«Социализация детей и подростков в период летних каникул»
Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в летний период является неотъемлемой частью социальной политики государства. Это «зона» особого внимания к ребенку, его социальная защита, время оздоровления.
Реальность такова, что система образования совместно с отделами социальной службы остаются главными организаторами отдыха и оздоровления детей, так как летний отдых это и социальная защита, и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка.
Каникулярный отдых – социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период.
ГКУСО РО Шолоховский центр помощи детям имеет положительный опыт организации каникулярного времени воспитанников. В нашем центре накоплен достаточный опыт по организации и проведению оздоровительной, образовательной, культурно - досуговой деятельности во время каникул. Работа в этом направлении ведется круглогодично, обеспечивая включение каникулярного времени в единый воспитательно-образовательный процесс.
Главная задача организации работы с детьми в каникулярное время – оздоровление детей и создание условий для развития личности ребенка во время каникул.
Как всегда, самой значимой задачей в летний период остается – сохранение и укрепление здоровья детей. По итогам диспансеризации 2024 года были составлены списки детей с указанием хронических заболеваний. Оздоровление воспитанников пройдет с учетом рекомендаций детских врачей. В летние месяцы текущего года все воспитанники оздоровятся в санаториях, находящихся в Неклиновском районе Ростовской области.
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечение детей в новые социальные связи, удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей.
Кроме удовлетворения личных интересов, ребенок развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь, учиться побеждать и проигрывать. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают летние оздоровительные лагеря, где организована культурно-массовая и оздоровительная деятельность. В этом году наши воспитанники отдохнут в загородном лагере на берегу Азовского моря.
В летний период наши воспитанники с удовольствием проводят каникулы в семьях родственников и знакомых. Проживание ребенка в семье позволяет понять функции членов семьи, получить опыт семейной жизни, навыки ведения домашнего хозяйства и общения с взрослыми и другими детьми в семейном кругу. Это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных занятий, с пользой провести свободное время. В период летних месяцев (исключая время нахождения детей в оздоровительных лагерях) наши ребята смогут погостить в семьях родственников и знакомых. Это станет хорошим показателем временного устройства ребенка в семьи граждан в каникулярное и праздничное время.
Также наши воспитанники, достигшие 14-летнего возраста, по желанию могут работать в трудовом лагере от центра занятости населения. Ребята выполняют несложную работу на территории сельского поселения, ухаживая за саженцами зеленых насаждений, приводя в порядок прилегающую территорию. Денежные средства ребята, которые ребята получают за свой труд, тратят по своему усмотрению. Трудовое воспитание формирует у детей сознательное отношение и склонность к труду как основной жизненной потребности, а также дисциплинирует, учит быть ответственными.
Таким образом, пребывание детей на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на всестороннее развитие. Основная задача взрослых ‒как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий оздоровительного, познавательного и развлекательного характера. Важно так организовать жизнь детей, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах еще долго радовали детей.