Проект по воспитательной работе "Сотрудничество семьи и школы – залог успешной воспитательной деятельности" Очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителя, осуществления воспитательного процесса и других школьных проблем. Поэтому вопросы: Как привлечь родителей в школу? Каким образом воздействовать на систему взаимоотношений в семье? – вечная проблема педагогов. Учителя всегда в поиске, какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для педагогов и детей. В связи с этим перед классным руководителем стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса.
Я считаю, что взаимодействие школы и семьи – целенаправленная деятельность, в результате которой создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем эффективнее решаются проблемы воспитания. В системе сотрудничества с семьей опираюсь на принципы:
–организация совместного творчества учителя, учащихся и родителей;
–обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса.
Как классный руководитель я понимаю, чтобы повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка, мне необходимо выбрать оптимальные формы взаимодействия с семьями учащихся.
Выбор форм осуществляю в зависимости от воспитательного потенциала семей, контингента родителей (их уровня образованности и воспитанности), с учетом сферы материального бытия, образа жизни и семейной атмосферы, в которой воспитывается ребенок.
Для изучения семей я использую различные методы: наблюдение, анкетирование, опросы детей и родителей, тесты, творческие работы учащихся.
Исследования начинаю в 1-м классе, стремлюсь привлечь родителей в школу, создать условия для непринужденного общения.
С помощью анкетирования выявила уровень образованности родителей, социальный статус семей учащихся.
Окунувшись в современный мир, мы можем сказать, что многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что они много работают и им катастрофически не хватает времени, чтобы пообщаться с ребенком. Хотя они прекрасно знают, что нельзя отмахиваться, списывать на занятость, переносить на потом.
Анализ исследований, посвященных проблеме родительской доступности следующий: учащимся было предложено ответить на вопрос “Как часто вы проводите выходной день с родителями?”
Из 25 опрошенных детей только 5 сказали, что родители откладывают в сторону все свои дела, чтобы этот день посвятить им.
На вопрос: “Кто из родителей проводит чаще всего свое свободное время с вами?”
– 10% ответили: мама и папа;
– 20% – мама;
– 70% ответили, что у родителей нет времени на совместные игры, забавы и развлечения.
Данная статистика говорит сама за себя, если у родителей нет времени для общения сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени для общения с родителями завтра.
Воспитывая ученика, в первую очередь влияешь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие с родителями.
Сроки (проект рассчитан на 4 года)
Цели:
создание условий для эффективной совместной деятельности учащихся и их родителей в школе и дома, оказывающей положительное влияние на становление взаимоотношений в семье;
психолого-педагогическое просвещение семей учащихся через систему педагогических тренингов, родительских чтений, консультаций;
сплочение семейных коллективов, развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
создание среды для проявления, раскрытия и развития творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса.
Задачи:
повышать воспитательный потенциал семей посредством психолого-педагогических тематических консультаций, тренингов, бесед;
формировать положительное отношение к школе и учебно-воспитательному процессу для предотвращения проблем в обучении и воспитании;
создать условия для максимального развития талантов и способностей учащихся;
формировать уважительное отношение к родителям, к семьям одноклассников, интерес к истории своей семьи и чувство патриотизма;
способствовать формированию личностных качеств учащихся (доброта, отзывчивость, ответственность) через проявление положительных эмоций и сотрудничество;
содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей через систему совместных дел;
предоставлять каждому ребенку, исходя из его способностей, склонностей, ценностных ориентации, возможность реализовать себя в разных видах деятельности.
Ожидаемые результаты:
создание семейных электронных альбомов;
создание генеалогического древа каждой семьи;
знание семейных обычаев, традиций, их уважение и соблюдение;
создание сценариев, творческих отчетов, выставок, презентаций;
сплочение детского коллектива самовыражение личности на основе творческого сотрудничества и взаимопонимания;
сближение взрослых и детей, на основе проявления положительных эмоций;
овладение элементарными практическими навыками в сфере искусства (рисование, танцы, пение и др.) и передача через искусство своего внутреннего мира, творческих способностей;
приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни;
повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи.
Показатели результативности:
сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и после реализации проекта;
степень активности учащихся в подготовке и реализации мероприятий;
степень активности родителей в реализации проекта;
степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;
эмоциональный настрой учащихся и их родителей;
экран настроения учащихся;
презентация проекта, отзывы коллег.
Механизмы реализации проекта
1. Тематические консультации для родителей:
– Трудности адаптации первоклассников в школе.
– Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
2. Родительские чтения:
– Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.
– Режим дня в жизни школьника.
3. Педагогические практикумы (тесты для родителей):
– Какие вы родители?
– Детей воспитывают родители, а родителей...
– Десять ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали.
– Во что играют наши дети.
4. Родительские вечера:
– Праздники нашей семьи.
– “Можно” и “нельзя” в нашей семье.
5. Тренинг.
– Игровой тренинг учащихся и родителей (проблема: грубость и агрессивность поведения детей).
– “Дети глазами родителей, родители глазами детей”.
6. Семейные праздники:
– Здравствуй, школа! (Практикум-инсценировка: как провести праздник в семье, посвященный началу учебного года.)
– Это семья, где друг другу очень рады! (Конкурсная программа с участием семейных команд, посвященная дню семьи.)
– Встаньте с нами в хоровод, вместе встретим новый год (игровое представление).
– Игровая конкурсная программа для мам и пап, мальчиков и девочек.
– Итоговое мероприятие “Каков в гнезде, таков в полете”.
7. Художественные номера, творческие работы, презентации
Необходимо отметить, что мы вместе с родителями выявляли плюсы и минусы совместной работы, высказывали пожелания на будущее, многое из того, что было запланировано сначала, изменилось, в связи с возникшими обстоятельствами. Темы педагогических тренингов, вечеров и консультаций корректировались с соответствие с запросами участников воспитательного процесса.
Известно, что привлечение родителей к сотрудничеству со школой очень трудоемкий процесс, так в начале 1 класса активно взаимодействовали 66% родителей, а к концу 2 года – 79%. А также нужно сказать о том, что к сотрудничеству удаётся привлечь не только мам, но и пап, бабушек, дедушек и детей.
Таким образом, реализация данного проекта помогает добиться поставленных целей и высоких результатов в области воспитания.
На этом работа с семьей не прекращена, она продолжается в течение всего периода начального образования, так как возникают новые проблемы в области воспитания.