СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление уравнения касательной к графику данной функции, параллельной данной прямой

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена методика обучения школьников решению задач данного типа с позиции деятельностного подхода. Тема: Составление уравнения касательной к графику данной функции, параллельной данной прямой

Просмотр содержимого документа
«Составление уравнения касательной к графику данной функции, параллельной данной прямой»

Обучение школьников решению задач данного типа

с позиции деятельностного подхода

Тема: Составление уравнения касательной к графику данной функции,

параллельной данной прямой

Цели:

Обучающая: ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ

  1. закрепление понятия касательной к графику функции в точке и понимания геометрического смысла производной;

  2. совершенствование умения составления уравнения касательной к графику заданной функции в данной точке;

  3. вывод алгоритма составления уравнения касательной, параллельной данной прямой;

  4. формирование умения применения алгоритма для конкретных функций.

Развивающая: ТЕОРЕТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

  • самоконтроля посредством соотнесения этапов решения эталонам;

  • развитие математического интереса, логического мышления, исследовательских навыков посредством организации поиска решения заявленной задачи;

  • математической речи посредством организации этапа громкой речи;

  • умений планирования при организации применения алгоритма решения;

  • контроля посредством написания контролирующей работы и проверки правильности решения по предъявленным ответам.

Воспитывающая: ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

формирование у школьников усидчивости, самостоятельности, навыков самоорганизации и самоконтроля.

Оборудование урока:

Интерактивная доска или проектор, раздаточный материал (карточки-опоры)

справочные таблицы на стенах следующего содержания:









Ход урока

  1. Организационный момент, сообщение обучающей цели урока (цель заявлена темой урока)

  2. Актуализация опорных знаний (мотивационно-ориентировочный этап)

Цель этапа: актуализация знаний, необходимых для усвоения темы:

  1. понятия касательной к графику функции;

  2. признака параллельности прямых;

  3. знание формулы касательной в различных интерпретациях;

  4. алгоритма решения задачи по известной абсциссе точки касания.

Ответьте на вопросы:

Вопросы могут быть предложены учащимся фронтально по одному, или предъявляться всем списком с последующим обсуждением ответов (с самопроверкой).

  1. Согласны ли вы с утверждением: «Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку»? Почему? Объясните, используя чертежи:

  1. Какие из указанных прямых параллельны? у = 0,5х; у = - 0,5х;

у = 0,5 - 0,5х. Почему?

  1. Выберите, по крайней мере, один вариант верного уравнения касательной из предложенных:

  1. y = f''(x0) + f(x0)(x - x0)

  2. y = f''(x0)(x - x0) + f(x0) ٧

  3. y= f''(x0)x + f(x0) - x0

  4. y= f''(x0)x + f(x0) - f''(x0)x0 ٧

  1. Какую ключевую задачу с касательной к графику заданной функции вы знаете? Повторим алгоритм ключевой задачи 1.

Задачи на повторение могут быть заданы по усмотрению учителя: либо заранее двум учащимся с последующей проверкой или сверкой с готовым решением, заготовленным учителем на экран; или быть заданными для самостоятельного решения всему классу с последующей самопроверкой с решением на экране.

Ключевая задача 1. Составление уравнения касательной, если задана точка касания

  1. Составьте уравнение касательной к графику функции у=х2–2х–3 в точке с абсциссой х0=2.

Решение:

1. Обозначим абсциссу точки касания а, тогда, а=2.

2. Найдем ординату точки касания f(a): f(2)= - 3

3. Найдем производную данной функции и значение производной в точке касания f’ (x) и f(a): f’(x)=2x–2, f’(a)=2.

4. Подставим найденные числа f(a), f‘(a) в общее уравнение касательной

у = f(a) + f’(a)(xa): у=-3+2(х–2), у=-3+2х–4,

у = 2х–7 – уравнение касательной. Ответ: у=2х –7.



2 . Составьте уравнение касательной к графику функции у =f (x) в точке с абсциссой х = а, если

Решение:

  1. О бозначим абсциссу точки касания а, тогда, а=2.

  2. Найдем ординату точки касания f(a):

  3. Найдем производную данной функции и значение производной в точке касания и :



4. Подставим найденные значения в общее уравнение касательной



Ответ: у=7х –10 – искомое уравнение касательной.

1-й этап – мотивационный. Происходит предварительное ознакомление учащихся с целью обучения, создание «внутренней», или познавательной, мотивации. Для создания познавательной мотивации можно использовать проблемные ситуации.

Цель этапа: подведение учащихся к мысли о вариативности данных в изученной задаче составления уравнения касательной и вычленение возможных вариантов данных.

  1. Выберите данные, необходимые для составления уравнения касательной к графику заданной функции в данной точке:

  1. точка касания;

  2. абсцисса точки касания;

  3. ордината точки касания;

  4. формула функции, к графику которой будет проведена касательная;

  5. формула производной данной функции для нахождения значения производной в точке касания;

  6. значения производной в точке (точках) касания;

  7. угол наклона касательной к положительному направлению оси абсцисс;

  8. тангенс угла наклона между касательной и положительным направлением оси абсцисс;

  9. коэффициент k в уравнении касательной y = kx + b.

В результате нужно подвести к следующим рассуждениям:

  1. из первых двух вариантов в задаче могут быть заданы каждый, но достаточно второго;

  2. варианты с) и f) могут быть получены с помощью расчетов;

  3. вариант ответа e) может быть получен самостоятельно, с помощью правил дифференцирования функций и таблицы производных;

  4. последние 4 варианта из предложенных ответов могут быть взаимнозаменимы, либо получены один из другого.

Вывод: данные в задаче можно варьировать. Для составления уравнения касательной необходимо иметь как минимум 2 данных: формулу функции и абсциссу точки касания (это заложено в формуле касательной).

Объявление цели сегодняшнего занятия: Целью сегодняшнего занятия является изучение одной из таких вариационных задач, когда вместо одного из необходимых данных, а именно – абсциссы точки касания – предъявляется некая прямая, заданная формулой линейной функции y = kx + b , параллельная искомой касательной.

Вопрос: как вы будете решать задачу?

На следующем этапе надо организовать обсуждение предлагаемых вариантов решения.

  1. Изучение нового материала

Цель этапа: составление алгоритма решения задачи написания уравнения касательной, параллельной графику данной прямой, формирование ориентировочной основы действия.

Учащимся объявляется, что цель сегодняшнего занятия – разобрать алгоритм только одного из видов заданий, а именно: Ключевая задача 2. Составление уравнения касательной к графику данной функции, параллельной данной прямой.

Итак, теперь у нас 2 ключевые задачи:

  1. Составление уравнения касательной в точке;

  2. Нахождение точки (точек) касания: по условию параллельности прямых;

Учащимся предлагается объяснить готовые решения задач, косвенно связанных с новой темой. На экране предъявляются две задачи с решениями, которые обсуждаются, акцент делается на момент приравнивания значения производной в точке угловому коэффициенту из уравнения прямой, параллельной касательной.

Нахождение точки (точек) касания

  1. В какой точке касательная к графику функции у = х² параллельна прямой

у = 2х+1?

Решение:

Ответ: (1; 1) - координаты точки касания

2 . В какой точке касательная к графику функции у =sinx параллельна прямой у = - х?

Р ешение:

Ответ: - координаты точек касания.

2-й этап – составление схемы ориентировочной основы действия (ООД). Ученик разбирается в содержании усваиваемого действия: в свойствах предмета, в результате-образце, в составе и порядке исполнительных операций.

Цель этапа: поиск и составление алгоритма решения новой для них задачи. Учащимся предъявляется задача с решением, но решение открывается строка за строкой после того, как ученики «найдут» следующий шаг решения. Учитель может стимулировать активность ребят наводящими вопросами.

  1. Напишите уравнения всех касательных к графику функции у = х2–2х–8, параллельных прямой у = - 4х – 4.

  1. Обозначим абсциссу точки касания а;

Пусть x0=а – абсцисса точки касания

  1. Найдем (выразим) ординату точки касания f(a);

f(a) = a2 – 2a –8

  1. Найдем (выразим) производную функции f’(x) и значение производной в точке касания f’(a);

f’(x) = 2x – 2, f’(a) = 2a – 2

  1. Из уравнения данной прямой определяем значение углового коэффициента k. Из геометрического смысла производной и условия параллельности прямых следует f’(a)= k;

f’(a)= k = - 4;

  1. Решим уравнение f’(a)= k, получим значение а;

2a – 2 = - 4; a = - 1 – абсцисса точки касания;

  1. Вычислим ординату точки касания f(a)

f(a) = f (-1) = - 5;


  1. Подставим найденные числа а, f(a),f‘(a)=k в общее уравнение касательной

у = f(a) + f’(a) (x - a):

y = -5 – 4(x+1), y = - 4x – 9 – уравнение касательной.

Ответ: y= - 4x–9.

  1. Первичное закрепление нового материала (этап уяснения знаний)

Учащимся предлагается алгоритм-памятка решения задачи в виде фрагмента тетради с печатной основой:

Решение:

1. Пусть а- ______________________________________________;

2. Найдем (выразим) ___________________________________________ f (a) = ……;

3. Найдем (выразим) __________________ и__________________________ f’(a)=….;

4. Но, с другой стороны, f’(a)=k, где kугловой коэффициент в уравнении данной прямой (условие параллельности).

Решим уравнение … =… , получим a = …. - _______________________точек касания;

5. Вычисляем _________________________________ f (a) = …. (или несколько f (a) =…);

6. Подставим найденные числа а, f(a),f‘(a) в _____________________________касательной

у = f(a) + f’(a)(x - a):

y =… х +… (или несколько у = ... х + … ) - уравнения касательных.

Сначала учащимся предлагается заполнить пропуски в данном руководстве (это можно сделать с самопроверкой с доски).

Ответы:

  1. абсцисса точки касания

  2. ординату точки касания

  3. производную и значение производной в точке касания

  4. абсцисса (сы)

  5. ординату точки касания

  6. общее уравнение

ВОПРОСЫ:

  1. К чему (к каким действиям) сводится решение ДАННОЙ задачи?

  1. Сколько и каких данных требуется для решения ДАННОЙ задачи?

Полученные заполненные опоры остаются у учеников.

Затем учащимся предлагается решить задачу, используя данный алгоритм, используя карточку-инструктаж (материализованная основа действия), в которой предлагается заполнить пропуски.

Лучше вызвать к доске ученика, который может громко вслух комментировать действия.

3-й этап – формирование действия в материальной или материализованной форме. Действие выполняется как внешнее, практическое, с реальными предметами (материальная форма действия), например, перекладывание каких-либо предметов при счете. Действие выполняется с преобразованным материалом: моделями, схемами, диаграммами, чертежами и т. п. (материализованная форма), например счет на палочках. При этом все операции действия осознаются, а замедленное их выполнение позволяет увидеть и осознать содержание как операций, так и всего действия в целом. Обязательным условием этого этапа является сочетание материальной формы действия с речевой, что позволяет отделить усваиваемое действие от тех предметов или их заместителей, с помощью которых оно выполняется. Когда действие начинает протекать плавно, безошибочно и более быстро, убираются ориентировочная карточка и материальные опоры.

Цель данного этапа: пошаговый контроль своих действий.



2.Напишите уравнения всех касательных к графику функции , параллельных данной прямой, заданной формулой y = 9x - 5.


Обозначим абсциссу точки касания а;


Пусть а - … точки касания

Найдем (выразим) f(a)



Найдем (выразим) , затем f′(…)


Из уравнения данной прямой определяем значение углового коэффициента k = 9.

f’(a)= … (условие параллельности).

Решим уравнение , получим - абсциссы точек касания


Вычислим f1 (a) =… или f2 (a) = ….

f1 (a) = 7 или f2 (a) = -….

Подставим найденные числа а, f(a),f‘(a) в общее уравнение касательной у = f(a) + f’(a)(x - a)

y = …х - 20 или у = …х + 16 - уравнения касательных.

Ответ: у=9х-20 или у=9х+16

Работа в парах: учащимся предлагается на местах решить следующую задачу, проговаривая вполголоса алгоритм решения по карточке-опоре:



  1. Напишите уравнения всех касательных к графику функции , параллельных данной прямой, заданной формулой y = x – 3.

Обозначим абсциссу точки касания а;


Пусть а - … точки касания

Найдем (выразим) f(a)


Найдем (выразим) , затем f′(…)

Из уравнения данной прямой определяем значение углового коэффициента k = .

f’(a)= … (условие параллельности).

Решим уравнение , получим - абсциссы точек касания

…..

Вычислим f1 (a) =… или f2 (a) = ….

f1 (a) = 7 или f2 (a) = -….

Подставим найденные числа а, f(a),f‘(a) в общее уравнение касательной у = f(a) + f’(a)(x - a)

y = … или у = … - уравнения касательных.

Ответ: у=… или у=…

Учитель предлагает ребятам использовать карточки-опоры и решить задания у доски и на местах, воссоздавая весь алгоритм, с громким проговариванием у доски, с уточнениями и дополнениями класса с мест.

4-й этап – формирование действия в громкой речи. Ученик, лишенный материальных опор действия, анализирует материал в плане в громкой социализированной речи, обращенной к другому человеку. Это одновременно и речевое действие, и сообщение об этом действии. Речевое действие должно быть развернутым, сообщение – понятным другому человеку, контролирующему процесс обучения. На этом этапе происходит «скачок» – переход от внешнего действия к мысли об этом действии. Осваиваемое действие проходит дальнейшее обобщение, но остается несокращенным, неавтоматизированным.

  1. К графику заданной функции проведите касательную так, чтобы она была параллельна прямой y = 2 – x:







  1. Закрепление нового материала (этап отработки того, что уяснено)

Цель этапа: формирование умения решать задачу посредством пошагового контроля и самоконтроля своих действий (тренинг по алгоритму)

5-й этап – формирование действия во внешней речи «про себя». Ученик использует ту же речевую форму действия, что и на предыдущем этапе, но без проговаривания (даже шепотом). Здесь возможен пооперационный контроль: педагог может уточнять последовательность производимых операций или результат отдельной операции. Этап завершается, когда достигается быстрое и правильное выполнение каждой операции и всего действия.

  1. Т ренировочные упражнения: К графику заданной функции проведите касательную так, чтобы она была параллельна прямой y = 2 – x:





Ответы: а),б),в)

6-й этап – формирование действия во внутренней речи. Ученик, решая задачу, сообщает только конечный ответ. Действие становится сокращенным и легко автоматизируется. Но это автоматизированное действие, выполняемое с максимально возможной для ученика скоростью, остается безошибочным (при появлении ошибок необходимо вернуться на один из предыдущих этапов). На последнем, шестом, этапе формируется умственное действие, появляется «феномен чистой мысли».

Цель этапа: совершенствование умения решать задачу посредством свертывания действия (сворачивание шагов некоторых алгоритма.

  1. П рямая у = 7х - 5 параллельна касательной к графику функции у = х2 + 6х - 8. Найдите абсциссу точки касания.

  1. Составьте уравнение всех касательных к графику функции , параллельных прямой y = - 6x +5

  2. Ответьте на теоретические вопросы

  1. Как формулируется задача, изученная вами сегодня на уроке?

  2. К чему (к каким действиям) сводится решение данной задачи?

  3. Сколько и каких данных требуется для решения данной задачи?

  1. Контроль знаний

Цель данного этапа: контроль правильности усвоения знаний посредством решения заданий и проверки правильности решения по предъявленным на экране ответам, развитие контроля и самоконтроля.

1 вариант

2 вариант

  1. Прямая у = 6х + 8 параллельна касательной к графику функции у = х2 - 3х + 5.

Найдите абсциссу точки касания.

1.Прямая у = 7х + 1 параллельна касательной к графику функции у = х2+ 8х + 6.

Найдите абсциссу точки касания.

  1. Составьте уравнение всех касательных к графику функции ,

параллельных прямой y = - x +2 .

2. Составьте уравнение всех касательных к графику функции ,

параллельных прямой y = - x - 5 .

  1. Напишите по памяти краткий алгоритм решения задачи, изученной сегодня на уроке.

3.Напишите по памяти краткий алгоритм решения задачи, изученной сегодня на уроке.



  1. Подведение итогов. Самопроверка по готовым ответам.