СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сотрудничество семьи и школы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на ШМО классных руководителей на тему "Сотрудничество семьи и школы - залог успешной воспитательной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«"Сотрудничество семьи и школы"»

Проект по воспитательной работе "Сотрудничество семьи и школы – залог успешной воспитательной деятельности"

Очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителя, осуществления воспитательного процесса и других школьных проблем. Поэтому вопросы: Как привлечь родителей в школу? Каким образом воздействовать на систему взаимоотношений в семье? – вечная проблема педагогов. Учителя всегда в поиске, какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для педагогов и детей. В связи с этим перед классным руководителем стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса.

Я считаю, что взаимодействие школы и семьи – целенаправленная деятельность, в результате которой создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем эффективнее решаются проблемы воспитания. В системе сотрудничества с семьей опираюсь на принципы:

–организация совместного творчества учителя, учащихся и родителей;

–обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса.

Как классный руководитель я понимаю, чтобы повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка, мне необходимо выбрать оптимальные формы взаимодействия с семьями учащихся.

Выбор форм осуществляю в зависимости от воспитательного потенциала семей, контингента родителей (их уровня образованности и воспитанности), с учетом сферы материального бытия, образа жизни и семейной атмосферы, в которой воспитывается ребенок.

Для изучения семей я использую различные методы: наблюдение, анкетирование, опросы детей и родителей, тесты, творческие работы учащихся.

Исследования начинаю в 1-м классе, стремлюсь привлечь родителей в школу, создать условия для непринужденного общения.

С помощью анкетирования выявила уровень образованности родителей, социальный статус семей учащихся.

Окунувшись в современный мир, мы можем сказать, что многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что они много работают и им катастрофически не хватает времени, чтобы пообщаться с ребенком. Хотя они прекрасно знают, что нельзя отмахиваться, списывать на занятость, переносить на потом.

Анализ исследований, посвященных проблеме родительской доступности следующий: учащимся было предложено ответить на вопрос “Как часто вы проводите выходной день с родителями?”

Из 25 опрошенных детей только 5 сказали, что родители откладывают в сторону все свои дела, чтобы этот день посвятить им.

На вопрос: “Кто из родителей проводит чаще всего свое свободное время с вами?”

– 10% ответили: мама и папа;

– 20% – мама;

– 70% ответили, что у родителей нет времени на совместные игры, забавы и развлечения.

Данная статистика говорит сама за себя, если у родителей нет времени для общения сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени для общения с родителями завтра.



Воспитывая ученика, в первую очередь влияешь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие с родителями.

Сроки (проект рассчитан на 4 года)

Цели:

  • создание условий для эффективной совместной деятельности учащихся и их родителей в школе и дома, оказывающей положительное влияние на становление взаимоотношений в семье;

  • психолого-педагогическое просвещение семей учащихся через систему педагогических тренингов, родительских чтений, консультаций;

  • сплочение семейных коллективов, развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;

  • создание среды для проявления, раскрытия и развития творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

  • повышать воспитательный потенциал семей посредством психолого-педагогических тематических консультаций, тренингов, бесед;

  • формировать положительное отношение к школе и учебно-воспитательному процессу для предотвращения проблем в обучении и воспитании;

  • создать условия для максимального развития талантов и способностей учащихся;

  • формировать уважительное отношение к родителям, к семьям одноклассников, интерес к истории своей семьи и чувство патриотизма;

  • способствовать формированию личностных качеств учащихся (доброта, отзывчивость, ответственность) через проявление положительных эмоций и сотрудничество;

  • содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей через систему совместных дел;

  • предоставлять каждому ребенку, исходя из его способностей, склонностей, ценностных ориентации, возможность реализовать себя в разных видах деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. создание семейных электронных альбомов;

  2. создание генеалогического древа каждой семьи;

  3. знание семейных обычаев, традиций, их уважение и соблюдение;

  4. создание сценариев, творческих отчетов, выставок, презентаций;

  5. сплочение детского коллектива самовыражение личности на основе творческого сотрудничества и взаимопонимания;

  6. сближение взрослых и детей, на основе проявления положительных эмоций;

  7. овладение элементарными практическими навыками в сфере искусства (рисование, танцы, пение и др.) и передача через искусство своего внутреннего мира, творческих способностей;

  8. приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни;

  9. повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи.

Показатели результативности:

  • сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и после реализации проекта;

  • степень активности учащихся в подготовке и реализации мероприятий;

  • степень активности родителей в реализации проекта;

  • степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;

  • эмоциональный настрой учащихся и их родителей;

  • экран настроения учащихся;

  • презентация проекта, отзывы коллег.

Механизмы реализации проекта

1. Тематические консультации для родителей:

– Трудности адаптации первоклассников в школе.

– Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

2. Родительские чтения:

– Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.

– Режим дня в жизни школьника.

3. Педагогические практикумы (тесты для родителей):

– Какие вы родители?

– Детей воспитывают родители, а родителей...

– Десять ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали.

– Во что играют наши дети.

4. Родительские вечера:

– Праздники нашей семьи.

– “Можно” и “нельзя” в нашей семье.

5. Тренинг.

– Игровой тренинг учащихся и родителей (проблема: грубость и агрессивность поведения детей).

– “Дети глазами родителей, родители глазами детей”.

6. Семейные праздники:

– Здравствуй, школа! (Практикум-инсценировка: как провести праздник в семье, посвященный началу учебного года.)

– Это семья, где друг другу очень рады! (Конкурсная программа с участием семейных команд, посвященная дню семьи.)

– Встаньте с нами в хоровод, вместе встретим новый год (игровое представление).

– Игровая конкурсная программа для мам и пап, мальчиков и девочек.

– Итоговое мероприятие “Каков в гнезде, таков в полете”.

7. Художественные номера, творческие работы, презентации

Необходимо отметить, что мы вместе с родителями выявляли плюсы и минусы совместной работы, высказывали пожелания на будущее, многое из того, что было запланировано сначала, изменилось, в связи с возникшими обстоятельствами. Темы педагогических тренингов, вечеров и консультаций корректировались с соответствие с запросами участников воспитательного процесса.

Известно, что привлечение родителей к сотрудничеству со школой очень трудоемкий процесс, так в начале 1 класса активно взаимодействовали 66% родителей, а к концу 2 года – 79%. А также нужно сказать о том, что к сотрудничеству удаётся привлечь не только мам, но и пап, бабушек, дедушек и детей.

Таким образом, реализация данного проекта помогает добиться поставленных целей и высоких результатов в области воспитания.

На этом работа с семьей не прекращена, она продолжается в течение всего периода начального образования, так как возникают новые проблемы в области воспитания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!