то новое о себе и своей семье при выполнении упражнений или прохождении тестов.
Семинар-практикум — это вид занятия, цель которого состоит в обеспечении возможности практического использования теоретических знаний. Такую форму взаимодействия с родителями можно использовать на родительском собрании, педагогическом семинаре.
Технология организации семинара-практикума для родителей включает несколько этапов.
В ходе семинара-практикума родителям можно предложить следующие вопросы для обсуждения:
Какие традиции семейного досуга есть в вашей семье? Укажите самые интересные из них.
Сколько, по вашему мнению, нужно времени проводить с ребенком в выходные дни?
Нужно ли специально учить ребенка организовывать свой досуг?
Можно ли научить ребенка продуктивно проводить свободное время, используя только свой личный наглядный пример?
Должны ли родители и дети проводить досуг отдельно?
Как часто нужно организовывать семейные совместные праздники, мероприятия?
Можно ли игнорировать желания ребенка и его планы проведения свободного времени, если это не соответствует вашим принципам, взглядам на жизнь, интересам и т. д.?
Считаете ли вы, что досуг ребенка нужно организовывать, ориентируясь, в первую очередь, на образ жизни семьи, а не на мнение и возможности окружающих?
«Как организовать летний отдых ребенка?»;
«Система закаливания ребенка зимой и в летний период»;
«Как провести выходные с ребенком в городе?»;
«Семейные хобби и увлечения»;
«Организация детского досуга в квартире».
Полученная на семинаре-практикуме информация поможет им узнать в непринужденной обстановке, как другие родители проводят с ребенком.
Например, кто-то из родителей рассказывает, какие выставки посетить с ребёнком, какие мероприятия можно посмотреть на городском фестивале, как попасть на базу отдыха, проехать до озера, какова цена мероприятия и т. д.
3.4. Одна из интересных форм «День открытых дверей» Она не новая, но очень эффективная.
Данное мероприятие позволяет дать возможность родителям «прожить» с детьми совместный день в детском саду. Они с удовольствием посещают разные виды совместной деятельности педагогов с детьми, режимные моменты, можно предложить попробовать блюда из меню.
Мы, в свою очередь, стараемся в выгодном свете показать родителям, что в учреждении создана безопасная, психологически комфортная среда для развития детей и укрепления их здоровья. Данным мероприятием мы выражаем желание, помочь родителям понять своего ребенка, увидеть его на фоне других детей, раскрыть его уникальность и неповторимость. Ведь как от родителей так и от нас зависит, будет ли жизнь ребёнка удивительной и интересной.
4. Приложение (памятка коллегам)
Технология организации семинара-практикума для родителей
1-й этап — подготовительный
Продумайте перечень вопросов для обсуждения на семинаре. Их не должно быть более 10. Большее число вопросов утомляет участников семинара и снижает уровень продуктивности обсуждения.
Вопросы свяжите с темой обсуждения (то, что актуально для родителей «здесь и сейчас»), возрастными особенностями детей группы, временем года и т. д. Выбор вопросов зависит от намеченной цели.
2-й этап — раздача материалов
Раздайте участникам семинара небольшие полоски бумаги (по возможности, цветные стикеры). Их количество (или количество цветов стикеров) должно соответствовать числу вопросов.
3-й этап — ответы на вопросы
Прочитайте первый вопрос. Участники ставят на одной из полосок цифру «1» и записывают свой ответ (если используются стикеры, то каждый ответ пишется на полоске определенного цвета). Аналогично записываются ответы на все остальные вопросы.
4-й этап — деление на группы
Участники семинара должны разделиться на группы по количеству вопросов (желательно по 3–4 человека). Для этого попросите их встать (этот прием поможет снять некоторую заторможенность отдельных участников и устранит желание «отсидеться») и рассчитаться на «первый — третий» или «первый — четвертый» (в зависимости от количества вопросов).
Каждая группа берет одну карточку, на которой записан вопрос, и собирает все ответы родителей под этим номером.
5-й этап — систематизация ответов
Собранные ответы участники систематизируют, а информацию записывают на отдельный лист.
6-й этап — обсуждение ответов
Каждая группа обсуждает ответы и составляет по ним выводы-резюме.
7-й этап — озвучивание выводов по отдельной группе вопросов
Каждая группа оглашает полученные выводы по рассматриваемому вопросу остальным участникам.
8-й этап — коллективное обсуждение ответов на вопросы.
3