СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сорока» – русский народный головной убор

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий прект по технологии 9 класс.

Просмотр содержимого документа
««Сорока» – русский народный головной убор»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Половневская средняя общеобразовательная школа»

Октябрьского района Курской области





Творческий проект по технологии


«Сорока» – русский народный головной убор.





Выполнила:
ученица 10 класса
Тарасова Полина Сергеевна
Руководитель:
учитель технологии
Агаркова Галина Михайловна









2019-2020 учебный год



Содержание

1.Аннотация
2. История

3. Возникшая проблема, цели, задачи

4. Поисковый этап

5. Возможные варианты

6. Используемые материалы

7. Инструменты и оборудование

8. Техника безопасности

9. Технологическая последовательность стр. 8

10. Себестоимость стр. 9

11. Экологическая оценка стр. 9

12. Вывод стр. 9

13. Литература стр. 9

14. Приложение стр. 10

15. Рекламный проспект стр. 11












Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежду,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша?

Наряды древних скифов послужили,

Пожалуй, прототипом для нее.

Итак, что прежде женщины носили?

У всех деталей имя есть свое:

XI–XIII век.





















Аннотация

Данная работа предполагает следующее: Познакомиться с истоками русской культуры, почувствовать принадлежность к традиционной культуре на примере сороки- женского головного убора.

Изучить историю происхождения сороки и научиться изготавливать его, используя различные украшения для решения поставленной цели в работе использованы следующие методы и приёмы:

-словесный: поиск и обработка необходимой информации из литературных источников интернета;

-поисковый: поиск в музеях нашего района - созданных в традициях русского народа

-Практический: изготовления сороки- женского головного убора. Данная работа содержит в себе основанные стороны исследования: теоретическую и практическую. Первая сторона исследовательской работы заключается в изучении теоретического материала по вопросу исследования, то есть когда и где появились головные уборы, какие формы и украшенные были актуальны.

- вторую сторону работы представляет практическая часть данного исследования. Изучалось применение опыта XVI века: сорока – народный головной убор, знакомый многим по русским народным сказкам. Без головного убора комплект одежды был не полным и согласно обычаю древних восточных славян даже и не мыслим. С непокрытой головой « простоволосой», женщина не показывалась на людях. С использованием полученных знаний был создан образец русского убора, по которому желающие могут создать собственный образец женского головного убора.






















Введение

Мы так привыкли к ношению головных уборов, что не задумываемся, насколько это важный и полезный предмет гардероба. Шляпа способна изменить не только внешность, но и образ мыслей человека, его самоощущение, настроение, имидж. Сегодня шляпа является элементом, определяющим характер и способность к творческому самовыражению человека, ее носящего. Иногда мы не можем представить человека без головного убора. Невозможно представить А.С. Пушкина без цилиндра, Чарли Чаплина – без котелка, всем известна знаменитая шляпа Михаила Боярского. Головной убор отражает индивидуальность человека. В прошлом году, изучая славянские берестяные берегини, которые наши предки носили в качестве головных уборов, я задумался над тем, как вдохнуть новую жизнь в традиционные головные уборы, воплотить народные традиции в современных условиях в виде оригинальных шапок, бейсболок. В результате работы я хочу узнать историю возникновения шляп, интересные факты, связанные с ними и приобрести практические навыки по изготовлению шляп из бересты, сплести шапку в русских народных традициях и создать по своему эскизу современный молодежный головной убор. Цель



История русского народного костюма

Древнерусский женский головной убор изучен лучше, чем мужской, благодаря обилию археологических находок. Обычай, согласно которому замужняя женщина должна была тщательно закрывать свои волосы («простоволосая баба» могла якобы как-то вредить окружающим, «светя волосом»), очевидно, уходит своими корнями далеко вглубь веков, в дохристианские времена. Девушки в древней Руси, как и позднее, могли ходить без такого головного убора, который закрывал бы все волосы.

Р аспущенные по плечам или заплетенные в одну или две косы волосы зачастую придерживались венчиком — узкой полосой металла или яркой материи, охватывавшей голову и скреплявшейся или завязывавшейся на затылке. Более сложный, богато украшенный венчик назывался коруной. Известны остатки таких корун, сделанных на проволочном каркасе, в киевских кладах домонгольского времени. Видимо, украшенная коруна была атрибутом богатой городской девушки и ценилась высоко. Несколько более скромные, но тоже снабженные металлическими украшениями венчики носили, по-видимому, и крестьянские девушки в северных русских землях. Венчик и коруна не закрывали ни темени, ни спускавшихся на плечи волос девушек.

Девичьи головные уборы  были довольно простыми по форме и способу изготовления. Самыми распространенными были уборы в форме венца или обруча из древесной коры, обшитого тканью  с вышивкой бисером, жемчугом. Применялась повязка из полоски ткани, из парчи или с золотистой вышивкой. Иногда головные уборы  декорировались поднизью из речного жемчуга, бисером, вставками стекла, рубленого перламутра, фольгой.

Женский головной убор — повой, судя по изображениям, был полотенчатым, о чем говорит и встречающееся в летописи упоминание в связи с головным убором слова «убрус» — полотенце. Он обвивался вокруг головы, закрывая целиком волосы женщины, спускался иногда и на плечи, оба конца могли свисать на грудь. Человек, который сорвет с женщины повой и она окажется простоволосой, наказывался в Новгороде в XII в. высоким штрафом, вдвое выше, чем за повреждение плаща, поскольку в этом случае женщина считалась опозоренной.

 Наиболее традиционным был, пожалуй, женский головной убор. Его состав и конструкция были продиктованы тем, что издавна считалось, что замужняя женщина никому не должна показывать свои волосы, а если она будет «светить волосом», то от этого может произойти даже какой-либо вред для окружающих. «Спаси меня от колдуна и от девки гладковолосой и от бабы простоволосой»,— гласил старый заговор. Но девушкам, независимо от того, были ли их волосы кудрявыми или гладкими, полагалось дома, а в летнюю пору и на улице ходить с открытой головой


Женские головные уборы северных губерний России назывались кокошниками. Изготавливались они профессиональными мастерицами из фабричных тканей. В орнаментации кокошников использовались белый бисер, фольга, стекло, перламутр и речной бисер. Основой для вышивки служили шелк, бархат, орнаментальные мотивы – ветки, побеги, цветы.  Часто для украшения кокошников применялись поднизи-налобники из жемчуга. Кокошники были разной формы, но в основном это шапочки с высокой передней частью.

 Выходя на улицу, женщина надевала поверх этого убора платок или (у зажиточных слоев населения) шапку или шляпу.  Женские шляпы были круглыми, с небольшими полями, богато украшались шнурами из жемчужных и золотых нитей, иногда — драгоценными камнями. Шапки были меховыми, по большей части — с матерчатым верхом Иногда платок — фата — повязывался поверх меховой шапки, так что угол его свешивался на спину.


С орока — старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Был широко распространен в центральной России, а также у некоторых групп мордвы. Была самым богатым из женских головных уборов; к началу XX века сорока вышла из употребления.

Сорока как головной убор — род кички, на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички.

В качестве части головного убора — чехол из холста, кумача или другой ткани, надевавшийся поверх кички.

Сорока, украшенная шитьём или драгоценными камнями называлась саженая; была также сорока крылатая (с боковыми лопастями с завязкам, или крыльями): волосы стягиваются сдерихой на затылке. Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь на самой сороке (она же очелы). Если поверх сороки повязывался платок, то она назвалась «сорока с повоем».

Свадебный головной убор «сорока» состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно сороки каблукообразной формы. Сорока является древним по происхождению и способу ношения головным убором русской женщины.

Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка — твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх небольшими рожками, обшитая кумачом. К ней крепится кусок холста, края которого присобраны на тонкий шнур-«вздержку». Кичку надевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем шнуром фиксируют ткань на голове, несколько раз обвязав шнуром рожки и закрепив его. Затылок прикрывают позатыльнем (позатыльником) — прямоугольной полосой расшитого золотными нитями бархата, закрепленного для жесткости на картоне, к верхней части и боковым сторонам которого пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещивают на лбу и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом плотно скрепляя кичку с позатыльнем. И наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сложное сооружение. Основными мотивами орнамента золотной вышивки на позатыльне и по верху сороки являются «древа», аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи. Сохранились местные названия отдельных частей сороки: спереди располагается «очелье», по бокам — «кружки», сзади по «позатыльню» спускаются «крылушки».

Иногда сороку изготавливали сами крестьянки, но чаще ее отдавали шить на заказ или покупали на ярмарках.



2. Обоснование возникшей проблемы


В нашем ДК когда-то был исторический музей, но он пострадал от пожара. Многие экспонаты были утеряны безвозвратно. Сейчас идет восстановление музея. Я хочу поучаствовать в этой работе. И мне бы хотелось создать русский народный костюм. Недавно в ДК нашего села был концерт, на котором выступал хор «Славянка». На солистках были одеты очень интересные головные уборы, вскоре я узнала, что головной убор называется «Сорока». В этот момент я решила начать свою работу с головного убора.

Цели, задачи
Цель: 1. Собрать информацию о русском народном костюме,
головных уборах.
2. Узнать способ изготовления «сороки».
Задачи: 1. Выполнить проект.
2. Научиться вышиванию.
3. Изготовить головной убор «Сорока».
3. Поисковый этап
Зайдя в Интернет, я нашла много интересной информации о традиционном русском народном костюме. Рассмотрев варианты идей, я решила изготовить головной убор. Но какой же выбрать, ведь их очень много? Проведя анализ, я остановилась на двух вариантах. Это «Сорока» рис.1 и «Кокошник» рис.2. Выполнить «Кокошник» я не решилась, маловато опыта. Я остановилась на «Сороке», так как этот головной убор был широко распространен в нашей губернии.



4. Варианты идей

1. Изготовление русского головного убора сорока.


2 Изготовление кокошника..


5. Используемые материалы

Для выполнения украшения очелья необходимо приготовить ткань, нитки в цвет, тесьму.

Для выполнения образцов орнаментов необходимо иметь небольшие ножницы с острыми концами. Большими ножницами разрезают ткань для изделий.

Линейка применяется для определения места расположения тесьмы.

Шить надо с наперстком. Его надевают на средний палец правой руки. Он должен плотно прилегать к пальцу.


6. Инструменты и оборудование


Для изготовления головного убора «Сорока» мне потребовались такие инструменты, как: ножницы, сантиметровая лента, мелок, иглы и булавки, швейная машина и утюг, проутюжельник.


7. Правила безопасной работы

При работе с иглами, булавками, ножницами необходимо соблюдать правила безопасной работы, чтобы не подвергать себя и окружающих опасности получить травму. Иглы и булавки хранят в игольнице или вкалывают в мягкую подушечку. Не подносите иглу с рабочей нитью к лицу, не вкалывайте иглу в свою одежду. По окончании работы иглу следует вколоть в подушечку или положить в игольницу.
Рабочую нить отрезайте ножницами. Острые концы ножниц не подносите к лицу.


Правила работы с ножницами


1. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

^ 2. Ножницы класть кольцами к себе, передавать кольцами вперед.

3. Не оставлять ножницы раскрытыми.

4. Не подносить ножницы к лицу.

5. Следить за движением и положением ножниц во время работы.

6. Использовать ножницы только по назначению.


Правила работы с иглами и булавками


1. Хранить иглы и булавки в игольнице.

2. Не оставлять иглу без нитки.

3. Передавать иглу в игольнице.

4. Не подносить иглы и булавки к лицу.

5. Не втыкать иглы и булавки в одежду, а только в игольницу.

6. До и после работы проверить количество игл.


8. Технологическая последовательность


1. Определить размер изделия.

2. Сделать выкройки на бумаге.

3. Раскрой на ткани.

4. На лицевую сторону передней части «сороки»

заметить узор.

5. Пришивание тесьмы.

6. Пошив головного убора.

9. Себестоимость


Изделие получилось довольно-таки дешевое. Я заплатила только за ткань, стоимость которой 45 рублей и тесьму(30 рублей). Всего 75 рублей
10. Экологическая оценка

Изделие выполнено из экологически чистых материалов.


11. Вывод

Работа над проектом мне очень понравилась. Я буду продолжать работу над оформлением музейных экспонатов. В дальнейших планах у меня изготовление русского народного костюма. И я бы хотела попробовать изготовить сарафан.


12. Используемая литература


1 https://ru.wikipedia.org/wiki/

2 https://vk.com/public

3 Н. В. Малинова. Основы создания костюма. Изд-во «Книжный клуб»

2007

4.Дороти Вуд. «Украшения своими руками». Изд-во Книжный клуб

2008

5.http://womanadvice.ru/kokoshnik-svoimi-rukami

6 http://www.dollpleiades.ru/wp-

content/gallery/kostumkar/snegurochka2.jpg

7.http://www.osinka.ru/Sewing/Dekor/Needlework/07_08/01.jpg


























































О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская, многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская!