СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Состав и строение гидросферы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Состав и строение гидросферы»

Много снегу – много хлеба, много воды – много травы.



Тема :Состав и строение гидросферы

Цель урока: сформировать понятие « гидросфера», расширить знания о роли гидросферы в природе и для человека.

Задачи:

обучающие: научить сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы, выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме « Мировой круговорот воды в природе».

развивающие: развивать умения и навыки работы с разными источниками информации.

воспитательные: убедить учащихся в необходимости бережного отношения к воде.

Тип урока: изучение нового материала.

  1. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

  2. Оборудование урока: физическая карта полушарий, учебник, атлас география 6 класс.

  3. Структура и ход урока

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Объяснение нового материала

  3. Закрепления нового материала



Ι.Организационный момент.

ΙΙ. Объяснение нового материала.

Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы будем изучать водную оболочку Земли, узнаем какую роль, играет гидросферы в природе.

Как сказано в книге Дао Дэ Дзин  Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.

1. Тема урока «Состав и строение гидросферы»

Вопросы классу

-Где встречается вода в природе? - В каком состоянии встречается вода в природе? Что такое гидросфера?

Слово гидросфера означает - вода.

Термин «Гидросфера» произошел - от греческих слов «hidro» -вода, «sphaira» - шар. Гидросфера – водная оболочка Земли. (Запись в тетради темы урока « Состав и строение гидросферы») 2. Состав гидросферы. Используя текст учебника (с.  94), обучающиеся устанавливают, сколько воды на Земле, и делают вывод, что 3/4 поверхности земного шара занято водой. Основную часть нашего водного потенциала составляет вода, которой не напьешься, не используешь ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве, ни в быту это воды океанов и морей 96,4%, в ледниках 1,86%,подземные воды составляют 1,71%, реки озера болота 0,02% , в атмосфере и в живых организмах 0,01 % (запись в тетради).







3.Свойства воды.

Вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойств.

  1. Мировой круговорот воды.

Вода при испарении с поверхности Мирового океана поднимается вверх в виде пара.В атмосфере из пара образуются облака из которых выпадают осадки на поверхность земли.Эти осадки в виде дождя или растаявшего снега стекают в ручьи,реки,затем они попадают в моря и океаны,где снова происходит их испарение.Это и есть круговорот воды в природе.

  1. Физкультминутка

К речке быстро мы спустились, 
Наклонились и умылись. 
Раз, два, три, четыре, 
Вот так славно освежились. 
А теперь поплыли дружно, 
Делать так руками нужно: 
Вместе – раз, это брасс, 
Одной, другой – это кроль. 
Все как один плывем, как дельфин. 
Вышли на берег крутой, 
И отправились домой. 

Влагооборот

Ученые утверждают, что каждая капля воды в среднем проводит 10 дней в атмосфере,40 дней в снежном покрове, 100 лет в озере и 10 0000 лет под землей. Каждое из звеньев круговорота воды выполняет в нем особую важную функцию: испарение воды с поверхности суши, рек, озёр, водохранилищ, морей, океанов, перенос водяного пара воздушными потоками, конденсацию пара и выпадение атм. осадков, просачивание выпавшей воды – инфильтрацию, пространственное перемещение в виде поверхностного и подземного стока, течения в морях, водоёмах суши. Связывает воедино все части .

Содержание воды в жидкостях и тканях человека Содержание воды в различных организмах, их органах и тканях

5. Значение воды.

  • Для питья. Воду, пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

  • В быту. Без воды не замесить тесто для хлеба, без воды не попьете чаю, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды. 

  • Средство гигиены. Вода моет всех людей, животных, города, машины, дороги. Одним словом вода необходима для поддержания чистоты. 

  • Среда обитания. В воде живут растения и животные, которых не встретишь на суше. На небольших глубинах, где много света, мир животных и растений разнообразен. На большой глубине, особенно в морях и океанах, обитают только животные, которые питаются другими животными. Многие из них имеют различные приспособления для жизни в воде – плавники, ласты, перепонки между пальцами, плавательные ножки, похожие на весла. 

  • Дорога. Еще вода — это самая большая и удобная дорога. По воде человек передвигается. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

  • . Для получения электрического тока. 

  • Красота, познание и отдых. Люди стремятся изучить подводный мир, они наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов.

  • Кормит. Но вода не только «поит», но еще и кормит — по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов. В соленых водах морей и океанов очень много водорослей. Ими питаются водные животные. Также водоросли используют в пищу, на корм скоту и в медицине. 

3. Закрепление нового материала

1. Входящая в состав гидросферы вода находится в:

А) жидком состоянии;
Б) твердом состоянии;
В) газообразном состоянии;
Г) во всех перечисленных состояниях.

2. Какой процесс НЕ является частью круговорота воды:

А) испарение;
Б) выпадение осадков;
В) таяние снега и льда;
Г) шторм на море.

3.Основной объем воды на Земле заключен:

А) в соленых водах Мирового океана;
Б) в ледниках;
В) в пресных водах.

4. Непрерывный процесс перемещения воды из Мирового океана на сушу и обратно называется:

А) Мировым океаном;
Б) Мировым круговоротом воды;
В) водным сообществом.

5.В состав гидросферы НЕ входят:

А) реки и озера;
Б) моря и океаны;
В) подземные воды и ледники;
Г) нет правильного ответа.

Загадки

  • В морях и реках обитает Но, часто по небу летает А как наскучит ей летать, На землю капает опять.

  • Течет, течет – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит.

  • Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу

Домашнее задание : Изучить § 28.Ответить на вопросы на странице 96.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!