СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление пояснительной записки к индивидуальному проекту. МР

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка первоначально была разработана в 2023 году для студентов 1-го курса, чтобы делать проект по всем правилам. В 2024 году ею стали пользоваться преподаватели-руководители проектов и те, что ведут дисциплину "Основы проектной деятельности".

Просмотр содержимого документа
«Составление пояснительной записки к индивидуальному проекту. МР»

Государственное автономное учреждение Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»

(ГАУ КО ПОО КСТ)






Е.В. Мананникова



Составление пояснительной записки

к индивидуальному проекту.

Методические рекомендации






Калининград, 2023

Аннотация


Методические рекомендации предназначены для студентов 1-го курса профессиональных образовательных организаций, обучающихся на базе 9-ти классов.

В методических рекомендациях рассмотрены актуальные вопросы составления пояснительной записки индивидуального проекта, которые вызывают озабоченность и непонимание студентов.


Оглавление

Введение 4

Основные подходы к выбору вида и темы индивидуального проекта 5

Структура индивидуального проекта 6

Заполнение методического паспорта проекта 8

1. Составление аннотации 9

2. Рождение замысла и формулирование идеи проекта 9

3. Описание актуальности и проблемы проекта 11

4. Формулирование объекта и предмета исследования 12

5. Разработка гипотезы исследования 13

6. Основные целевые группы, на которые направлен проект 14

7. Формулирование цели проекта 14

8. Формулирование задач проекта 15

9. Методы реализации проекта 16

Количественные и качественные исследования 17

Количественные исследования 18

Качественное исследование 19

Как составить анкету 20

10. Календарный план реализации проекта 24

11. Описание продукта проектной деятельности 24

12. Описание «Партнеров» проекта 25

13. Описание материально-технических ресурсов, необходимых для реализации проекта 25

14. Результаты проекта 25

15. Опыт реализации проекта 25

16. Приложения 26

Работа с источниками информации 26

Алгоритм поиска информации 27

Аналитическая обработка информации 28

Список использованной литературы 30





Введение


Цель исследовательской деятельности в образовании – в приобретении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

В соответствии с ФГОС СОО индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) и выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, иной).

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта.

Индивидуальная проектная деятельность является обязательной частью образовательной деятельности обучающегося, осваивающего основную профессиональную образовательную программу  среднего профессионального образования, предусматривающей получение среднего общего образования и специальности.

Индивидуальный проект организуется с целью:

  • создания условий для формирования учебно-профессиональной  самостоятельности обучающегося – будущего специалиста;

  • развития творческого потенциала обучающегося, активизации его личностной позиции в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося;

  • развития регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающегося;

  • предоставления возможности обучающемуся продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области.

для решения следующих задач:

  • сформировать умение осуществлять поэтапное планирование деятельности (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);

  • сформировать навыки сбора и обработки информации, материалов (умений выбрать подходящую информацию, правильно её использовать);

  • развить умения обобщать, анализировать, систематизировать, оформлять, презентовать информацию;

  • сформировать позитивное отношение у обучающегося к деятельности, проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии в установленным планом.

На каждом этапе проекта обучающийся выполняет разные виды деятельности, формирующие универсальные компетенции (см.табл.1).

Таблица 1 Универсальные компетенции, формирующиеся в ходе работы над проектом

п/п

Этап работы над проектом

Универсальные компетенции

1

Инициализация проекта, разработка проектной идеи

Определяет круг задач в рамках поставленной цели, определяет связи между ними

2

Разработка проектного задания


Предлагает способы решения поставленных задач и ожидаемые результаты.

Оценивает предложенные способы с точки зрения соответствия цели проекта

3

Планирование

Планирует реализацию задач в зоне своей ответственности с учетом имеющихся ресурсов и ограничений, действующих правовых норм.

4

Реализация, оценка и контроль

Выполняет задачи в зоне своей ответственности в соответствии с запланированными результатами и точками контроля.

При необходимости корректирует способы решения задач.

5

Завершение и внедрение

Представляет результаты проекта.

Предлагает возможности их использования и/или совершенствования.


Требования к подготовке индивидуального проекта:

  1. Индивидуальный проект (ИП) выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

  2. Индивидуальный проект выполняется обучающимся под руководством преподавателя (руководителя ИП) в рамках внеаудиторной самостоятельной работы.

  3. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершённого продукта-результата: публикация, рекомендации, буклет, альбом; мастер-класс, бизнес-план; веб-сайт, чат или подкаст; видеофильм, выставка, газета, журнал, компьютерная анимация; макет, модель, авторское изделие, план (графическое изображение); мультимедийный продукт; оформление кабинета, публикация, справочник, стендовый доклад, сценарий, статья, учебное пособие; игра, экскурсия, урок и др1.

Основные подходы к выбору вида и темы индивидуального проекта


Национальный российский стандарт в области управления проектами (НТК – Национальные требования к компетенции) дает самую краткую формулировку: «Проект – целенаправленная деятельность временного характера, предназначенная для создания уникального продукта или услуги, ограниченная во времени и связанная с потреблением ресурсов».


Классификация проектов

  1. Практико-ориентированный (прикладной) направлен на решение практических задач, в т.ч. создание моделей, макетов.

  2. Исследовательский проект, ориентирован на доказательство и опровержение какой-либо гипотезы.

  3. Информационный проект, его целью является сбор, анализ и представление информации о каком-либо объекте или явлении.

  4. Творческий (в т.ч. игровой) проект ставит своей задачей привлечь интерес публики к проблеме проекта.

  5. Социальный (социально-ориентированный) проект – проект, кото-рый направлен на повышение гражданской активности обучающихся за счет изучения и/или решения актуальной социально-значимой темы.

Как выбрать тему проекта


П ервый, наиболее трудный и ответственный этап - выбор темы исследования.  Правильно выбрать тему работы2 - это наполовину обеспечить ее успешное выполнение.

Принципы выбора темы:

  1. Тема должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять научный поиск в область животрепещущих, еще не решенных проблем и вопросов современной науки. Тема должна быть оригинальна, в ней необходим элемент неожиданности, нестандартности взгляда на привычные предметы и явления.

  2. Выбранная тема должна быть близка лично вам, интересна, понятна и доступна для выполнения, независимо от того, какое направление выбрано: общенаучное, профессиональное или социальное.

  3. При формулировке темы исследования, в первую очередь необходимо сформировать обоснование ее актуальности, понимать и суметь объяснить из каких соображений вы приступаете к исследованию/решению данной проблемы, чем обусловлена необходимость вашего исследования/проекта. Кто нуждается или кому будет интересен результат вашего проекта.

  4. Тема - это визитная карточка исследования. В процессе работы над проектом формулировка может неоднократно корректироваться, поэтому в начале исследования, обычно формулируют рабочее название темы.

  5. При выборе темы исследования предпочтительно брать задачу узкого плана, которую предстоит разработать глубоко и всесторонне. Чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания, и наоборот, - чем больше слов в названии, тем более узкую область она охватывает. Формулировки тем исследовательской работы могут включать 5-8 слов, но не более 12 слов.

Схема выбора темы:

  1. Решите, какие могут быть ведущие тематики: здоровье, экология, история, литература, естественные науки, информационные технологии, искусство, общество, будущая сфера деятельности и т.д.

  2. Подумайте, какой вид проекта вы хотите выбрать. Будет ли какой-то «эксперимент»?

  3. Опишите, какую проблему будет решать проект?

  4. Какой продукт вы собираетесь получить «на выходе»

Структура индивидуального проекта

К защите индивидуального проекта должны быть подготовлены:

  1. Пояснительная записка (объем не менее 15 страниц)

  2. Презентация (не менее 7 слайдов)

  3. Продукт проекта

Структура индивидуального проекта

Структура пояснительной записки индивидуального проекта исследовательского и информационного типа:

  1. Введение. В нем обосновывается актуальность выбранной темы работы. В основе актуальности лежит проблема (противоречие), которую данное исследование должно решить. Четко определяется цель (зачем, для чего) и формируются конкретные основные задачи (как достичь цели), формулируется гипотеза, объект и предмет исследования, отражается степень изученности в литературе исследуемых вопросов. Перечисляются использованные основные материалы, приемы и методы исследования, дается краткая характеристика работы. По объему введение в работе не превышает 1-2 страниц.

  2. Основная часть. работы включает 1- 2 главы, подразделяемые на параграфы, последовательно и логично раскрывающие задачи исследования. Объём 6-8 страниц. Теоретическая часть отражает теоретическое обоснование и состояние изучаемой проблемы. Вопросы теории излагают во взаимосвязи и для обоснования дальнейшего исследования проблемы в практической части работы. Практическая часть носит аналитический и прикладной характер. В них излагается фактическое состояние изучаемой проблемы.

  3. Заключение. В нем обобщаются теоретические и практические выводы и предложения, которые были соответственно сделаны и внесены в результате проведенного исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Здесь не следует помещать новые положения или развивать не вытекающие из содержания работы идеи. Выводы представляют собой результат теоретического осмысления и практической оценки исследуемой проблемы. Выводы и предложения оформляются в виде тезисов- кратко сформулированных и пронумерованных положений без развернутой аргументации или кратко изложенных, но с достаточным их обоснованием. Объём 1-2 страница.

  4. Список использованных источников и литературы должен содержать сведения об информационных источниках (литературных, электронных и др.), использованных при составлении работы. Список использованных источников и литературы составляется способом, предусматривающим группировку библиографических источников на группы, например «законодательно-нормативные документы», «Книги и статьи» (в алфавитном порядке), «Интернет-источники». В пределах группы «Законодательно-нормативные документы» источники располагаются по мере убывания значимости юридического уровня документа, а документы одного уровня размещаются по мере возрастания даты их принятия. Источники на иностранном языке располагаются в конце списка. Источники в списке нужно нумеровать арабскими цифрами.

  5. Приложения (при наличии). В качестве приложений могут быть включены материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не были включены в основную часть:

– результаты обзора литературных источников;

– документы, использованные при выполнении работы;

– таблицы вспомогательных цифровых данных или иллюстрирующих расчетов;

– инструкции, методики и другие материалы, разработанные автором в процессе выполнения работы;

– иллюстрации вспомогательного характера и др.

Оформление пояснительной записки выполняется в соответствии с требованиями методических рекомендаций по выполнению индивидуального проекта.

Заполнение методического паспорта проекта

Методический паспорт проекта имеет установленную структуру и размещается в приложении (Приложение А). После таблицы (см.табл.2) даны разъяснения, что писать в аннотации, как формулировать актуальность проекта, ставить проблему, цель и задачи, определять объект и предмет проекта, формулировать гипотезу исследования и др.

Методический паспорт заполняется и актуализируется с начала и до конца работы над проектом. В методическом паспорте все пустые ячейки заполняются кратко, а затем в пояснительной записке расписываются подробно. Календарный план реализации проекта размещается в приложении, в методическом паспорте дается ссылка на приложение, например: приложение Б. В графе ПРИЛОЖЕНИЯ перечисляются имеющиеся приложения.

Таблица 2 Шаблон методического паспорта проекта

Название проекта


Автор проекта


Характеристика (вид) проекта


Срок реализации проекта


продолжительность


начало реализации – окончание реализации

Краткая аннотация


Актуальность проекта


Объект и предмет проекта


Гипотеза


Основные целевые группы, на которые направлен проект


Основная цель проекта


Задачи проекта


Методы реализации проекта


Календарный план реализации проекта

Этапы

Задачи

Сроки

Ресурсы

1






Форма продукта проектной деятельности


«Партнеры» проекта


Основные ресурсы проекта


Результаты проекта


Опыт реализации проекта


ПРИЛОЖЕНИЯ




1. Составление аннотации

Аннотация должна в обобщенном виде представлять содержание индивидуального проекта.

Пишется от 10 до 20 строк, в которых кратко отражаются основная идея проекта, его актуальность и значимость для установленной целевой группы, содержание исследования и описание продукта проекта.

Пример аннотации

Проект «Мечты и цели студентов колледжа» направлен на создание инструмента помощи молодым людям, которые испытывают трудности в жизни, хотят узнать, какие трудности есть у других и понять, почему так происходит, научиться правилам и приемам построения и реализации собственного пути, со своими мечтами и целями, чтобы стать успешным.

2. Рождение замысла и формулирование идеи проекта

Основная идея проекта – это замысел проекта, его главное понятие или цель, которые определяют его сущность. Все научные открытия, технические изобретения и крупные социальные и экономические проекты начинаются с идеи. Она служит отправной точкой для разработки концепции и планирования дальнейшей работы.

Она является фундаментом, на котором строится весь проект. Именно идея определяет границы проекта, его направление развития и возможные результаты. Она дает возможность концентрировать усилия и ресурсы на достижении конкретных целей и создании особого продукта или услуги.

Важность основной идеи заключается в том, что она представляет собой исконную силу, способную возбудить в людях интерес и мотивацию для ее реализации. Она может вдохновить и заразить своей энергией, привлекая к проекту опытных специалистов, инвесторов и партнеров. Мощная идея становится магнитом, привлекающим поддержку и содействие со стороны других людей.

Она может также возникнуть из потребностей и запросов общества или быть основанной на научных открытиях и достижениях.

Значение основной идеи проекта в современном мире

  1. Позволяет выделиться среди других

  2. Обеспечивает создание ценности для целевой группы

  3. Создает условия для роста и развития, повышения статуса для себя лично, для организации, где учится или работает автор проекта

  4. Дает возможность привлечь инвестиции и партнеров

  5. Основа для успешного маркетингового и бизнес-плана

Значение идеи проекта

Значение основной идеи также заключается в ее способности создавать уникальность проекта. Уникальность может проявляться в новом подходе к решению проблемы, инновационных технологических решениях или применении новых бизнес-моделей.

Идея проекта может привнести новые возможности и решения, улучшить качество жизни людей, повысить производительность и эффективность работы, улучшить экологическую ситуацию и др.

Основная идея проекта является источником мотивации и направленности для его участников. Она способна объединить разнообразные таланты и ресурсы вокруг общей цели.

Она определяет не только успех проекта, но и его влияние на окружающую среду и улучшение качества жизни людей.

Рождение замысла проекта. Фиксация замысла и самоанализ

До изучения социальной потребности, до постановки цели проекта инициатор проекта находится в творческом поиске, имеющем к будущим результатам его практических действий непосредственное отношение. Вот почему выделяется еще одна стадия, которая предшествует описанным элементам технологической схемы – стадия рождения замысла проекта. Это — стадия субъектной активности и одновременно высокой степени неопределенности, интуитивных догадок и эмоциональных оценок.

П сихологическим основанием рождения замысла проекта является процесс творчества, или — как свойство личности, группы — креативность, т. е. способность создавать новое, отступая от стандартных идей, правил и шаблонов.

Вначале весь проект укладывается в какое-то побуждение, смутное желание, некое стремление к переменам, к созданию чего-то своего, нового. У автора имеется представление, в какой области он собирается действовать, но нет ясности, что конкретно надо делать. Если не удается удержать возникшее побуждение в сознании, проект может и не родиться, желание исчезнет.

Поэтому первое, что нужно сделать, — постараться зафиксировать замысел. Для этого есть несколько способов:

  1. Самый простой — взять лист бумаги и записать замысел в той форме, в какой он возник, ничего не подправляя и оставляя обработку сделанных заметок на дальнейшее.

  2. Другой способ фиксации замысла — обговорить его с близкими людьми. Лучше, если это будут друзья, родители, в общем, те, кто не поленится внимательно вас выслушать и заинтересованно обсудить ваши смутные идеи. Замысел может быть обсужден и с теми, кого мы знаем заочно как специалистов или как близких нам по убеждениям людей. В разговоре замысел прояснится. Но нередко не важен диалог: достаточно того, чтобы вас внимательно выслушали. Излагая свой замысел заинтересованному слушателю, вы сами придаете ему более внятную форму.

  3. Еще одним способом фиксации замысла можно воспользоваться и в одиночку. На листе бумаги зафиксируйте основные параметры, которые вы хотели бы видеть в своем замысле. Запишите их в любом порядке, а лучше — раскидайте по всему листу на стикерах. Дальше попробуйте связать их в нечто целое. Ваш замысел начнет проясняться. Пусть не сразу, а через день, через неделю. Практика показывает, что на стадии рождения замысла подгонять себя и других бесполезно. Но листок со словами активизирует предсознательные и подсознательные процессы, и, возможно, мы уже завтра вы проснетесь с готовым решением.

Самоанализ. В ходе проработки замысла проекта практически всегда возникают вопросы: зачем мне это нужно? куда я себя втягиваю? кто я такой, чтобы браться за это дело? — и другие в том же роде.

С самого начала создания вашего проекта вы уверены, что есть нечто, что через проект свяжет вас с этими мирами других людей. Поэтому так важно понять, что вы ищете в своем проекте, что предложим другим и какую отдачу хотите иметь для себя.

Практическая сторона дела состоит в том, что всегда лучше получится тот проект, в котором вы реализуете свои личные интересы, умения и таланты и в котором ваши недостатки не будут играть существенной роли.

Инициатор проекта может быть увлечен не театром, а футболом, собиранием коллекции или еще чем-то. В любом случае он строит проект на своем увлечении, поскольку только на своей территории можно успешно вести агитацию, быть убедительным и интересным для других.

Хотя самоанализ необходим для небольших по масштабам проектов и его значение уменьшается по мере того, как проект становится все крупнее, сама эта форма осознания своей роли в проекте полезна во всех случаях. Ведь чем крупнее проект, тем меньше его целостность, он распадается на относительно самостоятельные составные части, где вновь для самоанализа инициаторов есть место.

Пример формулирования идеи

Все взрослые вокруг меня все время говорят мне, что надо делать. У каждого одногруппника тоже свой взгляд на то, чтобы быть успешным. Ведь именно все этого и хотят. Но как стать успешным? Почему у некоторых людей не складывается ни карьера, ни личная жизнь?

Мне интересно узнать, о чем думают, переживают и мечтают студенты сегодня. Чего боятся, что им не нравится, что их привлекает, как они видят себя в ближайшем будущем.

Хочу создать сайт или чат, на страницах которого смогу рассказать о том, какие разные мечты и цели в жизни были у студентов конца XX века в России и какие сейчас. Сравнить позиции. Найти общее и различия. Взять интервью у бывших студентов, чтобы они поделились своими воспоминаниями и советами. Найти подсказки, как планировать свою жизнь и путь в профессию молодому человеку сейчас, как строить цели, как их добиваться, что нужно для этого делать сейчас.

3. Описание актуальности и проблемы проекта

Описание актуальности и конкретной проблемы, на решение которой направлен проект, отводится не менее 10 и не более 20 строк.

Актуальность – это важность темы в настоящее время для людей, на которых рассчитан проект.

Пример описания актуальности

Каждый человек в различные периоды своей жизни, особенно в юности, задумывается о том, как стать успешным.

Быть успешным – это очень приятно. Успех ассоциируется с радостью, энергией, свободой, творческим самовыражением, материальным достатком, с хорошими отношениями и удовлетворенностью собой и своей жизнью.

Любой человек скажет, что он хотел бы быть успешным. Очень часто говорят: - Мне не везет, виноваты все вокруг. На самом деле все, что мешает, находится у человека в голове. Человек сам своими действиями создает объективную реальность своего успеха или неуспеха.

Ребенок не рождается с запретами и ограничениями. Все, что останавливает успешность – результат воспитания и взаимодействия с окружающим миром.

Планировать свою жизнь и путь в профессию молодому человеку, формировать полезные привычки, строить цели, добиваться их, начать делать это прямо сейчас, а не когда-нибудь потом, чтобы быть успешным, востребованным, любимым – это актуально во все времена.

Пример формулирования проблемы

Проблема, на решение которой направлен проект – вопрос: почему не так много людей становятся успешными? Очевидно, на пути к успеху встречаются различные помехи. Чтобы ответить на вопрос, как стать успешным, необходимо понять, что же мешает и что помогает?

Решением этой проблемы может быть создание чата (или сайта), в котором можно найти информацию о том, как люди становятся успешными, что для этого нужно делать, примеры из жизни обычных людей, которые вокруг нас, - и это будут истории подписчиков, а также истории людей, которые стали известными личностями.

4. Формулирование объекта и предмета исследования

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения.

Предмет исследования – это то, что находится в рамках, в границах объекта.

Объект исследования - это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые не выходя за рамки исследуемого объекта будут исследованы в работе. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Обычно предмет исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Примеры объектов и предметов исследования приведены в табл.3.

Таблица 3 Объекты и предметы исследования

Объект исследования:

Предмет исследования:

глаз

свойства и структура глаза как оптического инструмента

микроклимат учебных помещений

условия микроклимата в учебных помещениях

магнитное поле

магнитное поле в школьных учебных кабинетах

сила трения

влияние силы трения на скольжение фигуриста

фасоль

влияние света на прорастание семян фасоли

магнит

свойства магнитов

гора Чатырдаг

легенды и мифы о горе Чатырдаг

учащиеся и преподаватели школы

зависимость от СМС

английские предложения

способы и причины расположения слов в английских предложениях

семейно-родовые обычаи

родинный ритуал

социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре

процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

чипсы

влияние чипсов на здоровье детей

стерилизованные и профильтрованные яблочные соки в асептической упаковке

содержание железа и меди в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках

два тюлененка, привезенные в зоопарк с побережья Балтийского моря

адаптация тюленей к условиям зоопарка


Объект и предмет исследования должны соотноситься с темой исследования, например:

Тема «Мечты и цели студентов колледжа»

Объект исследования: Студенты колледжа

Предмет исследования: Образ будущего у студентов колледжа

5. Разработка гипотезы исследования

Г ипотеза – это утверждение, предполагающее доказательство.

На первый взгляд кажется, что в мире уже все изучено, все доказано. Особенно это актуально для школьников и студентов, навыков и знаний которых не достаточно для решений глобальных проблем и вопросов. Именно поэтому важно уметь увидеть что-то по-новому, с другой стороны посмотреть на исследование, привнести что-то, пусть незначительное, но свое.

Что касается гипотезы, тут важно не боятся выдвинуть неожиданное, необычное предположение, главное чтобы это предположение соответствовало выбранной вами предметной области.

В ходе исследования, гипотеза может быть подтверждена, или опровергнута (отрицательный результат - тоже результат).

Основные свойства гипотезы:

  • неопределенность истинного значения;

  • направленность на раскрытие данного явления;

  • выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы;

  • возможность выдвинуть «проект» решения проблемы.

Требования к гипотезе:

  • в гипотезу включают понятия и категории являющиеся неоднозначными;

  • она не должна включать слишком много положений, как правило, только одно, основное;

  • гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой, соответствовать широкому кругу явлений (лучше избегать ценностных суждений);

  • недопустимо, чтобы исследователь исходил из любой мыслимой гипотезы. Он должен основываться на отдельных свойствах, связях, зависимостях, взаимодействиях, условиях, объяснимых с помощью выводимых из данной гипотезы законов;

  • гипотеза должна быть правдоподобной, т.е. соответствовать уже имеющимся знаниям по проблеме;

  • гипотеза должна быть проверяема!

Схемы формулирования гипотезы:

  • Если…, то…

  • Так как …, то…

  • Можно предположить, что …

Примеры формулирования гипотезы



Гипотеза:

Формулировка 1: Если создать сайт или чат для студентов, чтобы осветить там проблемы молодежи и способы решения этих проблем, то можно помочь студентам стать более успешным, не бояться трудностей.

Формулировка 2: Так как в интернете много сайтов о том, как стать успешным с разными взглядами и советами, и студенту трудно ориентироваться в огромном массиве информации, то сайт, созданный только для студентов, будет им наиболее полезным.

Формулировка 3: Можно предположить, что сайт, в котором студенты смогут найти информацию по самоопределению, самореализации, формированию привычек, способствующих саморазвитию с целью стать успешным, где смогут сами стать авторами своих историй, будет им интересен и полезен.

6. Основные целевые группы, на которые направлен проект

Основные целевые группы (или благополучатели) определяются при ответе на вопрос: для кого ваш проект?

Чтобы определить конкретную целевую группу перечислите социальные группы, возрастные категории и другие характеристики. Это не могут быть все люди.

Пример

Целевая группа проекта: студенты колледжа

7. Формулирование цели проекта

И сходя из объекта и предмета определяются цель и задачи исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать автор проекта, к какому конечному результату он стремится.

Цель – это предполагаемый результат. Результат проекта – это продукт. Виды продуктов проекта:

  • публикация, справочник, рекомендации, учебное пособие, оформление кабинета, буклет, альбом;

  • мастер-класс, бизнес-план;

  • веб-сайт, чат или подкаст, видеофильм, мультимедийный продукт3;

  • творческое мероприятие, игра, экскурсия, урок, выставка, газета, журнал, сценарий, программа туристического маршрута;

  • макет, модель, авторское изделие (блюдо), план (графическое изображение), иллюстрации к книге и др.

Цель формулируется по правилу: глагог +ЧГК

где Ч – что, Г – где, К – для кого, кому, с кем

Пример

Цель: Создать (глагол) сайт (что) для студентов колледжа (для кого) «Научись управлять своим будущим»

Цель конкретизируется и развивается в задачах проекта.

8. Формулирование задач проекта

Задачи проекта обеспечивают ориентацию на достижение поставленной цели, отражают последовательность работы. Задача всегда исходит из цели и является средством ее реализации. Для достижения поставленной цели, нужно, как правило, поставить и решить несколько задач, каждая из них четкой формулировкой, раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую.

Каждая поставленная задача, должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.

Примерный перечень и содержание задач проекта:

  1. Первая задача, как правило, связана с поиском, выявлением, уточнением, анализом и обобщением информации, связанной с историей появления/изучения объекта.

  2. Вторая задача связана с анализом реального состояния предмета исследования.

  3. Третья задача связана с преобразованиями предмета исследования, т.е. выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса.

  4. Четвертая задача - с опытно-экспериментальной проверкой эффективности предлагаемых преобразований.

Задачи следует формулировать четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: изучить, разработать, выявить, установить, обосновать, определить, проверить, доказать, организовать, договориться и т.п.

Задача формулируется по правилу: глагол +ЧГК.

Критерии постановки цели и задач по технологии SMART

S –конкретная.

M – измеряемая.

A – достижимая (реалистичная), амбициозная, привлекательная (близкая интересам автора).

R – согласованная, обеспеченная ресурсами

T – ограниченная по времени

Пример постановки задач

    1. Найти, проанализировать и обобщить информацию о способах и проблемах конструирования собственного будущего, о воплощении мечты в реальность

    2. Найти и описать примеры из жизни известных людей, когда мечты сбывались и человек достигал успеха

    3. Провести социологический опрос: изучение представлений студентов колледжа о своем будущем, изучение воспоминаний бывших студентов конца XX века о своих мечтах и планах, изучение мнений родителей о перспективах, возможностях и ожидаемых барьерах их детей, изучение мнения работодателей о факторах упешности (неуспешности) выпускников колледжей

    4. Сравнить образ будущего у разных поколений студентов, мнений об условиях и факторах успешности

    5. Найти, проанализировать и обобщить информацию о формировании привычек, которые помогают стать успешным, превратить мечты в цели и реализовать их

    6. Попросить студентов написать эссе о том, как знакомые им люди стали успешными

    7. Найти программу для создания сайта, узнать условия пользования программой, условия работы сайта

    8. Разработать дизайн оформления и содержание сайта

    9. Запустить сайт в работу, собирать отзывы, отклики, истории и публиковать на страницах сайта

9 . Методы реализации проекта

Методы реализации проекта подбираются путем ответа на вопрос: каким образом вы будете достигать цель проекта, решать поставленные задачи?

В проекте используются методы исследования и методы организации работы по созданию продукта.

Методы исследования подбираются в соответствии с выполняемой задачей.



Методы эмпирического уровня:

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Пример подбора методов под задачи представлен в табл.4.

Таблица 4 Подбор методов решения задач

Задачи проекта

Методы реализации

эмпирические

теоретические

1) Найти, проанализировать и обобщить информацию о способах и проблемах конструирования собственного будущего, о воплощении мечты в реальность


Поиск

Изучение

Анализ и синтез

Обобщение

2) Найти и описать примеры из жизни известных людей, когда мечты сбывались и человек достигал успеха


Поиск

Изучение

Анализ и синтез

Обобщение

3) Провести социологический опрос: изучение представлений студентов колледжа о своем будущем, изучение воспоминаний бывших студентов конца XX века о своих мечтах и планах, изучение мнений родителей о перспективах, возможностях и ожидаемых барьерах их детей, изучение мнения работодателей о факторах успешности (неуспешности) выпускников колледжей

Интервью

Анкетирование

Опрос

Собеседование


4) Сравнить образ будущего у разных поколений студентов, мнений об условиях и факторах успешности

Наблюдение

Собеседование

Измерение

Сравнение

Изучение

Анализ и синтез

Обобщение

5) Найти, проанализировать и обобщить информацию о формировании привычек, которые помогают стать успешным, превратить мечты в цели и реализовать их


Поиск

Изучение

Анализ и синтез

Обобщение

6) Попросить студентов написать эссе о том, как знакомые им люди стали успешными

Наблюдение

Собеседование


7) Найти программу для создания сайта, узнать условия пользования программой, условия работы сайта


Изучение

Анализ и синтез

Обобщение

8) Разработать дизайн оформления и содержание сайта

Моделирование

Изучение

Анализ и синтез

Обобщение

9) Запустить сайт в работу, собирать отзывы, отклики, истории и публиковать на страницах сайта

Наблюдение

Собеседование

Интервью

Анкетирование

Измерение

Сравнение

Изучение

Анализ и синтез

Обобщение



Количественные и качественные исследования

Количественные и качественные методы исследования позволяют вести сбор данных разными способами, что помогает решать различные исследовательские задачи (см.табл.5).

Таблица 5 Сущность и отличие количественного и качественного исследований

Количественное исследование

Качественное исследование

Основное внимание уделяется проверке теорий и гипотез

Основное внимание уделяется изучению идей и формулированию теории или гипотезы

Анализ информации осуществляется посредством математического или статистического анализа

Анализ информации осуществляется посредством обобщения, категоризации и интерпретации

В основном представлен в виде цифр, графиков и таблиц

В основном выражается словами

Требуется большое количество респондентов4

Требуется большое количество респондентов

Вопросы закрытого типа (с многовариантными ответами)

Вопросы открытого типа

Ключевые слова: тестирование, измерение, объективность

Ключевые слова: понимание, контекст5, комплексность, субъективность6



Когда следует использовать качественное или количественное исследование

Основные правила для принятия решения по использованию качественных или количественных методов исследования:

    1. Количественный анализ следует использовать, если необходимо что-то подтвердить или проверить (теорию или гипотезу).

    2. Качественный анализ следует использовать, если нужно что-то понять (концепции, идеи, опыт).

    3. Для большинства тем исследований Автор может выбрать качественный, количественный или смешанный подход.

Количественные исследования

Собранные данные обычно выражаются в цифрах и графиках для подтверждения теорий и предположений. Собранные данные являются фактической информацией по теме. В рамках данного метода фактическая информация может быть собрана различными способами:

  • Опросы. Опросы состоят из списка вопросов с многовариантными ответами или рейтинга, которые могут задаваться лично, по телефону или через Интернет. В своем докладе, прежде чем представить полученные данные, Автор может ознакомить читателей со следующей информацией:

  • когда и где проводился опрос;

  • сколько времени потребовалось участникам, чтобы ответить на вопросы;

  • количество ответивших, и т. д.

Кроме того, Автор может включить форму анкеты в приложение к своей работе, чтобы читатель мог точно знать, какие данные были собраны.

  • Эксперименты. В данном случае тестирование для получения данных проводится в контролируемой среде. Этот тип данных используется для ситуаций, в которых переменные контролируются и управляются для установления причинно-следственных связей. Целесообразно будет включить в доклад полную информацию о том, как проводится эксперимент (например, между субъектами или внутри субъекта), какие инструменты, методы и процедуры использует Автор для проведения теста (проверки).

  • Существующие данные. Идёт сбор данных для исследования из существующих источников (например, публикации или архивные данные). После того как данные были представлены в докладе, необходимо предоставить информацию об источнике, каким образом изначально были получены данные.

  • Наблюдение. Предполагает наблюдение за людьми в их естественной среде, где переменные не могут контролироваться.

В количественные исследования можно включить следующую информацию:



  • как были подготовлены данные;

  • программное обеспечение, используемое для анализа данных;

  • использованные статистические методы.

Пример количественного исследовательского подхода.

Опрос проводился в ВК колледжа 10-15 марта 2023 г. для проведения опроса была создана форма в приложении Яндекс. Взгляд – сервис, позволяющий принимать решения, основываясь на мнении аудитории.

Було опрошено 638 студентов. Задан один вопрос «Как Вы оцените профессиональные навыки своего преподавателя по шкале от 1 до 5?».

Таблица … Результаты анкетирования

Курс

юноши

девушки

всего

оценка студентов

1

2

3

4

5

1 курс

120

130

250

4

13

10

90

133

2 курс

86

108

194

6

8

8

85

87

3 курс

47

63

110

4

2

2

21

81

4 курс

28

56

84

0

2

2

23

57


281

357

638

14

25

22

219

358



Вывод: В среднем студенты оценили профессиональные навыки своих преподавателей на 4,38 балла.

Качественное исследование

Данный метод используется для исследования мыслей, идей или опыта людей посредством интервью, работы с фокус-группами, тематических исследований, дискурс-анализа и обзора литературы. Это в основном опрос, проводимый с целью собрать данные о мыслях и опыте.

Для качественного исследования характерны следующие методы:

  • Интервью. Этот метод предполагает использование вопросов открытого типа для устного опроса респондентов. Опишите, когда, где и как проводились интервью.

Включите также следующую информацию:

  • как происходил отбор участников;

  • сколько человек приняли участие;

  • форма коммуникации (структурированная, полу-структурированная, неструктурированная);

  • сколько длилось интервью;

  • каким способом проводилась их фиксация (аудио-, видеозаписи или письменные заметки);

  • какие группа или сообщество исследовались;

  • как был получен доступ к участникам.

  • Работа с фокус-группой. Сбор данных во время обсуждения определённой темы группой людей.

  • Тематическое исследование. Детальное исследование события, организации, человека или группы. Объясните, каким образом отбирался материал для тематического исследования (тексты, изображения), приведите примеры материалов и методы их отбора.

  • Обзор литературы. Обзор публикаций по данной тематике.

Пример качественного исследовательского подхода

Автор проекта проводит подробное интервью, например, с 20 студентами и задаёт им следующие вопросы: «Насколько Вы удовлетворены учебной программой?», «Каковы положительные аспекты учебной программы?», «Что, на ваш взгляд, можно изменить в учебной программе?». Основываясь на полученных ответах, Автор определяет общие черты и закономерности в ответах.

Как составить анкету

В социологии анкетирование – это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (многократное анкетирование)статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряженности с целью прогнозирования действий или событий.

Основная цель анкетирования – опросить как можно больше людей в кратчайшие сроки.

Этапы анкетирования

Метод анкетирования предполагает прохождение определенных этапов, среди них:

  1. Определение темы анкетирования, постановка решаемых проблем и задач.

  2. Разработка анкеты с большинством открытых вопросов.

  3. Пилотажное анкетирование и его анализ.

  4. Уточнение текстов инструкций и вопросов.

  5. Проведение анкетирования.

  6. Обобщение результатов опроса и подготовка отчета.

Главные требования к вопросам

1. Вопросы должны быть понятными (то есть не должно быть двойных отрицаний, сложных неизвестных терминов, вопросы должны быть простыми и «лёгкими», не напрягающими разум респондента и не уводящими его в сторону от темы)

2. Вопросы должны предполагать ответ заранее (то есть не должно быть таких вопросов, на которые сложно, а иной раз и вовсе невозможно ответить. В анкете не должно быть риторических вопросов)

3. Вопросы должны отвечать моральным и этическим нормам (не должно быть каверзных и неудобных вопросов, особенно если анкетирование не анонимное.

4. Вопросы должны предполагать конкретный ответ (например, если нужно узнать у респондентов какую марку сигарет они курят, то и вопрос должен быть поставлен соответствующим образом. Не должно быть вопроса вроде: «Что вы курите?» потому как ответы на него могут быть самыми разными).

Структура и правила составления анкеты для опроса7

1. Вступление (преамбула) — приветствие и пояснение цели анкетирования

Основные компоненты:

  • представление исследовательской организации/автора исследования.

  • обозначение темы и цели исследования в доступной и понятной аудитории форме.

  • мотивирование опрашиваемого, чтобы он отвечал на вопросы с интересом, не пропускал их, старался отвечать полно и объективно, был бы доброжелательно настроен.

  • инструкция по заполнению анкеты (при необходимости). Четко сформулируйте правила, чтобы любой респондент смог понять их с первого раза.

  • гарантирование анонимности ответов (при анонимном опросе).

  • обозначение контактов или адреса для возврата опросника (при необходимости).

2. Основная часть

Здесь, в соответствии с программой исследования, даются вопросы, поставленные в определенной последовательности. Вопросы анкеты должны точно соответствовать предмету опроса, поскольку результат исследования зависит, прежде всего, от четкости составления анкеты и соответствия анкеты целям исследования.

Сложность анкетирования заключается в строгости – вопросы, на которые предлагается ответить респондентам всегда должны быть релевантными, т.е. отвечать конкретно поставленным целям, а также содержать варианты ответов. Существуют разные типы вопросов (см. табл.6)

Таблица 6 Классификация вопросов

Типы вопросов

Примеры

1. По структуре

А. закрытые (с вариантами ответов)

Каким образом Вы ознакомились с этим номером журнала?

  1. Подписываюсь на журнал

  2. Купил

  3. Взял у родственников, знакомых

  4. Прочитал в библиотеке

Б. открытые (без вариантов ответов)

Какие проблемы и трудности в организации работы редакции Вы хотели бы отметить?

В. полузакрытые

О каких видах туризма Вам было бы интересно прочитать в нашем журнале?

  1. Организованный

  2. Любительский

  3. Автотуризм

  4. Спортивный 

  5. Экстремальный

  6. Другие (назовите)

2. По функциям

А. основные

Нравится ли Вам наш журнал?

Б. контрольные

Если бы у Вас не было финансовых затруднений, подписались ли бы Вы на наш журнал в будущем году?

В. фильтрующие (отсеивающие часть аудитории)

Читаете ли Вы "Комсомольскую правду"?

  1. Да

  2. Нет

Внимание! На вопросы 2–5 отвечают только те, кто читает "Комсомольскую правду".

Г. ловушки

Читали ли Вы книгу писателя Ивана Якимова? (Несуществующий писатель.)

3. По содержанию

А. вопросы о событиях, фактах

Какие издания вы выписываете?

Б. вопросы о мотивах, мнениях, оценках

Выскажите свое мнение по поводу оформления "МК".

4. По форме

А. прямые

Нравится ли Вам профессия журналиста?

Б. косвенные

Посоветовали ли бы Вы вашему сыну стать журналистом?

В. прожективные, предлагающие

Если бы редактором были Вы, то что бы изменили в газете?

5. По характеру

А. альтернативные (респондент может выбрать только один вариант ответа из предложенных)

Нравится ли Вам журнал?

  1. Да, очень

  2. В основном нравится

  3. Скорее нет

  4. Затрудняюсь ответить

Б. неальтернативные (несколько вариантов ответа)

Если Вы поклонник нашего журнала, чем он Вас привлекает?

  1. Интересен по содержанию

  2. Нравится оформление

  3. С доверием отношусь к авторам журнала

  4. Привлекает полезная информация, реклама

  5. Нравится тон, стиль журнала

  6. Другое

6. По виду

А. экзистенциальные (о сущности явления)

Существует ли данное явление?

Б. дефинитивные (определительные)

Что представляет собой явление?

В. оценочные

Хорошо явление или плохо?

Г. аналитические

Почему явление таково?

Д. обосновывающие

Почему мнение о явлении таково?

Е. конструктивные

Как с явлением следует поступить?



Правила составления анкеты

  1. Следите за порядком вопросов. Начинать следует с простых вопросов, которые заставят респондента втянуться в процесс анкетирования и подготовят к ответам на более личные вопросы. Никогда не нужно начинать со сложных вопросов. Сложность вопросов должна нарастать к середине исследования. Внутри анкеты можно смешивать трудные вопросы с простыми. К концу, когда человек обычно устает, вновь ставятся тоже более простые вопросы.

  2. Учитывайте все варианты ответов. Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости добавляйте поле "другое" для свободного ответа.

  3. Формулируйте вопросы кратко и емко. Не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.

  4. Формулируйте вопросы доступно. Все термины и понятия, используемые в вопросах, должны быть однозначными и понятными простому человеку. В противном случае — давайте пояснения. Вопросов, требующих каких-то специальных знаний вообще лучше избегать, иначе полученная информация будет некомпетентной. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Чем она более доступна для понимания респондента, тем с большей охотой он на нее отвечает.

  5. Соблюдайте логику. Варианты ответов должны в полной мере соответствовать поставленному вопросу.

  6. Следите за тем, чтобы вопросы не задевали чести и достоинства респондентов. Ничто в анкете не должно оскорблять, смущать или вызывать неприязнь.

  7. Не употребляйте обороты, которые могут подталкивать респондента дать определенный ответ ("Не правда ли, газета "ХХХ" объективное издание?"). В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным, а его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.

  8. Не пытайтесь формулировать сложноподчиненные предложения, которые содержат несколько условий или вопросов. В таком случае люди могут давать ответ на тот или иной вопрос, игнорируя или попросту "отметая" остальные.

  9. Проверяйте объективность ответов с помощью контрольных вопросов. Однако не стоит ставить их сразу после основного вопроса. Лучше через несколько вопросов, чтобы опрашиваемый не заметил, что его проверяют.

  10. Используйте только взаимоисключающие варианты ответов в альтернативных вопросах.

  11. Не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.

  12. Выбирайте количество вопросов в анкете в зависимости от задач и глубины проводимого исследования. Если анкета слишком большая, то не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное время подарками (фирменными сувенирами, бонусными картами, денежным вознаграждением). Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании.

  13. Апробируйте анкету. Прочитайте ее вслух и вычеркните все лишние слова, которые не несут информации, а лишь засоряют текст. Добейтесь четкости и правильности формулировок. Проверьте соответствие уровня вопросов и целевой аудитории. Раздайте несколько анкет знакомым. Учтите все возникающие недопонимания и неточности и откорректируйте анкету. Если ответить на вопросы анкеты легко и просто, она не вызывает сложности в восприятии и отрицательных эмоций, заполняется на одном дыхании, значит, составлена верно и готова к проведению опроса.

Шаблоны анкет можно найти в интернете

1 0. Календарный план реализации проекта

Календарный план – это таблица (см.табл.7) или график, где последовательно перечислены основные мероприятия по подготовке проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления.

Таблица 7 Пример составления календарного плана реализации проекта

Задача

Мероприятие

Сроки

Показатели реализации

1

Найти, проанализировать и обобщить информацию о способах и проблемах конструирования собственного будущего, о воплощении мечты в реальность

Поиск информации в интернете

октябрь-декабрь 2023

Информация найдена и сохранена в 8 файлах по разным вопросам

Беседа с педагогом-психологом колледжа

17 ноября 2023

29 ноября 2023

Получены материалы по проведению занятий и тренингов по теме

Составление введения для ПЗ

декабрь 2023

Составлено введение для пояснительной записки

2

Найти и описать примеры из жизни известных людей, когда мечты сбывались и человек достигал успеха

Поиск информации в интернете

октябрь-декабрь 2023

Информация найдена и сохранена в 8 файлах по разным вопросам

Оформление историй в отдельных файлах

декабрь 2023

Оформлено 10 историй

3

Провести социологический опрос: изучение представлений студентов колледжа о своем будущем, изучение воспоминаний бывших студентов конца XX века о своих мечтах и планах, изучение мнений родителей о перспективах, возможностях и ожидаемых барьерах их детей, изучение мнения работодателей о факторах упешности (неуспешности) выпускников колледжей

Составление опросников и проверка и руководителя проекта

Январь 2024

Составлено и одобрено 4 опросника

Опросники сделаны в приложении GOOGLE


Проведение опроса

февраль 2024

Сделана рассылка участникам опроса Проведено 4 социологических опроса

Анализ результатов опроса и составление диаграмм

Февраль 2024

Построены диаграммы

4

Разработать дизайн оформления и содержание сайта


Подобрать шаблон в интернете

Март 2024

Шаблон выбран

Разработать эскизы оформления страниц сайта и создать их

Эскизы 6 страниц разработаны

Заполнить страницы сайта

Заполнены 6 страниц сайта

Запустить сайт в работу, собирать отзывы, отклики, истории и публиковать на страницах сайта

Апрель 2024

11. Описание продукта проектной деятельности

Выбрать продукт из предложенных (перечислены в методических рекомендациях по выполнению индивидуального проекта, КСТ, стр.8) и подробно описать его вид.

12. Описание «Партнеров» проекта

П артнерами проекта являются все, кто так или иначе помогает его делать. Поэтому здесь идет перечисление тех, кого вы планируете привлекать к реализации проекта: знакомые, одногруппники, родители, привлекаемые специалисты. Важно не просто перечисление, а указание того, кто чем помогал.

Пример

Партнерами проекта являются:

  1. Студенты группы (или одноклассники, или друзья и т.п.) – помощь в разработке дизайна сайта.

  2. Родители – помощь в проведении опросов (знакомых, на работе).

  3. Педагог-психолог колледжа – консультации по вопросам психологических особенностей планирования будущего, помощь в подготовке опросников.

  4. Научный руководитель – помощь в планировании и организации работы по проекту, контроль и оценка выполнения проекта.

13. Описание материально-технических ресурсов, необходимых для реализации проекта

В данном пункте нужно перечислить, какие ресурсы вы используете при реализации проекта – фотоаппарат, видеокамера, изобразительные материалы, интернет, компьютеры, энциклопедии и пр.



14. Результаты проекта

В разделе «Результаты проекта» нужно представить и описать позитивные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта.

Пример

В результате реализации проекта будет создан сайт, на страницах которого студенты колледжа и другие заинтересованные лица найдут для себя много полезной информации и смогут общаться.

На сайте будут опубликованы истории успеха не только известных людей, но и истории, воспоминания и советы людей, которые были студентами в конце XX века, которые живут вокруг нас, которые для нас просто «окружение», а не отдельные личности со своими успехами и неудачами.

15. Опыт реализации проекта

В данном разделе нужно описать тот опыт, который автор получил в ходе разработки и реализации проекта, личные достижения.

Пример

В ходе создания сайта, на страницах которого смогу рассказать о том, какие разные мечты и цели в жизни были у студентов конца XX века в России и какие сейчас, я расширю свой кругозор по вопросу целенаправленного планирования жизни, управления ею. Узнаю сам и смогу рассказать другим, как планировать свою жизнь и путь в профессию молодому человеку сейчас, как строить цели, как их добиваться, что нужно для этого делать сейчас.

В ходе опросов познакомлюсь с другими людьми и мнениями, поделюсь об этом на страницах сайта, чтобы каждый, кому интересно, мог прочитать и сравнить позиции разных людей.

Научусь делать и вести сайт. Найду единомышленников. Научусь общаться с людьми, соблюдая правила этикета.

Информация на сайте заинтересует разных людей, кому-то даст возможность рассказать о себе, кому-то поможет советом, кому-то выразить свое мнение.

16. Приложения

В качестве приложений могут быть приведены шаблон Анкета (опросник), распечатаны цветные диаграммы по результатам анкетирования, фото, картинки, планы и проч.

Работа с источниками информации

И сточники информации

Источники информации – это такие системы, компоненты которых обеспечивают размещение, целостность и доступность информации по её назначению.

Существует огромное количество источников, из которых можно черпать информацию: интернет, базы данных, эксперты, исследования и др. Самое главное – не пытаться хвататься за каждый источник, потому что существует закон: «20% усилий дают 80% результата». Заранее обдумайте, какая именно информация для вас ключевая, и сконцентрируйтесь на поиске.

Виды источников информации:

Существуют три вида источников информации:

  1. Люди. Люди как источник информации – свидетели тех или иных событий, специалисты по определенному вопросу, люди, чье мнение может оказаться интересным для читателей, зрителей или слушателей.

Алгоритмы работы с ними таковы:

Интервью — наиболее часто употребляемый метод получения информации при работе с заказчиком (проекта). Характерная черта метода интервью заключается в том, что автор будущего проекта предъявляет интервьюируемому некий перечень вопросов в устной форме, затрагивающих наиболее важные, по его мнению, стороны интересующей его проблемы, и выслушивает ответы, которые и помогут ему определиться с содержанием и видом проекта.

Беседа – как и интервью, является непосредственным речевым общением автора с собеседником. Но это уже общение, в ходе которого вопросы могут задавать друг другу оба собеседника — автор проекта и его заказчик. Именно последний момент резко отделяет интервью от беседы как метода получения информации. Выступая равноправными собеседниками, они могут в одинаковой мере влиять на ход и содержание беседы. В силу этого автор может получить гораздо более непредвиденный результат своей беседы.

Опрос — это метод получения информации, когда автор пытается выяснить у многих людей их мнения по одному и тому же (одним и тем же) вопросу (вопросам). Имея перед собой совокупность ответов, он может составить полную картину мнений, увидеть их разброс по шкале с полюсами: «полное одобрение» — «полное неодобрение» или получить набор программ, планов действий в связи с обсуждаемым явлением.

Анкетирование — метод, близкий к опросу, однако, обладающий своими особенностями. Анкетирование проводится с помощью специально разработанных анкет и требует навыков социологической работы. Данные, полученные путем анкетирования, позволяют получить довольно обоснованный ответ на те или иные вопросы.

  1. Документы. Этот метод является одним из наиболее распространенных в любой деятельности. Понятие документ происходит от латинского «documentum» («доказательство», «поучительный пример»). В настоящее время под документом понимается, прежде всего, письменное свидетельство о чем-либо.

  2. Окружающая действительность. Этот метод основан на личном наблюдении, личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. В отличие от обыденного наблюдения, которое часто носит непреднамеренный, случайный характер, есть наблюдение целенаправленное. Оно базируется на общих, значимых и для деятельности основаниях: систематичности, целенаправленности, последовательности.
    Наблюдения подразделяются на открытое и скрытое. Особенностью открытого наблюдения является то, что человек, открыто заявляет о своей цели, о своем задании, может сообщить и о том, как он его будет выполнять, какая ему может потребоваться помощь со стороны участников действа. В отличие от открытого, скрытое наблюдение характеризуется тем, что человек в течение определенного времени (или никогда) не сообщает окружающим его людям, за действиями которых он наблюдает, что он собирает необходимую ему информацию, а также о том, какого рода сведения его интересуют.

Алгоритм поиска информации

Общая схема поиска информации довольно проста: начать с самых простых источников и постепенно перейти к более сложным.​

  1. Перед тем как начать поиск, хорошо бы узнать, что именно вы ищете. Так что постарайтесь найти аналогичные проекты и вникнуть в тему.

  2. Изучите общую картину и сформулируйте вопросы. Пространство для поиска может быть слишком широким, поэтому установите границы.

  3. Организуйте первую встречу с экспертом, чтобы определить направление работы.

  4. Соберите подробную информацию в открытых источниках. Это самая важная и объемная часть работы.

  5. Проведите вторую встречу с экспертом, проясните накопившиеся вопросы.​

  6. Готово: вы получили релевантную картину проблемы.

Правила получения информации от эксперта

  1. Перед встречей обязательно проведите самостоятельный ликбез, чтобы чувствовать себя уверенно и не задавать совсем глупые вопросы. Составьте вопросы, которые вы хотите задать.

  2. Рассаживаясь на встрече, всегда оставляйте эксперту самое комфортное и почетное место, чтобы продемонстрировать уважение.

  3. Помните, что всегда лучше задавать открытые вопросы, чтобы спикер говорил как можно больше и поделился всей известной ему информацией. Если собеседник отходит от темы, можно его тактично перебить. В конце кратко пробегитесь по пунктам, которые вы обсудили, чтобы в случае ошибки вас поправили. Напоследок спросите: «Есть ли что-то важное, что я мог упустить?»

  4. Будьте тактичны, действуйте в зависимости от ситуации. Всегда просите разрешения делать заметки и вести диктофонную запись.

  5. Некоторые эксперты любят, объясняя что-то, рисовать схемы или писать тезисы. Попросите после интервью воспользоваться записями спикера. Во-первых, это действительно может пригодиться, во-вторых, это тоже своего рода знак уважения.

  6. После встречи не забудьте поблагодарить собеседника

Аналитическая обработка информации

Процесс обработки информации состоит из двух частей: проверка качества и анализ. Сначала нужно оценить, насколько информация соответствует четырем критериям.

Полнота. Проверьте, есть ли у вас все необходимые данные.

Актуальность. Убедитесь, что вся найденная информация свежая.

Достоверность. Сопоставьте информацию из нескольких источников. Используйте только правильные данные. Если сомневаетесь, посоветуйтесь с экспертом.

Релевантность. Трезво оцените найденную информацию и посмотрите, нет ли в ней лишних данных.

Изучите отобранный материал: анализ с точки зрения полезности, объема, вида.

Обработайте текстовую информацию: выделите главную мысль, проведите сокращение и/или преобразование текста в таблицы, диаграммы.

После того как вы проверили данные, нужно их обработать и провести анализ информации: разобраться во взаимосвязях и построить выводы. Приступая к работе, следует твердо обозначить, что, как и зачем вы будете анализировать. Вам нужны готовые гипотезы и четкое представление, что эта информация вам даст. Анализ заключается в проверке гипотез и их дальнейшем подтверждении или опровержении.

Методы обработки информации

Для облегчения обработки информации существует три типа аналитических помощников: общие подходы, специфические фреймворки и графики.

Общие подходы — это ранжирование, или приоритизация, матрицы, сценарный подход, инвестиционный анализ, сегментирование и риск-анализ. Первые три способа применяются практически при любом типе анализа, поэтому владеть ими обязательно. Оставшиеся три используются при решении специфичных задач. Например, сегментирование помогает разделить компании по категориям, а инвестиционный анализ применяется для сопоставления затрат с предполагаемым доходом.

К специфическим фреймворкам относятся, например, пять сил Портера, SWOT-анализ и анализ рентабельности задействованного капитала. Они помогают понять ключевую идею стратегических решений.

Находите и используйте простые методы анализа, сложные методы вы сможете применить в будущем для работы над курсовой или дипломной работой.

Техническая обработка информации

Техническая обработка информации – совокупность операций (сбор, ввод, запись, преобразование), осуществляемых с помощью технических и программных средств, включая обмен по каналам передачи.

Представление результата

Для того чтобы сделать качественную презентацию исследования, нужно овладеть принципом пирамиды Минто. Этот простой инструмент заключается в группировке идей в кластеры, поддерживающие и раскрывающие основной тезис. Начинаем с ключевой проблемы, переходим к поддерживающим аргументам, заканчиваем деталями.

Как говорила сама Барбара Минто, первая женщина-консультант McKinsey, разработавшая этот принцип, «написать что-либо ясно и понятно — значит сделать два шага. Первый — определить цель, главную мысль, которую вы хотите донести до читателя, второй — изложить эту мысль в словах или письменно».


Список использованной литературы
  1. Как построить аргументацию: принцип пирамиды Минто https://why.esprezo.ru/mintopyramid

  2. Как правильно анализировать информацию https://changellenge.com/article/kak-pravilno-analizirovat-informatsiyu/

  3. Количественные и качественные исследования: сравнение https://www.questionstar.ru/statiy/kolichestvennie-kachestvennie-oprosi

  4. Цели по SMART: примеры и антипримеры, чек-лист для постановки https://www.carrotquest.io/blog/smart-goal/

  5. Основные методы научного исследования https://sibac.info/blog/osnovnye-metody-nauchnogo-issledovaniya

  6. Выдвижение и обоснование научной гипотезы https://www.internauka.org/blog/vydvizhenie-i-obosnovanie-nauchnoy-gipotezy

  7. Определение объекта и предмета исследования https://nvjournal.ru/blog/article/opredelenie-obekta-i-predmeta-issledovaniya/

  8. Актуальность проектной работы https://workproekt.ru/struktura-proekta/vvedenie-proektnoy-rabotyi/aktualnost-vo-vvedenii-proektnoy-rabotyi/

  9. Как написать актуальность проекта – 9 помогающих вопросов, шаблон актуальности, онлайн-сервис для создания актуальности за 1 минуту и 4 примера в картинках https://diplom35.ru/diplom/aktualnost-proekta/

  10. Основная идея проекта: ключевые аспекты и описание https://obzorposudy.ru/polezno/osnovnaya-ideya-proekta-klyucevye-aspekty-i-opisanie

  11. Романова М.В. Управление проектами: учебное пособие / М.В. Романова. Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2022. – 256 с.: ил. – Текст электронный. – URL: https://znanium.com/read?id=400058



1 Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта, КСТ, стр.8

2 КАК ВЫБРАТЬ ТЕМАТИКУ ПРОЕКТА HTTP://EMANUELT.RU/2017/01/23/IDEAS/

3 интерактивная компьютерная разработка, в состав которой могут сходить музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, галереи картин и слайдов, различные базы данных

4 Респондент — лицо, принимающее участие в социологическом или другом опросе, анкетировании

5 Контекст - это речевая ситуация, в которой находится слово или выражение. С английского можно перевести как "окружающий текст", т.е. все то, что написано/произнесено до или после данного слова

6 Если информация не зависит от нашего мнения или отношения, то она объективна; если зависит — субъективна.

7 Детектор – в этой части располагаются вопросы, которые проверяют внимательность и честность респондентов, а также информацию о интервьюерах и о самой компании, которая проводит опрос. Но, чаще всего этот этап опускается.

26