СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная среда как средство воспитания личности ребенка

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.

Просмотр содержимого документа
«Социальная среда как средство воспитания личности ребенка»

 Социальная среда как средство воспитания личности ребенка  Иванова Надежда Владимировна  учитель английского языка

Социальная среда как средство воспитания личности ребенка Иванова Надежда Владимировна учитель английского языка

 Социализация  – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.  Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

 Позиция человека в обществе, характеризующаяся определенными правами и обязанностями, в социологии называется социальным статусом. Различают:   врожденный статус –данный от рождения   приобретенный статус - достигаемый человеком самостоятельно.  Статус определяет поведение человека : в определенных ситуациях личность ведет себя не просто так, как ей хочется, а в соответствии со своим статусом. Важно, что и окружающие люди ожидают от человека в этих ситуациях определенного поведения. Такое ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью .  Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. Однако сложность заключается в том, что в обществе существуют статусы не только одобряемые им, но и такие, которые противоречат общественным нормам и ценностям. Поэтому в процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные.

Позиция человека в обществе, характеризующаяся определенными правами и обязанностями, в социологии называется социальным статусом. Различают: врожденный статус –данный от рождения приобретенный статус - достигаемый человеком самостоятельно. Статус определяет поведение человека : в определенных ситуациях личность ведет себя не просто так, как ей хочется, а в соответствии со своим статусом. Важно, что и окружающие люди ожидают от человека в этих ситуациях определенного поведения. Такое ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью . Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. Однако сложность заключается в том, что в обществе существуют статусы не только одобряемые им, но и такие, которые противоречат общественным нормам и ценностям. Поэтому в процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные.

 Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения. Процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией .  Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания.  В процессе социализации, и в частности социальной адаптации ребенка, проявляется объективная потребность человека быть «как все». Однако параллельно с этим в процессе индивидуального развития личности у ребенка постепенно формируется другая объективная потребность – проявить себя. Социальное развитие ребенка происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации и индивидуализации.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения. Процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией . Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания. В процессе социализации, и в частности социальной адаптации ребенка, проявляется объективная потребность человека быть «как все». Однако параллельно с этим в процессе индивидуального развития личности у ребенка постепенно формируется другая объективная потребность – проявить себя. Социальное развитие ребенка происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации и индивидуализации.

 Социализация личности  - процесс формирования личности  в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит  в  свою  систему  поведения  те нормы и шаблоны поведения, которые  приняты  в  обществе  или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения   человека   определяются  теми нормами, которые приняты  в  обществе.

Социализация личности  - процесс формирования личности  в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит  в  свою  систему  поведения  те нормы и шаблоны поведения, которые  приняты  в  обществе  или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения   человека   определяются  теми нормами, которые приняты  в  обществе.

Стадии социализации:  1.  Первичная социализация , или стадия адаптации (от рождения до подросткового  периода  ребенок  усваивает  социальный  опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).   2.  Стадия индивидуализации  (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом  возрасте  стадия  индивидуализации, самоопределения  «Мир и Я» характеризуется  как  промежуточная  социализация, так  как  все еще неустойчиво  в  мировоззрении  и  характере  подростка.    3.  Стадия интеграции  (появляется  желание  найти  свое  место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны  следующие  исходы: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий  (взаимоотношений)  с  людьми  и  обществом; изменение  себя, стремление «стать  как  все» — конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. 4.  Трудовая стадия   социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период  его  трудовой  деятельности, когда  человек  не только  усваивает  социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного  воздействия  на  среду  через  свою  деятельность.  5.  Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как  возраст, вносящий  существенный  вклад  в воспроизводство социального  опыта, в  процесс  передачи  его  новым  поколениям.

Механизмы  социализации:   - идентификация ;   - подражание — воспроизведение  опыта  других, их движений, манер, поступков, речи;   - полоролевая  типизация – приобретение  поведения, характерного  для людей  своего  пола;   - социальная  фацилитация — усиление энергии  человека, облегчение  его  деятельности  в  присутствии  других  людей;   - социальная  ингибиция — затормаживание  поведения  и  деятельности  под  влиянием  других  людей;  - социальное  влияние   — поведение  одного  человека  становится  подобным  поведению  другого  человека.    Формы  социального  влияния:  - внушаемость — непроизвольная податливость человека влиянию,   -конформизм — сознательная  уступчивость  человека  мнению  группы (развивается  под  влиянием  социального  давления).

Механизмы  социализации: - идентификация ; - подражание — воспроизведение  опыта  других, их движений, манер, поступков, речи; - полоролевая  типизация – приобретение  поведения, характерного  для людей  своего  пола; - социальная  фацилитация — усиление энергии  человека, облегчение  его  деятельности  в  присутствии  других  людей; - социальная  ингибиция — затормаживание  поведения  и  деятельности  под  влиянием  других  людей; - социальное  влияние   — поведение  одного  человека  становится  подобным  поведению  другого  человека. Формы  социального  влияния: - внушаемость — непроизвольная податливость человека влиянию, -конформизм — сознательная  уступчивость  человека  мнению  группы (развивается  под  влиянием  социального  давления).

А.В. Мудрик с точки зрения педагогики выделяет несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на разных возрастных этапах.  К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести: Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на его жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних этапах возможно запечатление каких либо образов, ощущений.  Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.  Подражание - следование какому либо примеру, образцу. Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образом.  Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

К механизмам социализации можно отнести следующие:  Традиционный механизм социализации - усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.  Институциональный механизм социализации - функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданные для его социализации, так и реализующие социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а так же средства массовой коммуникации).  Стилизованный механизм социализации - действует в рамках определенной субкультуры.  Межличностный механизм социализации - функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. 

К механизмам социализации можно отнести следующие: Традиционный механизм социализации - усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Институциональный механизм социализации - функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданные для его социализации, так и реализующие социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а так же средства массовой коммуникации). Стилизованный механизм социализации - действует в рамках определенной субкультуры. Межличностный механизм социализации - функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. 

  Личность  - это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что человек станет великой личностью. Решающую роль играет социальная среда, в которую попадает человек после рождения. Личность - это единство индивидуальных способностей и выполняемых социальных функций человека, особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Следовательно, между развитием личности и обществом существует прямая зависимость.

  Личность - это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что человек станет великой личностью. Решающую роль играет социальная среда, в которую попадает человек после рождения. Личность - это единство индивидуальных способностей и выполняемых социальных функций человека, особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Следовательно, между развитием личности и обществом существует прямая зависимость.

В результате воспитания, самовоспитания и позитивного влияния других социальных факторов происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л.С. Выготский), т.е. его социализация. При этом чем значительнее и многообразнее влияние социальной среды на ребенка, тем свободнее и независимее от нее становится ребенок.  Социализация – это  трудный  и  долгий  процесс  становления  личности, постепенное усвоение ею требований общества: определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов  поведения, необходимых  для успешного  функционирования  личности  в  данном  обществе.

В результате воспитания, самовоспитания и позитивного влияния других социальных факторов происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л.С. Выготский), т.е. его социализация. При этом чем значительнее и многообразнее влияние социальной среды на ребенка, тем свободнее и независимее от нее становится ребенок. Социализация – это  трудный  и  долгий  процесс  становления  личности, постепенное усвоение ею требований общества: определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов  поведения, необходимых  для успешного  функционирования  личности  в  данном  обществе.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

© 2017 1684 6