Социализация личности школьника школьника в ходе образовательного процесса
28.03.19г
Педсовет
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, прежде всего – системы социальных ролей Социализация реализуется в общении и деятельности, в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. Этот процесс может происходить как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания – целенаправленного формирования личности, при этом воспитание определяется как ведущее и направляющее начало социализации.
В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. Личность принято определять как индивидуальное бытие общественных отношений. Это определение несет в себе следующее понимание:
1 — личность — это социальное в нас
2— личность — это индивидуальное в нас.
В рамках социализации происходит усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.
- Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов.
1. Коммуникативный компонент вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.
2. Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний б окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая свободное общение, обращение к СМИ, а проявляется, прежде всего, в ситуациях самообразования, когда ребенок ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.
3. Поведенческий компонент - это обширная и разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, бытового поведения до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме тог, этот компонент предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.
4. Ценностный компонент представляет собой систему проявлений мотивационно - потребностной сферы личности. Это ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребенка к ценностям общества. Человеческое существо, включаясь в жизнь общества, должно не только правильно воспринять предметы, социальные явления и события, понять их значение, но и «присвоить» их, сделать значимыми лично для себя, наполнить их смыслом.
Цель как компонент процесса социализации существует не сама по себе, а как бы включается во все средства социализации: декларируется в образовательно-коммуникативных формах, выражена в нормативных образцах, стереотипах и традициях, предъявляется в качестве стимулов и регуляторов поведения. В педагогическом отношении понимание этой особенности цели социализации помогает выйти на личностный план социализации, на избирательные действия личности в системе «цель-мотив», которые составляют предмет воспитания и самовоспитания.
У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов. Социальные идеи и образы не просто усваиваются ребенком на когнитивном уровне со слов взрослых, а под впечатлением социальных событий присваиваются и превращаются в содержание его личности.
Средства социализации – это элементы окружающей среды, которые оказывают социализирующее воздействие и проявляют себя на разных уровнях:
В одних случаях педагогическим средством в процессе социализации становятся ее факторы:
1. социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация.
2. Педагогическим средством второго уровня следует считать институты социализации: семью, школу, общество сверстников, религиозные организации, СМИ.
3. На третьем уровне педагогическим средством социализации выступают отношения.
Отношение ребенка к другим людям начинается с диады «ребенок-взрослый», и постепенно в процессе социализации и воспитания накапливается опыт отношений в диаде «ребенок-ребенок», «человек-человек». Отношение к себе как субъекту социальной жизни появляется позже отношения к другим. В процессе социального взаимодействия, социального сравнения себя с другими на межличностном уровне и межгрупповом уровне у ребенка складывается позитивная идентичность.
Социализация связана с тремя критериями, по которым определяется психическое и личностное здоровье человека: 1) человек реагирует на другого человека как на равного себе: другой такой же живой, как и Я; 2) реакция человека на факт существования норм в отношениях между людьми, то есть выделение этих норм и стремление следовать им; 3) характер переживания человеком своей относительной зависимости от других людей. Изменчивость общества может превратить прежде сформированную социализацию в неудачную. Социализация будет успешной, если человек научился ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Среди характеристик личности, обеспечивающих успешную социализацию, выделяют следующие:
- способность к изменению своих ценностных ориентаций;
- умение находить баланс между своими ценностями и внешними требованиями;
- ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных норм.
Иными словами, процесс и результат социализации являются следствием внутреннего противоречия между степенью идентификации человека с обществом и его обособления в обществе. Личность, адаптированная в обществе и неспособная противостоять ему, может рассматриваться как жертва социализации, неадаптированная – такой же жертвой, человеком с девиантным поведением.
Все компоненты процесса социализации связаны как составляющие единой педагогической системы.
Каков же механизм взаимодействия основных компонентов процесса социализации? Механизм процесса социализации имеет личностный характер и реализуется через деятельность личности. А организация деятельности, ее мотивация, осмысление, переживание, стимулирование составляют сущность воспитания. Воспитание способствует тому, что процесс социализации от форм прямых воздействий, от совместных актов деятельности взрослых и детей постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.
Таким образом, социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, прежде всего – системы социальных ролей.
В процессе социализации ребенок осваивает опыт того, как себя вести в различных жизненных ситуациях, как эмоционально реагировать на происходящее, как организовывать свой быт и труд, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной с другими людьми деятельности, каких моральных норм и правил придерживаться в своем поведении.
Такое нарушение психического развития как умственная отсталость снижает возможность ребенка в приобретении им социального опыта, его подготовку к самостоятельной жизни. Процесс вхождения в самостоятельную жизнь выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида труден. Часто выпускники школ не владеют необходимыми для самостоятельной жизни житейскими знаниями и навыками.
Воспитанники школы – интерната испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций, профессиональном и личностном самоопределении, установлении эмоциональных связей с другими людьми, овладение досуговой, общественной, бытовой деятельностью.
Трудности обусловлены и недостаточностью семейного воспитания в жизни этих детей - значимого фактора социализации.
При этом выпускники школ, имеющие диагноз «олигофрения», не имеют никаких льгот в трудоустройстве и жизнеобеспечении. Они должны вливаться в сложнейшую жизнь на общих основаниях.
В этой связи возникает необходимость переориентирования целей специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в сторону поддержки их социально-эмоционального развития и повышения жизненной компетенции (в рамках Концепции развития государственной системы специального образования в современных условиях). Конечным результатом является интеграция в общество.
Имеющийся дефект, приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте - основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии.
Для успешной социальной адаптации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями интеллекта. Эту задачу можно решать средствами образования. Для этого необходимо связывать любые теоретические понятия с окружающей действительностью.
На предметах общеобразовательного цикла рекомендуется по возможности приближать учебный процесс к реальным, жизненным условиям, например, моделировать жизненные и производственные ситуации. При обучении детей с нарушением интеллекта рекомендуется включать их в процесс активной практической деятельности . Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при создании условий для эмоционального, ситуативно-делового общения с взрослым .И сейчас задача педагогов, помочь ребенку без труда влиться в общество, найти работу, и быть социально полезным гражданином нашей страны. Для этого нужно видеть лучшие качества ребенка, развивать его коммуникативную сферу, диалогическую речь, и научить его взаимодействию в том микроклимате, в котором он сейчас находится
Поскольку социальная адаптация протекает в условиях социального взаимодействия людей, то степень адаптированности субъекта к группе или социуму будет определяться, с одной стороны, свойствами социальной среды, а с другой - его собственными свойствами и качествами. К числу социальных (или средовых) факторов, определяющих успешность адаптации, относятся однородность группы, значимость и компетентность ее членов, их социальное положение, жесткость и единообразие предъявляемых требований, численность группы, характер деятельности ее членов. К личностным или субъективным факторам - уровень тревожности, компетентности человека, его самооценка, степень идентификации себя с группой или иной социальной общностью и приверженности ей, а также пол, возраст и некоторые типологические особенности .
Социализация связывает друг с другом различные поколения. Рождение ребенка изменяет жизнь тех, кто ответственен за его воспитание, и кто таким образом приобретает новый опыт. Родительские обязанности, как правило, связывают родителей и детей на весь остаток жизни. Старики остаются родителями даже тогда, когда у них появляются внуки, и эти связи позволяют объединять различные поколения. Несмотря на то, что процесс культурного развития протекает более интенсивно в младенчестве и раннем детстве, чем на позднейших стадиях, обучение и приспособление пронизывают весь жизненный цикл человека.
У детей с нарушением интеллекта обнаружены неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям. Ряд исследователей подчеркивают роль детского коллектива для формирования активной жизненной позиции учеников. Для этого рекомендуется создавать положительный микроклимат в группе, в классе, который позволит включить всех учащихся в деятельность класса с учетом их особенностей и наклонностей.
Работа по социальному развитию проходит на протяжении всех лет обучения.В младшем школьном возрасте формируются первые представления об окружающей действительности, формируются навыки общения в совместной деятельности.В результате работа по социализации помогает ребенку приобрести:
четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
чувство ответственности и понимания других людей;
приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно- нравственного развития человека.
Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития.
Адаптация ребенка, его здоровье и развитие зависит не только от правильного питания, режима дня и т.п., но и психологического комфорта, индивидуального подхода к ребёнку с учётом его психологических, личностных особенностей. Психологический дискомфорт возникает в результате неудовлетворённости жизненно важных потребностей ребёнка - в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Педагог чаще всего первый, кто сталкивается с дезадаптированным ребёнком. И от того, какую педагогическую позицию он займёт, во многом зависит процесс адаптации ребёнка к обучению:
- умение осознать требования педагогов и соответствовать им;
- умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
- умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы-интерната;
- умение общения и достойного поведения с одноклассниками.
Многие умения не присущи умственно-отсталому ребёнку. Личностные и деловые отношения между детьми и педагогами складываются весьма трудно и медленно. Эти дети, как правило, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими, соотнести свои конкретные личностные интересы с общими интересами коллектива. Умственно-отсталым трудно общаться с незнакомыми и даже знакомыми людьми. Сравнительно легко вступив в контакт, они затрудняются в построении вопроса, просьбы т.к. бедный словарный запас, дефекты произношения затрудняют общение детей, что в свою очередь отрицательно сказывается на процессе адаптации, формируются отрицательные черты характера. . Оказание доверия ученику, положительная оценка , поощрение - сильный воспитательный прием в школе. Эти мероприятия следует проводить так, чтобы у школьников воспитывалось умение оценивать ситуацию, определять нужного собеседника, вступать с ним в беседу, правильно формулировать вопросы и ответы, находить выход из затруднительных положений.
В работе с умственно-отсталыми школьниками следует учитывать, что у части из них наблюдается психопатопадобное поведение, проявляющееся в выраженной аффективности, расторможенности влечений, что вызвано не только действием средовых факторов, но и биологическими причинами. Успех по адаптации ребёнка в школе-интернате зависит от спланированной совместной деятельности всех работников школы, начиная с администрации и кончая техническим персоналом. Низкая работоспособность и развивающееся утомление в процессе учебной деятельности, снижающее качество последней, указывают на напряжённость либо понижение функциональной активности организма в силу недостаточного развития адаптационных механизмов, что и влечёт истощение внутренних резервов, а в конечном итоге школьную дезадаптацию, соматическую ослабленность и хронические болезни.
Особенности восприятия и осмысливания детьми образовательного материала неразрывно связаны с памятью и ее особенностями развития у умственно отсталых.
Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - у этих детей имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития.
У умственно отсталых детей выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость, утомляемость, повышенная отвлекаемость. Однако при целенаправленной, коррекционной работе можно повысить уровень развития внимание . Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при создании условий для эмоционального, ситуативно-делового общения с взрослым.
Для успешной социально-трудовой адаптации надо формировать у умственно отсталых детей адекватное восприятие своей социальной роли и окружающих. В противном случае в будущем умственно отсталые дети не смогут выбрать соответствующую уровню их развития профессию.
- Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов.
1. Коммуникативный компонент вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.
2. Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний б окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая свободное общение, обращение к СМИ, а проявляется, прежде всего, в ситуациях самообразования, когда ребенок ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.
3. Поведенческий компонент - это обширная и разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, бытового поведения до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме тог, этот компонент предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.
4. Ценностный компонент представляет собой систему проявлений мотивационно - потребностной сферы личности. Это ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребенка к ценностям общества. Человеческое существо, включаясь в жизнь общества, должно не только правильно воспринять предметы, социальные явления и события, понять их значение, но и «присвоить» их, сделать значимыми лично для себя, наполнить их смыслом.
Цель как компонент процесса социализации существует не сама по себе, а как бы включается во все средства социализации: декларируется в образовательно-коммуникативных формах, выражена в нормативных образцах, стереотипах и традициях, предъявляется в качестве стимулов и регуляторов поведения. В педагогическом отношении понимание этой особенности цели социализации помогает выйти на личностный план социализации, на избирательные действия личности в системе «цель-мотив», которые составляют предмет воспитания и самовоспитания.
У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов. Социальные идеи и образы не просто усваиваются ребенком на когнитивном уровне со слов взрослых, а под впечатлением социальных событий присваиваются и превращаются в содержание его личности.
Средства социализации – это элементы окружающей среды, которые оказывают социализирующее воздействие и проявляют себя на разных уровнях:
В одних случаях педагогическим средством в процессе социализации становятся ее факторы: социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация.
2. Педагогическим средством второго уровня следует считать институты социализации: семью, школу, общество сверстников, религиозные организации, СМИ.
3. На третьем уровне педагогическим средством социализации выступают отношения.
Отношение ребенка к другим людям начинается с диады «ребенок-взрослый», и постепенно в процессе социализации и воспитания накапливается опыт отношений в диаде «ребенок-ребенок», «человек-человек». Отношение к себе как субъекту социальной жизни появляется позже отношения к другим. В процессе социального взаимодействия, социального сравнения себя с другими на межличностном уровне и межгрупповом уровне у ребенка складывается позитивная идентичность.
Социализация связана с тремя критериями, по которым определяется психическое и личностное здоровье человека: 1) человек реагирует на другого человека как на равного себе: другой такой же живой, как и Я; 2) реакция человека на факт существования норм в отношениях между людьми, то есть выделение этих норм и стремление следовать им; 3) характер переживания человеком своей относительной зависимости от других людей. Изменчивость общества может превратить прежде сформированную социализацию в неудачную. Социализация будет успешной, если человек научился ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Среди характеристик личности, обеспечивающих успешную социализацию, выделяют следующие:
- способность к изменению своих ценностных ориентаций;
- умение находить баланс между своими ценностями и внешними требованиями;
- ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных норм.
Иными словами, процесс и результат социализации являются следствием внутреннего противоречия между степенью идентификации человека с обществом и его обособления в обществе. Личность, адаптированная в обществе и неспособная противостоять ему, может рассматриваться как жертва социализации, неадаптированная – такой же жертвой, человеком с девиантным поведением.
Все компоненты процесса социализации связаны как составляющие единой педагогической системы.
Каков же механизм взаимодействия основных компонентов процесса социализации?
Механизм процесса социализации имеет личностный характер и реализуется через деятельность личности. А организация деятельности, ее мотивация, осмысление, переживание, стимулирование составляют сущность воспитания. Воспитание способствует тому, что процесс социализации от форм прямых воздействий, от совместных актов деятельности взрослых и детей постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.
Таким образом, социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, прежде всего – системы социальных ролей.
В процессе социализации ребенок осваивает опыт того, как себя вести в различных жизненных ситуациях, как эмоционально реагировать на происходящее, как организовывать свой быт и труд, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной с другими людьми деятельности, каких моральных норм и правил придерживаться в своем поведении.
Процесс эмоционально - чувственной социализации личности является составной частью эстетического воспитания. Этот процесс является органически необходимым компонентом общей системы воспитания.
Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно, оценивать прекрасное в природе, искусстве, обществе, а так же развитие способности создавать красивое.
Внеклассная работа или внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся . Внеклассная работа имеет большое общеобразовательное, воспитательное и коррекционно - развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание учащихся, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов.
В практике применяются три формы организации такой работы: а) массовая (общешкольные праздники, «творческие отчеты», соревнования и т. п.); б) групповая (занятия кружков, секций и т. п.); в) индивидуальная (обучение отдельных учеников художественному чтению, вышивке, игре на музыкальных инструментах и т. п.)
Социализация предполагает освоение ребенком культуры общества, социальных ролей. Базовыми сторонами передаваемой культуры являются познавательная, нравственная, технологическая (трудовая), коммуникативная, эстетическая и физическая. Формирование каждой из этих сторон культуры личности осуществляется в процессе образования при овладении содержанием учебных курсов. Так, познавательная культура осваивается в условиях учебных дисциплин — географии, естествознание, математика и др., в том числе при изучении социальных дисциплин. Коммуникативная культура — русский язык, развитие речи, литература и т. д. Важно учесть, что базовые стороны культуры пересекаются, поэтому пересекаются и компоненты образования человека. Этим объясняется взаимосвязь учебных дисциплин.