НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (8 класс)
урок русского языка :"Наречие как часть речи"
Цели:
1. Обучающая: проверить освоенность знаний по части речи наречие за курс 7 класса; дать еще раз понятие об этой части речи (попутное повторение синтаксиса членов предложения); лексика-антонимы, синонимы.
2. Развивающая: развитие умений и навыков различия грамматических категорий наречий; грамотного произношения терминологических слов;
3. Воспитательная: воспитывать интерес учащихся к народной сокровищнице мудрости – пословицам, поговоркам и крылатым выражениям,любовь к природе.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: слайды, наглядный материал, карточки
Ход урока:
І. Организационный момент
А) приветствие
Б) психологический настрой
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз вернется.
Ребята, возмитесь за руки и улыбнитесь друг-другу
В) отчет дежурных (сегодняшняя дата, что проходили на том уроке, домашнее задание)
ІІ. Опрос домашнего задания.
Фронтальный опрос:
Что такое деепричастие?
Как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида?
Что такое деепричастный оборот?
Тест: 1. Какими суффиксами обладают деепричастия как особая форма глагола:
А)-енн-,-нн-,-т-;
В)-ущ-, -ющ-, -ащ-,-ящ-;
С)-а-,-я-,-вши-, -ши-,-в-?
2.Какими грамматическими прзнаками обладает деепричастие:
А)Вид,возвратность/невозвратность,неизменяемость. В)Вид,возвратность/невозвратность,лицо,число?
ІІІ. Постановка цели занятия перед учащимся.
Сегодня на уроке мы изучаем наречие, как часть речи. Конечно, вы знаете, что программа старшего звена повторяет курс программы 5-9 классов. Наречие мы изучали в 7классе, по этому мы сегодня должны вспомнить все о наречии.
ІV. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.
Давайте, вспомним :
- Что такое наречие?
- Что оно обозначает?
- На какие вопросы оно отвечает?
- Каково его синтаксическая функция? Приведите примеры.
1. Давайте познакомимся!
Я — самостоятельная часть речи — наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение(кратко изложенная мудрая мысль), речистый, наречие (говор), нарекать(обвинение) и другие.
Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность — неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением.
2. Творческое задание
— Давайте попробуем выполнить упражнение 7,стр.179
Замените фразеологизмы наречиями-синонимами.
Образец:видеться изо дня в день-видеться ежедневно.