Требования к составлению технологической карты урока.
Кострова Марина Михайловна
учитель начальных классов
МАОУ «Устанская СОШ»
Технологическая карта урока
- способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам .
- В технологической карте четко отражено
взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока.
Нормативн ые документ ы
Нормативных документов, обязывающих учителя составлять технологическую карту, нет. Школа может разработать внутришкольный документ, содержащий требования к составлению карты, рекомендации по ее форме и содержанию. Однако, все положения данного документа должны быть предварительно обсуждены с членами МО и утверждены на Педагогическом совете. Рекомендации приказом руководителя ОУ.
- Единых требований к составлению технологических карт не существует; учитель выбирает ту форму, которая для него наиболее приемлема.
Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС
- Дата : …
- ФИО: …
- Место работы: …
- Должность: …
- Учебный предмет: …
- Класс: …
- Учебник: …
- Тип урока:
Технологическая карта урока (как один из вариантов) составляется в виде таблицы, в которой прописываются:
- По вертикали этапы урока:
- Организационный момент.
- Подготовка к активной познавательной деятельности.
- Установка познавательной задачи.
- Усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания.
- Закрепление знаний.
- Самопроверка знаний.
- Итог.
- Домашнее задание.
- По горизонтали :
- Задачи каждого этапа.
- Методы.
- Формы.
- Виды деятельности учащихся.
Вариант 1
Технология проведения
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
1 этап
Цель – актуализировать знания о…
Диагностирующие задания каждого этапа
Вариант 2
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Осуществляемые действия
Познавательная
Коммуникативная
Осуществляемые действия
Осуществляемые действия
Регулятивная
Осуществляемые действия
Вариант 3
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Осуществляемые действия
Формируемые УУД
Осуществляемые действия
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Вариант 4
Этап урока
Время, мин
Цель
Содержание учебного материала
Методы и приемы работы
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Этап урока
Деятель-ность учителя
Деятель-ность учащихся
Самоопределение (мотивация) к деятельности
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
Задания для учащихся,
для достижения заплани-
рованных результатов
Выявление места и причины затруднения
Планируемые результаты
Предмет-ные
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средства)
УУД
Первичное закрепление
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Этап урока
Деятель-ность учителя
Деятель-ность учащихся
I . Мотивация к учебной деятельности
Цель: создание уч ебно го настроя на деятельность;
проверка
готовности уч-ся к уроку
Задания для учащихся,
для достижения заплани-
рованных результатов
Планируемые результаты
Пред-мет-ные
УУД
Л:
само-
опре-деление.
Р: контроль.
К:
плани-рование учебного сотрудни-чества.
Создаёт условия для возник-новения у ученика внутрен-ней мотива-ции на работу
Метод «Фруктовый сад».
Настраи-ваются на урок.
Мотивирует к пробному учебному действию.
Побуждает к высказы-ванию своего мнения
Этап урока
Деятель-ность учителя
Деятель-ность учащихся
II . Актуализация и фиксирование индивидуаль -
ного затруднения в действии.
Цель:
тренировка мыслительных операций; фиксация затруднения.
Задания для учащихся,
для достижения заплани-
рованных результатов
Планируемые результаты
Пред-метные
УУД
Умение слышать и различать звуки
П:
Струк-туриро-вание знаний, обобще-ние.
Обобщают.
Фиксируют во внешней речи место и причину затрудне-ния.
На доске слова:
цирк синицы
цифра огурцы
-Что общего у этих слов?
- В чём различие?
Задает вопросы по теме урока.
Организует постановку цели урока.
Организует уточнение следующе
го шага учебной деятельности. Побуждает к высказыва
нию своего мнения.
Этап урока
Деятель-ность учителя
Деятель-ность учащихся
III . Постановка учебной задачи
Цель: подведение детей к формулирова-
нию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
Задания для учащихся,
для достижения заплани-
рованных результатов
Планируемые результаты
Пред-метные
УУД
П: само-стоятельное выделение –формули-рование познава-тельной задачи.
К: умение выражать свои мысли; планиро-вать
учебное сотрудни-
чество.
Р :целепо-лагание.
-Кто догадался, какая тема урока? («Написание ы, и после ц в словах - названиях предметов»)
-Сверим с учебником (у.ч:3, стр. 17)
-Правильно мы определили тему урока?
-Что по этой теме вы уже знаете?
-Что ещё хотите узнать?
-Какая учебная задача стоит перед нами?
(Узнать когда после ц пишется и , а когда – ы ?)
Формули-руют (уточняют) тему урока,
ставят задачи. Составля-ют план работы.
Этап урока
Деятель-ность учителя
IV . Построение проекта выхода из затруднения
Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.
Деятель-ность учащихся
Задания для учащихся,
для достижения заплани-
рованных результатов
Планируемые результаты
Пред-метные
Знать правило
УУД
К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
П: решение проблемы, построение логической цепи рассуждения,
выдвижение гипотез и их обоснование моделирование.
Р: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата .
Создаёт проблемную ситуацию. Формулирует задание.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Создает эмоциональный настрой.
Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи. Подводит обучающихся к выводу.
Разбива-ются на группы.
Составля-ют алгоритм.
Делают выводы.
Сравни-вают выводы.
Выбирают верный.
-Разбейтесь на группы. Попробуйте самостоятельно составить алгоритм проверки орфограммы.
[ЦЫ]
ци цы
- В русском языке есть слова – исключения к этому правилу.
Давайте прочитаем по учебнику (у.ч:3, стр. 18)
Цыган, цыплёнок, цыц.
Этап урока
Деятель-ность учителя
Деятель-ность учащихся
V .Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.
Задания для учащихся,
для достижения заплани-
рованных результатов
Планируемые результаты
Пред-метные
УУД
Знать правило,
П: умение структури-ровать знания. К: умение осознанно и произволь-но строить высказы-вания; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера .
Р: контроль.
Решают типовые задания с проговари-ванием алгоритма вслух.
Устанавлива-ет осознанность восприятия.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающих-ся на уроке.
На доске слова:
Циркуль, циркач, спицы, куницы, …
- Произношу слово
ц[ы]ркуль
Орфограмма в корне, это не слово - исключение, пишу букву и,
циркуль.
Этап урока
Деятель-ность учителя
Деятель-ность учащихся
VI . Самостоятель-ная работа с самопровер-
кой по эталону
Цели: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.
Задания для учащихся,
для достижения заплани-
рованных результатов
Планируемые результаты
*
У.с. 19, упр.15
**
На доске слова.
Выпиши только те слова, в которых надо вставить букву и
***
Придумай слова
на это правило.
Пред-метные
УУД
Знать правило
Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; контроль, коррекция и осознание того, что усвоено; осознание качества усвоения.
Л: самоопре
деление.
Осуществляют самооценку;
Самопровер-ку; взаимопро-верку; предвари
тельную оценку.
Контролирует выполнение работы.
Осуществляет индивидуальный контроль, выборочный контроль.
Организует взаимопроверку, проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся.
Этап урока
Деятель-ность учителя
Деятель-ность учащихся
VII . Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
Задания для учащихся,
для достижения заплани-
рованных результатов
Планируемые результаты
Пред-метные
УУД
К: умение с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П :
рефлексия.
Л: смысло-образова-ние.
Отмечает степень вовлечен-ности учащихся в работу на уроке. Дает коммента-рий к домашнему заданию.
Продолжите фразу: «Я сегодня на уроке..» -Оцените свою работу цветом:
желтый – выполнял быстро, самостоятельно;
синий – выполнял быстро, но допускал ошибки;
зеленый – медленно, но без ошибок;
красный – ничего не понял.
Формули-руют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Использование технологической карты позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- отследить свою деятельность и ожидаемые действия учеников;
- проектировать свою деятельность на урок, четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- повысить качество обучения.
Спасибо за внимание!
Творческих успехов!