НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
филиал в г. Казани
Центр инновационной образовательной информации
«Новые направления»
Межрегиональный конкурс
«Педагогическая солянка»
Конкурсная работа в номинации
«Социальный проект «Per aspera ad astra» (лат. - через тернии к звездам; через трудности к высокой цели)»
Внутришкольное объединение
«Государство Школа»
| Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ» Верхнеуслонского муниципального района РТ Муравьева Ольга Геннадьевна |
2012 г.
Содержание
Введение. Предпосылки возникновения идеи проекта……………3
Основная часть. Описание проекта…………………………………6
Заключение…………………………………………………………..11
Список использованной литературы и Интернет-ресурсы……….12
Введение. Предпосылки возникновения идеи проекта
Общество, в котором мы живем несовершенно. Социальные проблемы, ставящиеся в нем, не поддаются исчислению: наркомания и алкоголизм, религиозная нетерпимость и падение авторитета семьи, духовная деградация личности и неверие в справедливую власть и т.д. Искать пути к их решению без сомнения нужно, но важно прежде всего подумать, почему они возникают, ведь общество формирует сам человек.
Возможно, стоит обратиться, так сказать, к истокам. Личность формируется в школьные годы. В это же время дети начинают осознавать себя как часть социума. Почему же так остро проявляет себя тенденция к обособлению, а не слиянию с этим социумом? Почему ребенок предпочитает закрыться от мира, общества, одноклассников и учителей за монитором бездушной машины?
Неумение и нежелание общаться, получать знания, подчиняться правилам, саморазвиваться, проявлять сочувствие к кому-либо – вот главная проблема современных подростков, которая перерастает со временем в уже перечисленные выше социальные проблемы.
Таким образом, для современной школы можно сформулировать следующий ряд проблем:
Низкая активность школьников в решении социальных проблем;
Разрозненность и разобщенность учащихся старших классов;
Увеличение духовно-нравственного интервала между учителями и учениками;
Тенденция к снижению авторитета учителей;
Пренебрежительное отношение старших к младшеклассникам;
Непонимание учителями проблем школьников;
Нежелание повысить успеваемость;
Отсутствие стремления к занятиям спортом и посещению кружков дополнительного образования в школе.
Цели:
Разрушить стереотипы и сблизить существующие в большей степени обособленно две половины одного учебного и воспитательного процесса – учителей и учащихся - путем создания целостного внутришкольного объединения;
Создать электронный и печатный орган данного объединения;
Представить учителей и учеников с новой, интересной, неизвестной друг другу стороны;
Повысить успеваемость школьников, воспитывая интерес к учебе;
Привлечь наибольшее количество учеников к посещению спортивных секций и творческих кружков внутри школы.
Задачи (план работ):
Провести подготовительную работу с учащимися и учителями (опрос, анкета, тест) на предмет их удовлетворенности\неудовлетворенности организацией внутришкольной жизни (Можно ли назвать коллектив школы цельным образованием? Легко ли преодолевать пороговые этапы в образовательном процессе – от начальной школы к средней, от средней к старшей? Можете ли вы поговорить о любой своей проблеме с учителем? Хорошо ли вы знаете своих учеников? Допускаете ли вы возможность дисскутирования с учащимися по тем или иным вопросам? и т.д.)
На основе проведенных опросов организовать общешкольное собрание, на котором поставить вопрос об изменении статуса школьного коллектива в самостоятельное целостное объединение «Государство «Школа»», которое позволит каждому члену коллектива проявить себя, построить комфортные отношения с другими «гражданами», приобрести новые знания, умения и навыки, пройти начальный этап вхождения в реальный социум.
утвердить образование нового государства «Школа», в котором все «граждане» равны перед общими правилам, прописанными в «Уставе».
Утвердить структуру государственного устройства, «Устав» государства, провести выборы президента и глав фракций.
Разработать план работы каждой фракции и очертить круг стоящих перед ними задач
Описание проекта
Образование в нашей стране, как и другие сферы функционирования государства, не стоит на месте. Школы технически оснащаются, учителя повышают уровень своей профессиональной компетенции, образовательный процесс становится более насыщенным и интересным.
Но все же большинство школьных коллективов обнаруживает традиционную разобщенность, деление на две группы, которые взаимодействуют в статусе ведущих и ведомых, - это учителя и ученики. Это проверенное веками соотношение, безусловно, дает при взаимодействии положительные результаты.
Но в то же время, наблюдая за современными подростками, стоит сделать предположение, что интервал между учителем и учеником в социуме следует сокращать. Ведь как бы не старался учитель в процессе воспитания, при возникновении реальных проблем у подростка он неизменно слышит фразу: «Вы все равно не поймете меня». Это значит, что ребенок не ощущает школьного учителя как Учителя в жизни, как Человека, способного понять и дать совет в деле, не касающемся школьных предметов.
Данный проект направлен на стирание границ между взрослым миром и детским в рамках школы. Он предполагает образование внутри школы модели государства, существующего по утвержденным законам, соблюдение которых обязательно для всех «граждан». «Гражданином» является каждый участник образовательного и воспитательного процесса, независимо от того учитель он, ученик или директор. Как в любом государстве каждый «гражданин» имеет свои права и обязанности. Как первые, так и вторые устанавливаются и соблюдаются специальными государственными органами-фракциями. Для нормального функционирования государства «Школа» мы предлагаем введение в структуру нашей модели 4 фракций: «Сила в единстве», «Рука помощи», «Мы в контакте» и «Закон и порядок»
Работа данной фракции будет ориентирована на сплочение коллектива школы в единое целое.
Цель ее работы – не снижая авторитета учителя, добиться уважения его и признания равенства в отношениях учитель – ученик, ученик - ученик. Данный государственный орган должен сконцентрироваться на организации внеурочной деятельности: спортивные соревнования, КВНы, круглые столы, диспуты, экскурсии, обсуждения событий в районе, республике, стране, мире с участием сборных команд, в составе которых и учителя, и ученики.
Систематическое внедрение подобных мероприятий способствует свободному становлению и развитию личности подростка и ее безболезненному контакту со взрослым миром, а также решит ряд других проблем (школьники научатся формулировать и излагать свое мнение, искать информацию и аргументировать высказывания, а учителя смогут увидеть своих подопечных как целостную личность, а не только с точки зрения своего предмета преподавания).
Важно учитывать необходимость тематического разнообразия мероприятий. Ведь у всех свои интересы. Даже слабые ученики способны высказать свое мнение по интересной им теме. Следует это учитывать и поощрять начинающих ораторов.
Данное подразделение предполагает организацию повышенного контроля за учебной деятельностью школьников.
Цель работы фракции – улучшить успеваемость учащихся, мотивировать их на дополнительные предметные занятия и кружковую деятельность.
В состав фракции входят учителя-предметники и старшеклассники. Система работы данной фракции предполагает следующий алгоритм:
1) ученик, испытывающий трудности по какому-либо предмету, может подать заявку на получение помощи от фракции. Для несознательных учащихся такую заявку подает учитель-предметник. Или 2)Член фракции в результате просмотров классных журналов, опроса учителей-предметников выявляет неуспевающих и привлекает их к учебной деятельности по данному предмету.
Результатом заявки или проверки является организованная членами фракции консультация учителя-предметника или, по рекомендации учителя, консультация старшеклассника. Фракция берет на себя ответственность за успеваемость каждого ученика.
В целях мотивирования школьников фракция вправе организовывать и проводить рекламные акции каждого предмета или кружка (каждая рекламная акция должна давать ответы на следующие вопросы: чем интересен данный предмет? в каких сферах общественной жизни эти знания пригодятся?). Например, в рамках рекламы предмета «Математика» можно организовать экскурсию в один из банков республики, где компетентные служащие познакомят ребят с особенностями профессии, ролью знаний по математике в этом деле, тем самым стимулируя их на постановку и достижение целей.
Данный государственный орган отвечает за функционирование СМИ в государстве. Его обязанность - создание сайта государства «Школа», модерируемого не администрацией школы, а членами данной фракции, то есть учениками и учителями информатики, его оформление и стенгазета. В данном подразделении предполагается назначение должностей главного редактора, иллюстратора, фотографа, штата корреспондентов и авторов. Фракция имеет право давать творческие задания гражданам, обязательные для выполнения, например, сочинений «Почему я решил стать учителем?», «Урок, который я запомнил» и т.д., и публиковать их работы на сайте или в стенгазете. Фракция оставляет за собой право поведения опросов и вывода на общественность рейтингов преподавателей, предметов, успеваемости.
Как любое другое, наше государство не обходится без нарушителей. Поэтому функционирование данной фракции просто необходимо.
Она предполагает наличие двух подразделений – полицейского, отвечающего за дисциплину каждого гражданина, и судейского, разрешающего споры и конфликты, а также рассматривающего дела о систематических нарушениях дисциплины, понижении успеваемости, невыполнении своих обязанностей перед какой-либо фракцией и т д. Суд оставляет за собой право назначения наказания за несоблюдение «Устава государства». Меры наказания рассматриваются и утверждаются непосредственно на заседаниях фракции.
Ресурсы:
Внутренние:
Всю деятельность будут осуществлять школьники и учителя на безвозмездной основе:
Внешние:
Поддержка администрацией школы наших инициатив и помощь в подготовке сочинений, архивов и фото учителей;
Помощь учителя информатики в технической поддержке при создании сайта;
Выделение средств администрацией школы или родительским комитетом на закупку канцтоваров, бумаги и печать на цветном принтере;
Помощь родителей в организации спортивных секций и кружков на территории школы.
Заключение
Внедрение подобного социального проекта – дело непростое и небыстрое. На начальных этапах можно столкнуться с пассивным отношением к этой идее как учащихся, так и педагогов. Это связано с тем, что ребята привыкли к потребительскому отношению в учебе, к ощущению себя ведомыми, а учителям непросто осознать равенство с учеником в социуме. Важно увлечь идеей и собрать костяк активистов, которые, не боясь трудностей, будут внедрять проект в жизнь. Планомерное и систематичное осуществление данного замысла позволит через некоторое время сделать этот проект такой же традицией, как урочная система в нашем образовании. Приходящие в школу первоклассники-малыши, попав в такую обстановку, к завершению начального образования уже осознанно будут избирать фракцию, в которой хотели бы активно участвовать, будут осознанно относиться к возникающим в учебе трудностям и знать к кому и как обратиться за помощью, будут знать, что иметь свое мнение не только можно, но и необходимо, как необходимо и уметь его высказывать и отстаивать, независимо от того, кто твой оппонент, будут знать, что соблюдение правил – их обязанность и долг, а несоблюдение ведет за собой наказание, то есть с первых школьных лет ребята получат возможность за счет данной игровой модели адаптироваться к ожидающей их взрослой жизни – жизни в социуме. Так что «рer aspera ad astra», ведь в данном случае цель оправдывает средства!
Список использованной литературы и Интернет-ресурсы:
Берестова Л.И. Основы технологии социального прогнозирования и проектирования: учебное пособие. – М.: Проспект, 2007.
Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношение к школе. Серия «Библиотека Федеральной программы развития» - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 48с.
Зерчанинова Т.Е. Социальное проектирование организации: методология и практика монография. – Екатеринбург: УрАГС, 2009.
Сайт «Лучшие социальные проекты России» http://socprojects.org/index.php/ru/
Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства» http://bg-prestige.narod.ru/proekt/
WEB-справочник для педагогов и старшеклассников
«Как разработать социальный проект» http://edu.zelenogorsk.ru/project/1sush.html