СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составное именное сказуемое

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Составное именное сказуемое»

 СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ Амонова Нафиса, студентка 2 курса направления бакалавриата «Русский язык и литература» Навоийского государственного педагогического института. Узбекистан

СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ

Амонова Нафиса, студентка 2 курса направления бакалавриата «Русский язык и литература» Навоийского государственного педагогического института.

Узбекистан

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УРОКА: Цель урока: отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого. Задачи: образовательная: (объем освоения и уровень владения компетенциями): актуализация знаний о составном именном сказуемом, его функции в речи, развитие умений сопоставлять разные виды сказуемых, углубление знаний о грамматическом и лексическом значении составных сказуемых; развивающая: развить способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; воспитательная: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Цель урока: отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.
  • Задачи:
  • образовательная: (объем освоения и уровень владения компетенциями): актуализация знаний о составном именном сказуемом, его функции в речи, развитие умений сопоставлять разные виды сказуемых, углубление знаний о грамматическом и лексическом значении составных сказуемых;
  • развивающая: развить способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • воспитательная: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
ХОД УРОКА: I . Повторение изученного Устная разминка по темам «Сказуемое как член предложения», «Виды сказуемого», «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое». Что такое сказуемое? Сколько видов сказуемых существует? Чем они отличаются? Сколько слов входит в составное сказуемое? Сколько слов входит в простое сказуемое? Чем может быть выражено простое сказуемое? Чем выражено составное глагольное сказуемое? Чем может быть выражено составное именное сказуемое?

ХОД УРОКА:

I . Повторение изученного

Устная разминка по темам «Сказуемое как член предложения», «Виды сказуемого», «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое».

Что такое сказуемое?

Сколько видов сказуемых существует? Чем они отличаются? Сколько слов входит в составное сказуемое? Сколько слов входит в простое сказуемое? Чем может быть выражено простое сказуемое? Чем выражено составное глагольное сказуемое? Чем может быть выражено составное именное сказуемое?

Структура урока :   - организация начала урока; -актуализация прежних знаний и способов действий; - целеполагание; - формирование новых знаний и способов действий; - закрепление; -обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными; - проверка усвоения знаний и умений; - подведение итогов и результатов урока; - задание на дом.

Структура урока :

- организация начала урока;

-актуализация прежних знаний и способов действий;

- целеполагание;

- формирование новых знаний и способов действий;

- закрепление;

-обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

- проверка усвоения знаний и умений;

- подведение итогов и результатов урока;

- задание на дом.

II. Практическая разминка Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными. а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.) б) Собрание начнётся в назначенный срок. (должно начаться) в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач (должен помочь). д) Она водит машину (умеет водить).

II. Практическая разминка

Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.

а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.)

б) Собрание начнётся в назначенный срок. (должно начаться)

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач (должен помочь).

д) Она водит машину (умеет водить).

III. Объяснение новой темы  Демонстрируются предложения Он активный. Он был активным. Он будет активным. Он был бы активным. Слезы легкие были. Она была лучшей ученицей. Найдите сказуемые. Подпишите части речи. Ответьте на вопросы. -Какая часть речи входит в состав сказуемого? -Как мы можем назвать сказуемое, в состав которого входит именная часть? -Если сказуемое состоит из нескольких слов, оно будет простым или составным? -Значит, мы изучаем сегодня на уроке какое сказуемое? -Следовательно, тема урока… -Запишите тему урока. Определите, в какой из частей составного именного сказуемого выражается его грамматическое значение, а в какой – лексическое. -Прочитайте правило в учебнике. О чём мы не говорили?

III. Объяснение новой темы

Демонстрируются предложения

Он активный. Он был активным. Он будет активным. Он был бы активным. Слезы легкие были. Она была лучшей ученицей.

Найдите сказуемые. Подпишите части речи. Ответьте на вопросы.

-Какая часть речи входит в состав сказуемого?

-Как мы можем назвать сказуемое, в состав которого входит именная часть?

-Если сказуемое состоит из нескольких слов, оно будет простым или составным?

-Значит, мы изучаем сегодня на уроке какое сказуемое?

-Следовательно, тема урока…

-Запишите тему урока.

Определите, в какой из частей составного именного сказуемого выражается его грамматическое значение, а в какой – лексическое. -Прочитайте правило в учебнике. О чём мы не говорили?

 Приём «Цель и цели»   -Итак, давайте определим общую цель урока, и каждый из вас пусть определит для себя цель урока и запишет на своём листе. - Что же конкретно мы будем делать? Обратимся к ключевым словам. Итак, на уроке нужно: 1) закрепить сведения о … 2) познакомиться с … 3) и, наконец, мы будем учиться … Учащиеся формулируют цели урока .

Приём «Цель и цели»

-Итак, давайте определим общую цель урока, и каждый из вас пусть определит для себя цель урока и запишет на своём листе.

- Что же конкретно мы будем делать? Обратимся к ключевым словам.

Итак, на уроке нужно:

1) закрепить сведения о …

2) познакомиться с …

3) и, наконец, мы будем учиться …

Учащиеся формулируют цели урока .

IV.Закрепление приобретённых знаний Комментированное выполнение. Упражнение 89. 1 вариант выписывает предложения с простыми глагольными сказуемыми, а 2 вариант - с составными именными.

IV.Закрепление приобретённых знаний

Комментированное выполнение. Упражнение 89. 1 вариант выписывает предложения с простыми глагольными сказуемыми, а 2 вариант - с составными именными.

V. Работа над предложениями Задания требует от вас знания как раз на эту тему. Формулировка задания такова: Найдите грамматическую основу такого-то предложения. Тебя можно слушать вечно, Пушкин! Взрослых нигде не было видно. До сих пор помнят в деревне Белогрудку. Толику стало страшно. Тебя никогда нельзя понять… Только её слёзы были лёгкие. И вот что из этого получилось. Галочка, пойдемте в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут.

V. Работа над предложениями

  • Задания требует от вас знания как раз на эту тему. Формулировка задания такова: Найдите грамматическую основу такого-то предложения.
  • Тебя можно слушать вечно, Пушкин!
  • Взрослых нигде не было видно.
  • До сих пор помнят в деревне Белогрудку.
  • Толику стало страшно.
  • Тебя никогда нельзя понять…
  • Только её слёзы были лёгкие.
  • И вот что из этого получилось.
  • Галочка, пойдемте в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут.
Приём «Синквейн» Придумайте по заданному плану синквейн и запишите.  Пример синквейна: Сказуемое! Сложное и простое Определит, опишет, расскажет О, сказуемое, ты – основа пути! Действие

Приём «Синквейн»

  • Придумайте по заданному плану синквейн и запишите.
  • Пример синквейна:
  • Сказуемое!
  • Сложное и простое
  • Определит, опишет, расскажет
  • О, сказуемое, ты – основа пути!
  • Действие
  Приём «Согласен – не согласен»   Если вы согласны с тезисом, поднимите зелёную карточку, нет – красную. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Сказуемые бывают составные. Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и глагола в неопределенной форме. Грамматическое значение составного глагольного сказуемого выражается в форме глагола неопределенной формы. Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключено в форме вспомогательного глагола. Чаще всего в качестве вспомогательных глаголов употребляются фазовые глаголы стать, сделать.

Приём «Согласен – не согласен»

  • Если вы согласны с тезисом, поднимите зелёную карточку, нет – красную.
  • Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
  • Сказуемые бывают составные.
  • Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и глагола в неопределенной форме.
  • Грамматическое значение составного глагольного сказуемого выражается в форме глагола неопределенной формы.
  • Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключено в форме вспомогательного глагола.
  • Чаще всего в качестве вспомогательных глаголов употребляются фазовые глаголы стать, сделать.
Задание Произведите синтаксический разбор предложений, контролируя работу друг друга. Распределите предложения между собой, устно прокомментируйте орфограммы, разбор предложений. Начертите их схемы на доске. 1). Пер…одическая система Менделеева стала пут…водной картой при изучени… неорганической химии. 2). В 1887 году Менделеев совершил под…ем на воздушн…м шаре для наблюдения солнеч(?)ного затмения и изучения верхних сл…ев атмосферы.

Задание

  • Произведите синтаксический разбор предложений, контролируя работу друг друга. Распределите предложения между собой, устно прокомментируйте орфограммы, разбор предложений. Начертите их схемы на доске.
  • 1). Пер…одическая система Менделеева стала пут…водной картой при изучени… неорганической химии. 2). В 1887 году Менделеев совершил под…ем на воздушн…м шаре для наблюдения солнеч(?)ного затмения и изучения верхних сл…ев атмосферы.
Составьте интеллект –карту по теме «Составное именное сказуемое» по образцу

Составьте интеллект –карту по теме «Составное именное сказуемое» по образцу

 Конструирование   -Замените простые глагольные сказуемые составными именными. 1.Менделеев учился в Петербургском Педагогическом институте. 2.Ученый покорил научные вершины. Примерные ответы: был учеником, покорены. -Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными сказуемыми. 1.Менделеев предвидел существование новых, еще неизвестных химических элементов и с точностью предсказать их свойства. Примерные ответы: сумел выдвинуть, продолжает находить. -Как при изменении формы сказуемого меняется смысл предложения?

Конструирование

-Замените простые глагольные сказуемые составными именными.

1.Менделеев учился в Петербургском Педагогическом институте. 2.Ученый покорил научные вершины. Примерные ответы: был учеником, покорены.

-Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными сказуемыми.

1.Менделеев предвидел существование новых, еще неизвестных химических элементов и с точностью предсказать их свойства. Примерные ответы: сумел выдвинуть, продолжает находить.

-Как при изменении формы сказуемого меняется смысл предложения?

Задание в паре: определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого 1. Это был трудный путь. 2. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи. 3. «Трижды девять – двадцать семь», - ответил ученик. 4. Туфли мне впору. 5. Правда светлее солнца. 6. Да ты кто? 7. На таком заводе два инженера – капля в море

Задание в паре: определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого

1. Это был трудный путь.

2. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.

3. «Трижды девять – двадцать семь», - ответил ученик.

4. Туфли мне впору.

5. Правда светлее солнца.

6. Да ты кто?

7. На таком заводе два инженера – капля в море

Самопроверка   1. Именем существительным 2. Кратким прилагательным 3. Именем числительным 4. Наречием 5. Простой сравнительной степенью имени прилагательного 6. Местоимением 7. Фразеологизмом

Самопроверка

1. Именем существительным

2. Кратким прилагательным

3. Именем числительным

4. Наречием

5. Простой сравнительной степенью имени прилагательного

6. Местоимением

7. Фразеологизмом

 Приём «Письмо с дырками». Восстановите следующее определение. Сказуемые бывают – простое,…… и …… .  Составные делятся на ……….., ………… сказуемые. В составном глагольном…..….... . В составном именном………………. .

Приём «Письмо с дырками». Восстановите следующее определение.

Сказуемые бывают – простое,…… и …… .

Составные делятся

на ……….., ………… сказуемые.

В составном глагольном…..….... .

В составном именном………………. .

Работа по группам Первая группа выполняет орфографический разбор; вторая-выписывает сказуемые,определяя их тип. 1. Младший вес... пош..л лицом в отца. ( К. Симонов)  2. На ст..ле стоял.. б..льшая лампа. ( М.Горький) 3. С минуту они смотрели дру.. на дру..а молча, и лица у них были мокрые. (М. Горький) 4. Я, браток, свобо..ный ч..ловек. (М.Горький) 5. Теперь я уже не чу..ствовал себя в такой степени одиноким: я ждал гостя. Проверка

Работа по группам

Первая группа выполняет орфографический разбор; вторая-выписывает сказуемые,определяя их тип. 1. Младший вес... пош..л лицом в отца. ( К. Симонов)

2. На ст..ле стоял.. б..льшая лампа. ( М.Горький)

3. С минуту они смотрели дру.. на дру..а молча, и лица у них были мокрые. (М. Горький) 4. Я, браток, свобо..ный ч..ловек. (М.Горький)

5. Теперь я уже не чу..ствовал себя в такой степени одиноким: я ждал гостя. Проверка

Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.

Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.

Рефлексия. Подведение итогов урока Закончите фразу: сегодня я узнал много…, мне понравилось то,.., теперь я смогу…, я понял, что сказуемые…  А теперь подведём итог урока. Вернемся к целям, которые поставили в начале урока. -Какую оценку ставите себе за урок?

Рефлексия. Подведение итогов урока

  • Закончите фразу: сегодня я узнал много…, мне понравилось то,..,
  • теперь я смогу…, я понял, что сказуемые…
  • А теперь подведём итог урока. Вернемся к целям, которые поставили в начале урока.
  • -Какую оценку ставите себе за урок?
Оценить свою работу поможет учащимся оценочный лист учащегося № п/п  Виды деятельности Оценка работы (комментарии) 1. Нахождение основы предложения 2. Знаю 3. Определение вида сказуемого   Умею   Знание частей речи   Сомне-ваюсь 4.       Умение делать вывод            

Оценить свою работу поможет учащимся оценочный лист учащегося

п/п

Виды деятельности

Оценка работы (комментарии)

1.

Нахождение основы предложения

2.

Знаю

3.

Определение вида сказуемого

 

Умею

 

Знание частей речи

 

Сомне-ваюсь

4.

 

 

 

Умение делать вывод

 

 

 

 

 

 

 Оценочный лист учителя   № Виды деятельности учащихся п/п Оценки учеников (комментарии) 1.   Ф.И. Умение находить основу предложения 2.   Ф.И.   Определение вида сказуемого 3.   Ф.И.   Определение формы сказуемого 4.       Ф.И.   5.   Знание частей речи   Ф.И.       Умение делать вывод                                  

Оценочный лист учителя

 

Виды деятельности учащихся

п/п

Оценки учеников (комментарии)

1.

 

Ф.И.

Умение находить основу предложения

2.

 

Ф.И.

 

Определение вида сказуемого

3.

 

Ф.И.

 

Определение формы сказуемого

4.

 

 

 

Ф.И.

 

5.

 

Знание частей речи

 

Ф.И.

 

 

 

Умение делать вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X.Домашнее задание   Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание. Я часто брёл по безд__рож__ю , Но если, чистое тая , Хр__нил в ладонях искру бож__ю, То это – Родина моя. На свете всё (не)бе(с,з)коне__но – От ок__ана до руч__я, Но если что (то) в мир__ веч__но , То это – Родина м__я. Меня (не) стан__т, со__нце встан__т, И будут люди и з__мля, И если кто меня вспомян__т, То это – Родина м__я. Е.Евтушенко. Выпишите сказуемое, определяя их тип.

X.Домашнее задание

Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание.

Я часто брёл по безд__рож__ю ,

Но если, чистое тая ,

Хр__нил в ладонях искру бож__ю,

То это – Родина моя.

На свете всё (не)бе(с,з)коне__но –

От ок__ана до руч__я,

Но если что (то) в мир__ веч__но ,

То это – Родина м__я.

Меня (не) стан__т, со__нце встан__т,

И будут люди и з__мля,

И если кто меня вспомян__т,

То это – Родина м__я. Е.Евтушенко.

Выпишите сказуемое, определяя их тип.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!