СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект. Помоги будущему первокласснику.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного проекта- отработать этапы выполнения проекта. Используется при организации проектной деятельности младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект. Помоги будущему первокласснику.»

Социальный проект:

«Помоги будущему первокласснику»

Учитель высшей квалификационной категории: Распопова Н.И.

Дата проведения: 25.03.16

Тип проекта: социальный, групповой, учебный.

Форма презентации проекта: плакат

  1. Цель проведения проекта – отработать этапы выполнения проекта через выполнение социального проекта «Помоги будущему первокласснику».

  2. Примерное время выполнения проекта.

Занятие рассчитано на 40-45 минут.

  1. Организация рабочего пространства класса.

В классе одновременно работает три группы. В классе должны быть:

  • три рабочие зоны: «круглые столы» (2 составленные вместе парты) и стулья (по числу членов к группе)»; на рабочих столах каждой группы должны быть разложены:

    • листы с заданием (по числу участников группы),

    • листы планирования и продвижения по заданию (один на группу),

    • листы самооценки (по числу участников группы),

    • ручки, линейки, ластики, белая и цветная бумага, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, стикеры. Примечание. Каждой группе выдаются стикеры своего цвета

    • лист плотной бумаги с номером группы;

  • стол(ы) и стеллаж с информационными материалами на бумажных носителях.

  • стол с ручными инструментами и материалами.

  • зона для презентаций (экран, магнитная доска с держателями).

  1. Ресурсы для выполнения проекта

  1. Подборка информационных ресурсов: иллюстрации к школьной жизни; стихотворения о первоклассниках.

  2. Инструменты и средства: проектор, экран, магнитная доска с держателями, ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы.

  3. Материалы: листы ватмана формата А2, белая и цветная бумага форматом А4, клей, клейкая лента, закладки для книг, стикеры.

  1. Организация наблюдения и помощи учащимся в работе.

Функции учителя:

  • поддержка организованного проведения урока,

  • оказание необходимых консультаций и помощи детям, в том числе – по организации их деятельности; Примечание. Помощь не должна носить характера прямой подсказки

  • общее наблюдение за процессом работы групп;

  • заполнение карты эксперта в ходе презентаций групп.

  1. Организация деятельности учащихся

1. обсуждение проблем, формы представления результата;

2. составление плана работы (дети находят лист планирования);

3. выполнение задания;

4. контроль за выполнением задания (дети находят в листе столбец с отметкой о выполнении задания);

5. представление результатов;

6. голосование за лучший проект;

7. самооценка (дети находят лист самооценки);


Ход занятия проектной деятельностью.

  1. Организационный этап. Определение проблемы. Мотивирующее начало.

1) Поприветствуйте наших гостей. Улыбнитесь им и друг другу. Тихо садитесь.

Помните, как четыре года назад вы в первый раз пришли в школу? Помните, как вы волновались? Ведь вы ещё никого не знали – ни своих одноклассников, ни своих учителей …(Звучит мелодия «Учат в школе..»)

Вы не знали, где столовая, где библиотека, где спортивный зал, где можно вымыть руки, куда бежать, если упадешь и разобьёшь коленку…

Вы даже свой класс не сразу научились находить ... Вспомнили?

А первого сентября, когда вы перейдете уже в 5-й класс, на школьной линейке будут стоять новые малыши. И они тоже ещё ничего не знают, и им немного страшно. Кому захотелось им помочь? (Слайд 1)

Скажите, как и в чём вы – будущие пятиклассники – можете помочь будущим первоклассникам.

Что вы можете сделать, чтобы будущие первоклассники нашу Гимназию, своих учителей, чтобы у них всё стало получаться, чтобы им было весело и интересно учиться?

Определите цель и тему нашего занятия проектной деятельностью.

(Создать проект «Помоги будущему первокласснику») (Слайд 2.)

Вы будете работать в группах. Вспомните правила работы в группе. (Плакат с правилами)


2) Составление плана работы.

Найдите у вас на столах «Листы планирования и продвижения по заданию». Укажите номер и посовещавшись, название группы.

Назовите самые важные проблемы будущих первоклассников, в которых вы им можете помочь.

Прием «Корзина идей».

Прикрепляю к доске (Правила поведения на уроке, правила поведения на перемене, правила поведения в столовой, соблюдай режим дня, береги здоровье, правила вежливости).

Ответственный от каждой группы выбирает любые 2 из них и фиксирует в лист планирования и продвижения по заданию. (Слайд 3)

-Обсудите и запишите название вашего группового плаката. Распределите, кто из вас будет отвечать за намеченные дела. Не забывайте ставить отметку об их выполнении.

На ваших столах находится памятка: «Советы по выполнению задания».

(Слайд 4)

По результатам работы подготовьте и оформите плакат содержащий:

  1. заголовок к вашему плану помощи;

  2. выделенные вами проблемы первоклассников (не более трёх);

  3. план помощи по каждой из выделенных вами проблем;

  4. иллюстрации или отрывки из стихотворений к выделенным вами проблемам или к вашему плану (можно подобрать готовые, а можно нарисовать самим);

  5. в плане укажите, кто из вас будет отвечать за намеченные дела.

В нижней части плаката или в конце презентации обязательно укажите состав вашей группы.

Вы можете пользоваться расположенными на двух дополнительных столах иллюстрациями к школьной жизни; стихотворениями о первоклассниках.

На всю самостоятельную работу отводится 20 минут. После этого последует защита проектов.

2.Организация работы над каждым из подпроектов. Практическая деятельность по реализации проекта. Выполнение проекта детьми.

-Скажите, при оформлении плаката, каким шрифтом лучше пользоваться печатным или прописным? Обоснуйте свой ответ.

(Печатным, т. к. будущие первоклассники не знают прописных букв, а читать многие умеют. Они любят яркие картинки и рисунки.)

3. Презентации работ группами.

Все группы вывешивают свои плакаты.

Затем по очереди, каждая группа в течении 2 минут выходит и презентует свой проект. (Один зачитывает информацию из «Листа планирования и продвижения по заданию». Другие предлагают пути решения проблем первоклассников ).

Учитель заполняет карты эксперта в ходе презентаций групп.

4. Рефлексивно-оценочный этап.

1). Взаимооценка и подсчет голосов.

-Оцените проекты, прикрепив стикер.

После заслушивания докладов всех групп учитель просит каждого взять с рабочего стола свой стикер и прикрепить его к табличке с номером и названием понравившейся группы. После окончания «голосования» учитель подводит итоги «голосования», а детям предлагается заполнить лист самооценки.

Примечание. В отчете о результатах голосования необходимо указать общее число проголосовавших за каждый проект и указать, сколько из общего количества голосов принадлежит членам этой группы. Такой подсчет легко осуществить, если выполнено условие, оговоренное выше, – каждой группе выдаются стикеры своего цвета.

2). Самооценка.

-Заполните «Лист самооценки». (Слайд 5)

-Сложите в файловый лист и сдайте

    • групповой лист планирования и продвижения по заданию,

    • листы самооценки.

3). Подведение итогов.

- Какую цель ставили в начале занятия? (Создать проект…)

Удалось вам её достичь?

Каким образом?

Что стало результатом вашей работы? (Создание плакатов)

4). Подведение общего итога.

(В конце занятия объявляется проект-победитель – тема, вызвавшая наибольший интерес, и группа, выполнившая этот проект. Учитель благодарит детей за хорошую и слаженную работу, интересные и содержательные проекты.)


Вы все большие молодцы! Цель достигнута! Я испытываю чувство гордости за сделанное вами полезное дело. Наш проект будет очень полезен будущим первоклассникам!!! Спасибо за работу! Я надеюсь, что скоро мы с вами научимся оформлять не только плакаты, но компьютерные презентации. (Слайд 6)










Приложение 1.

Лист планирования и продвижения по заданию


Номер группы _________


Название группы ___________________________________________



Самые важные проблемы будущих первоклассников, в которых мы можем им помочь:

  1. ________________________________________________________________

________________________________________________________________


  1. ________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________


Запишите название вашего проекта

_______________________________________________________________


Начало работы __ час ___мин Окончание работы __ час ___ мин


Что делаем

Кто делает

Отметка о выполнении

(+ или –)






















Приложение 2.

Лист самооценки

Номер группы _________


Название группы ___________________________________________


Фамилия и имя _________________________________________________



Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).


  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.


  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.


  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.


  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.


Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.


Почти все сделали без меня.













Приложение 3.

Памятка: Советы по выполнению задания.

  1. Подумайте, чем каждый из вас может помочь малышам. В чём им нужна помощь? Обсудите и решите, как вы назовете свой проект.

  2. Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы. Распределите между собой обязанности по выполнению задания, подготовке плаката. Заполните лист планирования и продвижения по заданию

  3. Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте выполненное в листе планирования и продвижения. Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 20 – 25 минут.

  4. Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили.

  5. Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 2-х минут.

  6. Выслушайте отчеты других групп.

  7. Оцените выполненные вами работы – свою и других групп. Прикрепите свой стикер к названию той группы, работа которой вам больше всего понравилась.

  8. Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист самооценки.

Примеры оформления работ

Плакат вы можете оформить, например, так:

ЗАГОЛОВОК

Проблема 3.

____________

План помощи

1.

2.

3.


Проблема 1.

____________

План помощи

1.

2.

3.


Проблема 2.

____________

План помощи

1.

2.

3.


рису-нок

рису-нок



рисунок


Состав группы
















Приложение 4.

Стихотворения о школе и первоклассниках

В школу

Агния Барто



Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.



Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок.

У него на новой куртке

Отложной воротничок.



Он проснулся ночью темной,

Было только три часа.

Он ужасно испугался,

Что урок уж начался.



Он оделся в две минуты,

Со стола схватил пенал.

Папа бросился вдогонку,

У дверей его догнал.



За стеной соседи встали,

Электричество зажгли,

За стеной соседи встали,

А потом опять легли.



Разбудил он всю квартиру,

До утра заснуть не мог.

Даже бабушке приснилось,

Что твердит она урок.



Даже дедушке приснилось,

Что стоит он у доски

И не может он на карте

Отыскать Москвы-реки.



Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.











Стихотворения о школе и первоклассниках

В школу



Сегодня

Маленький народ

Встречает новый

Школьный год.



С утра по тротуарам,

По улице любой

Идут ребята

Парами,

Цепочкою,

Гурьбой.



Кто тащит

На занятия

Приёмник-самоделку,

Кто бабочек

Засушенных,

А кто — живую белку.



Вот с братом-первоклассником

Сестра шагает рядом.

Девочке поручено

Смотреть

За младшим братом.



Да он и сам

Ещё не раз

К своей сестрёнке

В пятый класс

Заглянет непременно

В большую перемену!



...Идут гурьбою

Школьники

С портфелями в руках,

Не тронуты тетрадки,

Чисто в дневниках.

Они к звонку торопятся

И весело галдят.



А взрослые

Из окон

С улыбкою глядят.

У нас в почёте

Всякий труд —

Трудиться

Школьники

Идут! (Агния Барто)








Стихотворения о школе и первоклассниках

Первый урок

Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс
Вставать или садиться?

Как надо парту открывать,
Не знала я сначала.
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.

Мне говорят: "Иди к доске", -
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.

Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.

(А. Барто)



Первое сентября


Бабушка в аптечке

Ищет валидол:

Внук Андрюша в школу

В первый раз пошёл.


Мама всё вздыхает:

"Как он там сейчас?

Непростое дело

Этот первый класс..."


Даже папа, детство

Вспомнив, загрустил.

Прочитать в газете

Про футбол забыл.


А игрушки горем

Так удручены:

"Мы теперь, наверно,

Больше не нужны..."





Советы первоклашкам

На уроке не зевай,
Смело руку поднимай.
Только с места не кричи,
Не крутись и не скачи.
Отвечай красиво, внятно,
Чтобы было всем понятно.


В школе все должны учиться,
Здесь нельзя, дружок, лениться.
Не быстрей пройдёт урок,
Если думать про звонок
И учителя не слушать,
А под партой грушу кушать.

Знай: во время переменки
Никогда не стой у стенки.
Лучше в игры поиграй,
Доску вытри, поболтай.
Как девчонки и мальчишки,
Подготовь к уроку книжки.

Мошек в классе не считай,
Слушай всё, запоминай.
Содержи портфель в порядке,
Книги, ручки и тетрадки.
Не забудь про свой дневник:
Ведь теперь ты - ученик.

Прозвенел звонок - иди,
Разрешения не жди.
Смейся громче всех на свете,
Подставляй подножки детям
И, как турбо-самолёт,
Всех сбивая, мчись вперёд.
Ты не жадничай, делись,
Будь хорошим, не дерись.
Слабых в классе защищай
И в обиду не давай.
Надо дружбой дорожить,
Всем одной семьёю жить.

Советы первоклашкам

На уроке не зевай,
Смело руку поднимай.
Только с места не кричи,
Не крутись и не скачи.
Отвечай красиво, внятно,
Чтобы было всем понятно.


В школе все должны учиться,
Здесь нельзя, дружок, лениться.
Не быстрей пройдёт урок,
Если думать про звонок
И учителя не слушать,
А под партой грушу кушать.

Знай: во время переменки
Никогда не стой у стенки.
Лучше в игры поиграй,
Доску вытри, поболтай.
Как девчонки и мальчишки,
Подготовь к уроку книжки.

Мошек в классе не считай,
Слушай всё, запоминай.
Содержи портфель в порядке,
Книги, ручки и тетрадки.
Не забудь про свой дневник:
Ведь теперь ты - ученик.

Прозвенел звонок - иди,
Разрешения не жди.
Смейся громче всех на свете,
Подставляй подножки детям
И, как турбо-самолёт,
Всех сбивая, мчись вперёд.
Ты не жадничай, делись,
Будь хорошим, не дерись.
Слабых в классе защищай
И в обиду не давай.
Надо дружбой дорожить,
Всем одной семьёю жить.


Советы первоклашкам


Со здоровьем не шути,
А в столовую иди.
Там веди себя достойно,
Аккуратно ешь, спокойно.
С полным ртом не говори,
Съел - посуду убери.

Ты не бегай, как гепард,
Вдоль рядов красивых парт.
Не футболь портфель ногой -
Он ведь новый и родной.
Причешись и будь опрятным,
Чистым, милым, аккуратным.

После школы отдохни,
Взрослым дома помоги.
И домашние заданья

Не оставь, друг, без вниманья.
Делать их старайся сам:
Без подсказок пап и мам.


Советы первоклашкам


Со здоровьем не шути,
А в столовую иди.
Там веди себя достойно,
Аккуратно ешь, спокойно.
С полным ртом не говори,
Съел - посуду убери.

Ты не бегай, как гепард,
Вдоль рядов красивых парт.
Не футболь портфель ногой -
Он ведь новый и родной.
Причешись и будь опрятным,
Чистым, милым, аккуратным.

После школы отдохни,
Взрослым дома помоги.
И домашние заданья

Не оставь, друг, без вниманья.
Делать их старайся сам:
Без подсказок пап и мам.



























Первое сентября

Юнна Мориц



Проснитесь-ка, будьте добры!

Вскочите, как ранние птички!

Давайте пригладим вихры

И в ленты нарядим косички.



С цветами толпа детворы

По утренней мчится прохладе.

Пожалуйста, будьте бодры,

В портфель собирая тетради!



В начале осенней поры,

Пожалуйста, будьте добры

Не спать на ходу, как тетеря,

А школьные вычистить перья!



Ведь мы набарахтались в речке,

Нажарились в солнечной печке, -

Пожалуйста, будьте бодры

В начале осенней поры!



В начале осенней поры

Беру я цветные шары

И в школу влетаю,

Пишу и читаю, -

Потише-ка, будьте добры!



Точить на уроках балясы,

Проказничать,

Строить гримасы,

Валять дурака,

Отвечать с потолка -

Не вздумайте, будьте добры!



Заправьте чернилами ручки,

Пожалуйста, будьте добры!

Внимание!

Входит учитель -

Мечтатель,

А также мыслитель.

Всем-

Ушки держать на макушке!

Пожалуйста, будьте бодры!







***

Все домашние заданья

Буду четко выполнять.

На урок без опозданья

Буду утром прибегать.



Дома ручку не забуду

И тетрадь, и карандаш.

А забыл – реветь я буду

На весь класс, на весь этаж.



На уроках обещаю

Не шуметь и не болтать.

Если и ответ не знаю,

Буду руку поднимать.



А во время перемены

Обещаю не шуметь,

Не сбивать людей и стены,

Не толкаться, как медведь.

Буду ловким, буду смелым,

Буду я в футбол играть.

Значит, буду то и дело

Мячик в окна забивать.

Буду умным и веселым,

Делать добрые дела,

Чтоб меня родная школа

Как родного, приняла.


Такая дружба



Я свою соседку Олю

За косичку дёрнул в школе,

— Эта Оля мне опять

Не дала ответ списать.



Ручкой больно ткнул я в спину

Одноклассницу Марину,

Нужно с ней, вообще, построже,

Чтоб не строила мне рожи.



Я стиралкой кинул в Лену,

Ей же – как горох об стену,

А весёлую Катюшку,

Обозвал я хохотушкой.



В сумку ябеды Ларисы

Я с утра подкинул крысу,

Та устроит в сумке нору,

— Вот потеха будет скоро!



На весь класс одну Иришку

Уважаю, как мальчишку,

С Ирой я давно дружу –

Ей лишь кнопку подложу…

(Виктория Можная)




Вот пришел желанный час:

Ты зачислен в первый класс.

Ты, дружок, послушай нас,

Мы дадим тебе наказ:

Всем о школе расскажи,

Честью школы дорожи!

Содержи всегда в порядке

Книжки, прописи, тетрадки!

В школе должен научиться

Ты читать, считать, писать.

Не позволено лениться –

Нужно делать все на "пять"!

Должен знать ты на "отлично":

Драться в школе - неприлично!

Чтобы был всегда ты весел,

Больше пой хороших песен.

Чтобы был всегда здоров,

Кашу ешь, кефир и плов!

Слушай папу, слушай маму

И учительницу тоже...

И усваивай программу,

Если что, то мы поможем!

Если выполнишь наказ,

Во второй готовься класс!





Первый раз в первый класс



Я сегодня первый раз

Отправляюсь в первый класс.

Постараюсь я во всем

Лучшим быть учеником.



Рассказали мама с папой,

Как вести себя за партой:

Например, нельзя лежать,

Парта – это не кровать.



Я сидеть намерен прямо,

Как учила меня мама.

Захочу спросить, сказать,

Надо руку лишь поднять.



И ни с кем нельзя болтать,

Чтоб уроки не сорвать.

Сорок пять минут урок,

Продержаться бы весь срок!



Папа дал тайком совет:

Можно сбегать в туалет.

Жаль, нельзя еще в буфет:

Там купил бы я конфет.

Нет, нельзя мне расслабляться.

Надо лучшим быть стараться.

Буду слушаться я маму,

С ней я точно первым стану.

Вот пришел желанный час:

Ты зачислен в первый класс.

Ты, дружок, послушай нас,

Мы дадим тебе наказ:

Всем о школе расскажи,

Честью школы дорожи!

Содержи всегда в порядке

Книжки, прописи, тетрадки!

В школе должен научиться

Ты читать, считать, писать.

Не позволено лениться –

Нужно делать все на "пять"!

Должен знать ты на "отлично":

Драться в школе - неприлично!

Чтобы был всегда ты весел,

Больше пой хороших песен.

Чтобы был всегда здоров,

Кашу ешь, кефир и плов!

Слушай папу, слушай маму

И учительницу тоже...

И усваивай программу,

Если что, то мы поможем!

Если выполнишь наказ,

Во второй готовься класс!






Приложение 5.

Информационные ресурсы для проведения занятия

Раздаточные материалы

Иллюстративные материалы

































20