СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Состав слова. приставки

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект логопедического занятия на тему: " Состав слова.Приставки."

Просмотр содержимого документа
«Состав слова. приставки»

Конспект логопедического занятия на тему: « Состав слова. Приставка.»

Цель: ·          формировать представление о словообразующей роли приставки, её семантическом значении.

Задачи: ·         упражняться в практическом образовании, употреблении и написании слов с приставками;

·         развивать связную речь: учить составлять предложения по сюжетной картине, используя слова с приставками;

·         активизировать словарь;

·         развивать внимание, память, мышление, речевую активность.

Наглядные пособия и раздаточный материал: шапка Корня «лив», графический знак корня и приставки, слова,  Приставка, мяч.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Прежде чем садиться за свое рабочее место  давайте вспомним:

Какой сегодня день недели? (среда). Какой день был вчера? (вторник). Какой будет пятый день недели? (пятница). Как называется третий  день недели? (среда). Какой первый месяц весны? (март). Какой второй месяц весны? (апрель).   Молодцы! Настроились на работу!

2. Речевая разминка.

На доске зашифровано слово, чтобы его разгадать необходимо, назвать в словах определенный по счету звук:

- понедельник (1)

- воскресение (5)

- пятница (5)

- среда(1)

- март (4)

- апрель (1)

- весна (1)

- октябрь (2)

- декабрь (4)

п

р

и

с

т

а

в

к

а


Молодцы! Получилось слово приставка.

3. Актуализация опорных знаний.

Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Что называется корнем?  (Корень – общая часть родственных слов)

- Прочитайте слова. Выделите корень.

Поход, выход, приход, заход.

- Назовите часть слова, стоящую перед корнем.

(по-, вы-, при-, за-) (Это приставки).

 Откройте тетради и запишите число .

4. Работа над темой занятия.

Я буду говорить слова, а вы будьте выполнять действия.

Вышел, зашел, пришел, пошел.

Какая общая часть в этих словах? (шел)

- Назовите часть слова, стоящую перед корнем.

( вы-, за-, при-, по-) (Это приставки).

 Понес, вынес, занес, принес.

Обозначьте в словах сначала корень, затем приставку.

5. - Скажите, все ли приставки можно использовать для образования новых слов от данных?

Образец: полетел, залетел, улетел, прилетел, вылетел, слетел, подлетел, облетел, перелетел и т.д.

- летел, - плыл,  - говорил, - шумел, - пищал.

6. Приставки есть разные: на-, вы-, пере-, по-, от-, за-, при-, в- и другие, Но все приставки пишутся со словами слитно.

А вот, почему вы узнаете, когда  послушайте сказку о приставках. Будьте внимательны, чтобы потом сформулировать правило о приставках.

    В глухом лесу жила девочка Приставка . Давным-давно она отстала от своих родителей, заблудилась, да так и осталась жить в лесу. На большой и красивой поляне она построила себе избушку. Приставка жила и не тужила.

    Однажды слова пошли в лес за грибами и ягодами. Целый день они бродили, собрали полные корзины и уже собрались поворачивать обратно, но обнаружили, что не помнят дороги домой. Сели слова на пенечек и горько заплакали. Они плакали так громко и горько, что на их плач вышли из чащи звери и решили помочь. Они позвали девочку Приставку.

    На лес надвигалась ночь. В небе появился месяц. Девочка Приставка взяла фонарики, раздала их словам и просила держать их впереди себя, освещая дорогу. Но слова так боялись идти ночью по лесу, что крепко прижались к девочке. Так и дошли до деревни. Стала девочка прощаться со слова­ми, да не смогла оторваться от некоторых из них, так были слова напуганы. Делать нечего, осталась Приставка с некоторыми словами, как их часть, приклеилась в начале слова, да так и держится!

        С тех пор самые пугливые слова никуда не ходят без приставки, а некоторые лишь изредка встречаются без нее. А есть и такие, которые примеряют к себе много разных приставок, и от этого их значение меняется, появляются новые слова.

Понравилась сказка? Так, что же такое приставка?

     Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки со словами пишутся всегда слитно.

     Это девочка Приставка, которая будет помогать вам на всех занятиях, при изучении данной темы. А сейчас она принесла задания и просит их выполнить, за правильно выполненное задание она вам приготовила подарок – свое графическое обозначение.

7. Первичные закрепления знаний.

Спишите слова в тетрадь. Выделите корень и приставку.

Отбежал, подплыл, заполз, записал, подул, ускакал, надел, подшил, передал, уполз, подсадил, вшил.

8. - Назвать противоположные действия, используя приставки – при, -от  (с перекидыванием мяча).

Приплыть – отплыть                                       принести - отнести

Прибежать – отбежать                                     прилив - отлив

Привязать – отвязать                                      подскочить – отскочить

Приползти – отползти                                      прикатить - откатить

Привезти – отвезти                                           прилететь - отлететь

Приехать- отъехать                                          приходить-отходить

Молодцы!

9. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

10. Приставка приготовила задание на карточках. Посмотрите: к данным словам добавьте приставку по-. Запишите получившееся слово и выделите приставку.

Образец: белить – побелить.

Плакать, бороться, плыть, бродить, беседовать, бежать, петь, бывать, благодарить, будить, бегать, беспокоить.

11. Подберите к данным существительным подходящие по смыслу глаголы со значением движения сначала вовнутрь, а затем изнутри.

Человек по дороге идет, в дом входит, а из дома выходит.

Мальчик по дороге бежит, в дом  …, а из дома   … .

Машина по дороге едет, во двор  …, а из гаража  … .

12.  Подведение итога.

Молодцы, ребята! Наше занятие заканчивается. Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работали сегодня? Что такое приставка?

 



















- Прочитайте слова. Выделите корень.

Поход, выход, приход, заход.

- Прочитайте слова. Выделите корень.

Поход, выход, приход, заход.

Спишите слова в тетрадь. Выделите корень и приставку.

Отбежал, подплыл, заполз, записал, подул, ускакал, надел, подшил, передал, уполз, подсадил, вшил.

Спишите слова в тетрадь. Выделите корень и приставку.

Отбежал, подплыл, заполз, записал, подул, ускакал, надел, подшил, передал, уполз, подсадил, вшил.

К данным словам добавьте приставку по-. Запишите получившееся слово и выделите приставку.

Образец: белить – побелить.

Плакать, бороться, плыть, бродить, беседовать, бежать, петь, бывать, благодарить, будить, бегать, беспокоить.

Подберите к данным существительным подходящие по смыслу глаголы со значением движения сначала вовнутрь, а затем изнутри.

Человек по дороге идет, в дом входит, а из дома выходит.

Мальчик по дороге бежит, в дом  …, а из дома   … .

Машина по дороге едет, во двор  …, а из гаража  … .

К данным словам добавьте приставку по-. Запишите получившееся слово и выделите приставку.

Образец: белить – побелить.

Плакать, бороться, плыть, бродить, беседовать, бежать, петь, бывать, благодарить, будить, бегать, беспокоить.

Подберите к данным существительным подходящие по смыслу глаголы со значением движения сначала вовнутрь, а затем изнутри.

Человек по дороге идет, в дом входит, а из дома выходит.

Мальчик по дороге бежит, в дом  …, а из дома   … .

Машина по дороге едет, во двор  …, а из гаража  … .

28.02.д/з. Подберите приставку к каждому слову-действию. Спишите и укажите в словах приставки.
…звенел в школе звонок.
Ученики …шли из класса.
Таня …шла за Катей в детский сад.
Алёша …шёл из школы и …шёл домой.




28.02.д/з. Подберите приставку к каждому слову-действию. Спишите и укажите в словах приставки.
…звенел в школе звонок.
Ученики …шли из класса.
Таня …шла за Катей в детский сад.
Алёша …шёл из школы и …шёл домой.


1.03 д/з.выучить стихотворение.

Облака голубые и белые,

Словно лебеди, плавно плывут,

Облака голубые и белые

В светлый путь молчаливо зовут.







1.03 д/з.выучить стихотворение.

Облака голубые и белые,

Словно лебеди, плавно плывут,

Облака голубые и белые

В светлый путь молчаливо зовут.





























Конспект логопедического занятия на тему: « Состав слова. Приставки.»

Цель: развитие умения находить приставки в словах и навыков словообразования при помощи приставок.
Задачи:
- закреплять умение распознавать приставку;
- учить образовывать новые слова приставочным способом;
- активизировать словарный запас;
- формирование умения подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;
- воспитывать уверенность в своих силах.
Наглядные пособия и раздаточные материалы: листы бумаги, карточки с заданиями.

Ход занятия.

1. Организационный момент.
Приветствие.
Назовите, пожалуйста, какой сегодня день недели? (четверг). Какой день был вчера? Какой будет завтра? Как называется первый день недели? Какое сегодня число? . Какой месяц? Вспомним весенние месяцы? Какой первый месяц весны? второй? Третий?

2. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Выполните действия.
Разрезать лист бумаги.
Надрезать лист бумаги.
Срезать угол листа бумаги.
Вырезать круг из листа бумаги.
-Назовите действия, которые вы сейчас делали.
- Что общего у этих слов?
- Чем отличаются данные слова? Что придает им разное значение?
- Для чего служит приставка?
- Сегодня мы продолжаем с вами работать с приставками.
2. Появление героя занятия (Нюши из мультфильма «Смешарики»).
- Нюша Приставка покажет свой город Приставок и поможет вам освоиться в нем.
3. Работа со словами.
1) Прочитайте слова обед, обрезал, обезьяна, обить, обвал, обида.
Во всех ли словах есть приставки (распределение слов по двум столбикам).
2) Нюша Приставка очень любит гулять в парке. Она хочет показать вам его, но чтобы войти туда, необходимо правильно выполнить задание.
От данных слов образуйте новые слова при помощи приставок. Выберите один из столбиков и напишите получившиеся слова, подчеркните приставки.
вы- по-
по- вы-
при- за-
за- лёт в- ход
в- пере-
пере- об-
3) Игра «Цветы» Нюша Приставка очень любит цветы, в парке растут ее любимые – ромашки. Она хочет показать их вам.
Выберите нужную приставку и присоедините ее к слову крыть, чтобы получилось новое слово. Запишите новые слова. Назовите и отметьте значком ¬ ту часть слова, которая обозначает приставку. Крыть - с -, в -, на -, за -, вы -, ис -, по -, до - при -, рас -, пере -.
4. Работа со словосочетаниями и предложениями.
1) Составьте словосочетания с вновь образованными словами (2 на выбор).
Пример 1: выучу правило.
Пример 2: скрыть плохой поступок.
5. Физминутка
Логоритмическое упражнение на координацию движений и речи.
Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Влево шаг – вправо шаг,
Шаг вперед – шаг назад.
Мы шагаем, мы шагаем,
Ноги дружно поднимаем.
Шаг немножко замедляем,
Постепенно ускоряем.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем.
Работа со словосочетаниями и предложениями (продолжение).
6. Игра «Собери гербарий»
Помоги Нюше Приставке собрать листочки для гербария. Для этого соедини половинки листочков так, чтобы получились правильные словосочетания.
Одеть ребенка,
Надеть костюм,
Вступить в бой,
Уступить место,
Съездить в Москву,
Изъездить всю страну.
Запишите получившиеся словосочетания, выделите приставки.
7. «Зажгите фонарики» в словах – укажите приставки. (Раздаются карточки с написанным на них текстом.)
Вот и скворцы летят. Прилетели, почистили крылышки и полетели осматривать родные места. Вот парочка скворцов подлетела к знакомой скворечнице. Посидели на веточке берёзы и слетели с неё на крышу избы. Вот один из скворцов перелетел на скворечницу и влетел в неё. Скоро он вылетел из домика, подлетел к своей подруге и они вместе запели красивую песенку.

8. Помоги Нюше составить из слов предложения и записать их.

- Корма, птички, ослабнут, замёрзнут, без, и.

- Пасечник, кувшин, мёдом, с, подарил.

- Дедушка, в, рой, улей, поселил, молодой, пчёл.

- Пригодились, орехи, жёлуди, и, поделок, для.

- Беляк, прибежал, кору, в, лес, поглодать.

- Лес, отвели, в, малыши, маме, к, оленёнка.

- Громко, постучал, окно, незнакомец, в.

- Дни, хмурые, наступили, ненастные, и, вот.

- Автобус, около, остановился, остановки, рейсовый.

9. Работа на уровне текста (запись на карточках).

Прочитайте текст. Найдите в тексте слова с приставками. К какой части речи относятся эти слова? Подберите к словам с приставками родственные слова.

В полях показалась земля. Наступила первая весна - полевая. На реках потрескался лёд. Река стала большой. Эта настала вторая весна – речная. Сошёл снег. Ожили поля и леса. Деревья оделись в зелёный наряд. Пришла третья весна – лесная.

Нюше Приставке пора идти домой. Она благодарит вас за прогулку по парку и внимание к ее заданиям.
10. Подведение итогов занятия.
Что нового узнали на уроке?
Чему научился?
Какие задания показались простыми?
Какие задания показались сложными?
Поблагодари партнера за совместную работу.
Спасибо, ребята. Сегодня все хорошо поработали.