Коррекционное развитие речи
07.10 Тема урока: Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами будем составлять ответы на вопросы к текстам, а также составлять тексты по данным вопросам.
Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте
Предложения в тексте связаны по смыслу. Смысловая связь предложений в тексте важна, если бы в текст входили абсолютно разные предложения, он был бы непонятен и тяжело бы воспринимался.
Виды смысловой связи предложений в тексте:
Цепная связь
Параллельная связь
Цепная связь – новое предложение дополняет предыдущее. Автор выражает мысли последовательно. Информация из первого предложения развивается во втором, из второго в третьем.
Не обижай, мой юный товарищ, книгу! Она друг и соратник на всю жизнь. В ней ты найдешь ответы на интересующие вопросы.
Параллельная связь – предложения не зависят друг от друга, но объединены общим высказыванием.
Наступило утро. Город просыпается, солнышко поднимается высоко-высоко. Слышны голоса людей и пение птичек.
Первое предложение является общей темой для последующих предложений.
Помимо смысловой связи, существует грамматическая связь в предложениях. Она означает, что формы слов зависят друг от друга. Слова в предложениях текста, должны согласовываться, в этом помогают местоимения, предлоги, союзы.
Я с нетерпеньем жду, когда мы поставим елку. Она будет пышная, красивая и нарядная.
Без смысловой и грамматической связи предложений текст не сможет существовать, его невозможно создать.
А сейчас давайте выполним несколько упражнений:
Составление ответов на вопросы к тексту
Прочитайте текст:
Белёк
К любому тексту можно составить вопросы. Давайте составим к нашему тексту вопросы:
Например.
1). Где лежал белёк? – На снегу возле ледяной глыбы.
2). Кого так называют? – белёк- детёныш тюленя.
3
). Как выглядит белёк? – Шёрстка у белька белая, пушистая, как заячья рукавичка. Только нос и глаза у него были чёрные.
4). Кто и когда приплыл к бельку? – утром к бельку приплыла мать.
5). Что сделала мать? – Она покормила малыша молоком и опять уплыла.
Итак, на основе данного нам текста, мы смогли составить к нему вопросы и дать ответы на них.
Составление текста по данным вопросам.
Прочитайте данные вопросы:
1). Какое время года наступило?
2). Какая стоит погода?
3). Как изменились деревья?
4). Что делают птицы?
Наступила золотая осень. На улице становится прохладнее. Дни уже короче, потому что рано темнеет. Деревья сбрасывают листья. Они очень красивые, у них сочные цвета: красные, жёлтые, оранжевые. Всё чаще дует сильный ветер, кружит листья и легко опускает их на землю. Временами небо затягивается тучами и идёт дождь. С приходом осенней поры, птицы собираются в стаю и улетают в тёплые края. Идешь, рассматривая как меняется природа, и все готовится к холодной поре - зиме.
Итак, из данных нам вопросов мы смогли составить небольшой текст.
Домашнее задание:
прочитайте и спишите текст, составьте к нему несколько вопросов.
Медвежонок
Медвежонок упал с обрыва в реку и попал в сеть. Лесник вытащил медвежонка. Зверь стонал. Лесник принёс медвежонка домой. Врач сделал медвежонку укол. Внучка лесника Маша стала ухаживать за больным. Скоро медвежонок поправился. Лесник увёз его в лес. Там медвежонок встретил свою маму медведицу.
Прочитайте вопросы, составьте по ним небольшой текст.
Моя любимая сказка
1). Как называется твоя любимая сказка?
2). Кто главный герой?
3). Чем она тебе нравится?