Просмотр содержимого документа
«СОР № 8. Литература. 10 класс»
Суммативное оценивание за раздел «Семейные ценности».
Цель обучения | 10.1.5 пересказывать текст произведения или эпизод, творчески переосмысливая содержание и используя образные средства 10.3.2 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия, влияющие на целостное восприятие образов, оценивая степень эмоционального воздействия |
Критерий оценивания | Обучающийся -пересказывает текст произведения или эпизод, творчески переосмысливая содержание и используя образные средства - сравнивает художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия, влияющие на целостное восприятие образов, оценивая степень эмоционального воздействия |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание Навыки высокого порядка |
Задание 1. Письменно перескажите от лица Наташи/Пети/прислуги эпизод «Ростовы отдают подводы раненым» (том 3 часть 3 глава XVI). Передайте внутреннее состояние героини. Используйте средства выразительности, соблюдайте логику/хронологию событий.
«-Ты знаешь за что? — спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью).
— За то, что папенька хотел отдать все подводы под раненых, — сказал Петя.
— По-моему, — вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, — по-моему, это такая гадость, такая мерзость, такая... я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?.. — Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице.
— Это гадость! Это мерзость! — закричала она. — Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь
— Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! — закричала она. — Они остаются!..
— Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. — спрашивала Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые.
Все домашние принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов.
На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами.
— Четверых еще можно взять, — говорил управляющий, — я свою повозку отдаю, а то куда же их?
Отдали еще и гардеробную повозку и отправили ее за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно-счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.
Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот ее была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше».
Задание 2. Выполните сравнительный анализ в виде связного текста. Сравните иллюстрацию Л.О. Пастернака с соответствующим эпизодом романа Льва Толстого «Война и мир». Каким образом писателю и художнику удалось передать характер героев, идейный смысл, суть эпизода?
| «Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой. – Позвольте вас познакомить с моей дочерью, – сказала графиня, краснея. – Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, – сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе и занося руку, чтоб обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой. «Давно я ждала тебя», – как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из‑за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея». |
Критерии | Дескрипторы | Баллы |
пересказывает текст произведения или эпизод, творчески переосмысливая содержание и используя образные средства | письменно пересказывает содержание эпизода от лица героя/героини | 2 |
передает эмоциональное состояние героини, мысли, переживания | 2 |
соблюдает логику изложения, хронологию событий | 2 |
использует выразительное средство – сравнение (не менее одного) | 1 |
использует выразительное средство – фразеологизм (не менее одного) | 1 |
использует выразительное средство – перифраз (не менее одного) | 1 |
использует выразительное средство – метафора (не менее одной метафоры) | 1 |
использует выразительное средство – риторический вопрос или восклицание (не менее одного) | 1 |
сравнивает художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия, влияющие на целостное восприятие образов, оценивая степень эмоционального воздействия | выполняет сравнительный анализ в виде связного текста (120 слов) | 5 |
определяет приемы и способы передачи характеров героев писателем и художником | 2 |
определяет приемы и способы передачи идейного смысла и сути эпизода писателем и художником | 2 |
| ИТОГО | 20 |