ТЕМА: Социализация учащихся как компонент ГОСТ.
Директор МБОУ « Школа №83
им. Г.И. Баланова г. Донецка»
Бушуева Л.П.
Воспитывая, образовывая, развивая, или как хотите действуя
на ребенка, мы должны иметь и имеем бессознательно одну цель: достигнуть наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра. Л.Н.Толстой
Цель и задачи воспитания и социализации школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное представление о человеке.
Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение родного языка, социальных ценностей, норм, установок, образцов поведения, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, воспроизводство личностью социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
В условиях введения ГОС особенно актуальной является проблема социализации школьников. В школьном возрасте происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка:
- меняются ведущий вид деятельности;
-социальная группа, в которую входит ребенок;
-сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя.
Без учета этих изменений невозможно объективно оценить обоснованность социальных требований, предъявляемых к школьникам современным обществом, соответствие этих требований реальному уровню их развития, определить основные направления социализации школьников. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин ДНР, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях своего народа. На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации школьников.
Социализация в школе начинается с младших школьников и продолжается до окончания школы. Задача школы — создать все необходимые условия для успешной социализации учащихся. Для этого педагоги должны четко знать и понимать, что нужно дать ученику для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать.
В соответствии с ГОС, социализация подразумевает:
в области формирования личностной культуры:
в области формирования социальной культуры:
в области формирования семейной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализацию творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле,
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование основ гражданской идентичности;
- пробуждение веры, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- формирование отношения к семье как к основе общества;
- формирование почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи воспитания и социализации обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учетом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей.
К базовым условиям успешности социализации ребёнка в условиях внедрения ГОС относится следующие:
- состояние психического здоровья детей;
- наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
- создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
- обеспечение тесного взаимодействия педагогов и родителей;
- организация психолого-педагогического мониторинга динамики показателей здоровья, воспитания и развития детей;
- построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.
Результаты подобного процесса можно представить в трёх уровнях:
1. Приобретение ребенком социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения результатов данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
2. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
3. Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами своей школы, среди других, часто незнакомых людей, которые не обязательно положительно к нему настроены, подросток действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем.
Чтобы процесс социализации личности школьника был успешен, необходимо в ходе организации образовательного процесса придерживаться принципов социально-ориентированного образования:
- гуманистическая направленность обучения и воспитания – переход к субъект-субъектным отношениям между преподавателем и обучающимися; уважение каждого обучающегося, отношение к нему как к субъекту собственного развития:
- природосообразность – обучение и воспитание с учётом природы ребят, их индивидуальных, биологических, физиологических и психических особенностей, восприятие их как части природы, единственного и неповторимого;
- культуросообразность – формирование личности в рамках национальной культуры, культуры отношений с природой, взаимодействие с семьёй как «элементом» культуры, восприятие достоинств культуры народа через историю и культуру семьи;
- эффективности социального взаимодействия – осуществление деятельности в системе образования коллективов различного типа;
- концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности – помощь обучающемуся в освоении социокультурного опыта и свободное самоопределение в социальном окружении;
- принцип событийности – введение в жизнь ребёнка ярких, красочных, эмоционально-значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.
Современные технологии, направленные на социализацию школьников
В основе социализации школьников лежат современные технологии, которые позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Такие технологии содержат следующие компоненты:
1) Диагностирование.
2) Целеполагание.
3) Проектирование.
4) Конструирование.
5) Организационно – деятельностный компонент.
6) Контрольно – управленческий компонент.
Содержанием технологий являются:
- научно обоснованные социализированные требования;
- передача социального опыта;
- постановка цели и анализ сложившейся ситуации;
- социализированная оценка ученика.
Рассмотрим некоторые технологии, направленные на социализацию школьников
Технология «Тренинг общения»
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель-создание у школьников средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения, взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения в проблемных для школьников ситуациях.
Технология «Коллективное творческое дело» (КТД)
Технология КТД разработана педагогом И.П. Ивановым. Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Основой является: коллективное творчество единое дело и добровольное участие в нём, свобода выбора форм деятельности, содружество учителей и школьников, развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Концептуальные идеи, принципы: коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности.
Технология «Групповая проблемная работа»
Автор технологии С.Д. Поляков называет «работу с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации». Общение воспитанников направлено на внешний предмет, а суть проблемы может заключаться в познании предмета общения, в его организации, либо выработке к нему ценностного отношения. Следовательно, и задачи можно разделить на познавательные, организационные (организационно-ориентированные) и аксиологические (ценностно-ориентированные).
Диалоговые технологии
Технология диалоговой взаимопомощи является личностно-ориентированной технологией, позволяющей создавать условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий, учитывает индивидуально-личностные характеристики обучающихся. Формой диалоговой технологии являются: дебаты - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Разновидности – это круглый стол, коммуникативное письмо, мозговой штурм.
Формирование медиа грамотности как актуальная задача социализации школьников
В ГОС стандартах заложены медиа образовательные аспекты, набор которых в каждом конкретном предмете определен спецификой изучаемой области человеческой деятельности. Медиа образование школьников- это современный этап социализации школьников. Медиа образование нужно рассматривать как часть общего образования школьников и как элемент образовательной программы. Медиа образовательный процесс можно будет считать успешным, если в результате будет сформирована базовая медиа компетентность личности. Такой подход к процессу медиа образования возлагает особенную ответственность на педагогов, как на транслятора знаний и нравственных принципов, которые будут переданы школьникам. Это определяет необходимость выявления базовых показателей профессиональных установок, знаний и умений, которыми должны обладать педагоги:
- духовно-нравственный: соответствие педагогической деятельности высоким нравственным принципам и национальным культурным традициям;
- информационный: уровень информированности, теоретико-педагогических знаний в области медиа образования;
- методический: методические умения преподавания медиа дисциплин;
- деятельностный: качество медиа образовательной деятельности в процессе учебных занятий разных типов;
- креативный: уровень творческого начала в медиа образовательной деятельности.
Построенная в соответствии с вышеуказанными критериями медиаобразовательная деятельность позволит сформировать у школьников не только знания, умения и навыки, традиционно присущие образовательному процессу, но социализировать школьников в современном информационном мире. При должной подготовке педагогов ожидаемыми результатами образовательного процесса в идеале должен стать набор следующих компетенций:
Информационная компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием медиа информации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов: текстовых, изобразительных, аудио и видео.
Коммуникативная компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации, таких как электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети.
Техническая компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей.
Потребительская компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью информационно-телекоммуникационных технологий, цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей.
Формирование мотивационно-волевых и ценностных аспектов при реализации образовательного процесса открывает путь для развития само регуляции личности в эпоху информационно-телекоммуникационных технологий. Рассмотренный подход позволит осуществлять в ходе образовательного процесса социализацию личности школьника.
Человек – не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще станет.
Э.Фромм
Список литературы:
1.Новые технологии воспитания и социализации школьников в условиях реализации ГОС.
Использование воспитательных технологий в условиях ГОС [Электронный ресурс] http://khbs1.ru/000/novosti/teljukova_prilozhenie_5.doc
2.Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте. Психология. – 2016
3.Мудрик А.В. Социализация человека. Издательский центр «Академия», 20 16.
4.Полат Е.С., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2014
5.Смирнова М. А. Деятельность общеобразовательных учреждений по созданию педагогических условий социализации учащихся. Самара. 2017.