СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Состав слова. Значимые части слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка нацелена на усвоение значимых частей слова.

Просмотр содержимого документа
«Состав слова. Значимые части слова.»

Конспект урока.

Предмет: русский язык.

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Тема урока: Состав слова. Значимые части слова.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

Обучающие: актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы  активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку,   организовать работу в группах для формирования коммуникативных компетенций, воспитание настойчивости при выполнении учебных задач.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу; формировать навыки контроля и самоконтроля; установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Оборудование: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 4 кл. 1 ч., карточки с заданиями.

Ход урока.

1.Мотивирование к учебной деятельности (2 минуты)

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку. Настраивает на активную работу

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудится.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

! – 2 – выше голова.

3 – 4 – руки шире.

5 – 6 –

Тихо сели и соседа не задели.

2.Актуализации знаний и осуществление первого пробного действия(5 минут)

  • Вставьте пропущенные слова и запишите фразеологизмы.

Выйти сухим из … (воды);

выносить сор из … (избы);

сапожник без … (сапог);

биться как рыба об … (лед);

лежачего не … (бьют);

лучше … (поздно), чем никогда;

положа руку на … (сердце).



  • Подчеркните орфограммы в словах.

3.Выявление места и причины затруднения (3 минуты)

  • Какие однокоренные слова встретились в этих фразеологизмах? Сапожник, без сапог.

  • Как образовалось слово сапожник? С помощью суффикса –ник

  • Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? Приставка.

  • Назовите значимые части слова. Приставка, корень, суффикс, окончание.

  • Сформулируйте задачи урока. Вспомнить, из каких значимых частей состоят слова, какую роль играет в слове каждая из этих частей, научиться разбирать слова по составу, распознавать однокоренные слова.

4.Построение проекта выхода из затруднений (6 минут)

Работа по учебнику

Упр. 77 (с.51).

  • Прочитайте. Из какой сказки взят этот отрывок? Из «Сказки о Царе Салтане…».

  • Назовите группы однокоренных слов, встретившихся в тексте. Корабельщики, кораблик, корабль; пристань, пристать.

  • Докажите, что это однокоренные слова. Они имеют общий смысл и общую часть.

  • Объясните значение групп однокоренных слов по толковому словарю.

  • Можно ли назвать слова пристань – (с) пристани однокоренными? Нет, это формы одного и того же слова.

  • Выполните письменные задания к упражнению.

  • Запишите слово корабль в строчку, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

5.Реализация построенного проекта (6 минут)

Работа по учебнику

Упр. 78 (с.51)

  • Прочитайте задание.

  • Как распознать однокоренные слова? Сначала необходимо найти слова, имеющие общую часть.

  • Можно ли, например, назвать однокоренными слова гора и гореть?

  • Назовите однокоренные слова к слову ночь, грусть, верх, свет, пять, чистый.

  • Сколько получилось групп однокоренных слов? Шесть

(Самостоятельное выполнение письменных заданий по рядам:

Первый ряд записывает слова с корнями –день-, -низ-; второй – с корнями –луч-, -вечер -; третий – с корнями –бел-, -сон -.)

(Проверка)

  • Какие орфограммы вы встретили в однокоренных словах?

  • Назовите в каждой группе проверочное слово.

  • Сделайте вывод: как пишется корень в однокоренных словах? Одинаково

  • Какими части речи могут быть однокоренные слова? Разными.

5.Физкультминутка (4 минуты)

У оленя дом большой

( изображаем над головой крышу дома)

Он глядит в свое окно

( изображаем руками окно)

Заяц по лесу бежит

В дверь к нему стучит.

( Изображаем рукой стук в дверь)

Тук – тук, дверь открой

Там в лесу охотник злой.

( Рукой показываем за спину пальцем).

Зайка, зайка, забегай!

( Рукой зовем к себе)

Лапу мне давай!

( Хлопаем по ладони)

6.Первичное закрепление нового знания (5 минуты)

Работа по учебнику.

  • Прочитайте таблицу «Значимые части слова на ст.52.

  • Скажите, что такое приставка, суффикс, корень, окончание, основа. Приведите примеры.

7.Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4 минуты)

Работа по учебнику.

Упр. 80 (с.52)

  • Прочитайте задание.

  • Скажите, все ли слова в каждой группе слов являются однокоренными.

  • Запишите однокоренные слова группами. Выделите в них корень.

( Самостоятельное выполнение. Проверка. )

8.Включение в систему знаний и повторение (5 минут)

Работа по карточкам ( дополнительный материал)

1 уровень.

1. Выпишите слова с приставками.

Ответ, подставка, столовая, промыть, надкусить, забег, заяц, спрыгнуть, директор, добежать, телефон, выучить.

2. Разберите слова по составу.

Бабушка, совенок, худенький, подводный, ракетка, переход.

2 уровень.

1. Выпишите слова соответствующие схеме: корень + суффикс + окончание.

Лесок, сады, ледяной, березка, смелый, погода, лесной, столики, осенний, морозы.

2. Разберите слова по составу.

Тропинка, хлопушка, нагрузка, деловой, соринка, подкоп.

3 уровень.

1. Каждое словосочетание замените одним словом. Выделите суффикс.

Детеныш орла. Жадная девочка. Человек, играющий на гитаре. Тот, кто любит шутить. Любящий мечтать. Участник игры.

2. Разберите слова по составу.

Игрушка, дубовая, перестрелка, скалолаз, свеженький, рассказ

9.Рефлексия учебной деятельности (3 минуты)

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • Что на уроке для вас было легким?

  • А что для вас было наиболее трудным?

  • Из каких значимых частей состоят слова?

  • Дайте определение каждой из них?

  • Какую работу они выполняют в слове?

Домашнее задание (1 минута)

Выучить определения частей слова (с.52), упр.81 (с.53), повторить словарные слова.