Просмотр содержимого документа
«Социальный проект как основа формирования социальной компетентности»
Кайдалова Л.С.,
учитель иностранных языков, педагог-организатор
МАОУ «СОШ №5» г. Краснокаменск
Забайкальский край
Социальный проект как основа формирования
социальной компетентности
Гуманистический характер отношений среди участников образовательного процесса содействует решению одной из приоритетных задач современной школы: воспитанию, социально-педагогической поддержке становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В этой связи актуальность приобретают органы ученического самоуправления, детские общественные организации.
В октябре 2013 года в нашей школе было создано детское общественное объединение «Новый остров». Лидеры, учащиеся 5-9 классов, планируют свою деятельность в следующих министерствах: министерство науки и образования; министерство труда и экологии; министерство спорта и здоровья; министерство по чрезвычайным ситуациям; министерство творческих дел; министерство печати и информации. В детском объединении развиваются лидерские и организаторские способности учащихся, происходит формирование стремления к общественно-полезной деятельности. Традиционные школьные мероприятия окрашены творческим содержанием. Например, линейка по окончанию учебного года стала общешкольным праздником «Виват, таланты!»; торжественная линейка, посвященная Дню Победы - проектом, который в течение месяца объединяет всех участников образовательного процесса, а субботник по благоустройству и озеленению школьного двора получил статус «Площади творчества». Применяя технологию социального проектирования, старшеклассники разработали социальный проект «Площадь творчества», представили его общешкольному родительскому комитету и, получив поддержку взрослых, вместе приступили к его реализации. В таких проектах школьники приобретают навыки межличностного общения, способность порождать новые идеи и ориентироваться в социальных ситуациях. Технология социального проектирования является одной из продуктивных технологий для развития социальной компетентности, обеспечивает включенность всех участников образовательного процесса и согласованность их действий в системе «школа – семья – социум».
В апреле 2014 года лидеры «Нового острова» приняли активное участие во II краевой акции «Корабль детства», которая признана эффективной формой совместной работы детей и взрослых с целью привлечения внимания общественности к проблеме жестокого обращения с детьми, и вовлечения детей и подростков в практику реальных социальных проб.
Лидерами детского объединения был реализован социальный проект «Добро делать просто». Актуальность проекта состояла в том, что были созданы условия для укрепления детско-родительских взаимоотношений, реализации возможностей школьников в качестве социологов, организаторов, фоторепортеров. Работа над проектом включала в себя следующие этапы:
Применение упражнений-энергизаторов для создания доброжелательной атмосферы среди участников проекта.
Определение проблемы.
Выработка плана проекта, обсуждение.
Реализация проекта.
Рефлексия.
План работы над проектом «Добро делать просто»
Таблица 1
Дни недели | Мероприятия | Цель проведения | Ожидаемые результаты |
1 день | Встреча лидеров и разработка проекта | Создание доброжелательной атмосферы, постановка цели и задач проекта | Формирование личностного отношения к проблеме. Умение выбирать эффективную стратегию поведения Умение разрешать конфликты. Желание добиваться успеха. Развитие коммуникабельности, креативности, мобильности, ответственности. Стремление к социальному взаимодействию и приобретение социального опыта. Формирование способности к целеустремленной работе для достижения цели. Приобретение навыков самоорганизации, самоанализа. Осознание учащимися значимости своей деятельности. |
2 день | Распространение буклетов с координатами «Почты Доверия» | Повышение информирования детей, родителей, педагогов о возможности получения помощи |
3 день | Разработка буклетов (стихи о семье, советы папам, советы психолога) | Способствование уменьшению числа конфликтов |
4 день | Коммуникативные игры и флэш-моб для учащихся начальной школы | Развитие навыков конструктивного взаимодействия в разновозрастных группах |
5 день | Распространение печатной продукции по микрорайону и коммуникативная игра «Мостик из слов» | Вовлечение подростков в практику реальных социальных проб. Привлечение внимания общественности к проблемам детства |
6 день | Выпуск коллективной газеты «Яркие краски детства» | Создание доброжелательной атмосферы |
7 день | МОБ игра «Строим дом» Итоги. | Создание атмосферы целостности между взрослыми и детьми |
Благодаря участию детей в проектах удается не только сформировать нравственные качества детей, вовлечь их в практику реальных социальных проб, но и положительно повлиять на жизнь взрослых.
Выбор и планирование социальных проектов позволяет взрослым и детям объединиться, сформулировать проблемы современного общества и найти пути их решения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Организация процесса воспитания детей: современные подходы, формы и методы / Под ред. Е. Н. Степанова, Н. А. Алексеевой, Е. И. Барановой. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. – 320с.
2. Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России / авторы: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: издательство «Просвещение», 2009. – 23с.