ГКОУ «Школа №162»
г. Нижний Новгород
Моисеева Галина Андреевна,
учитель-дефектолог
[email protected]
Социальная адаптация детей с особыми возможностями здоровья в условиях школы средствами дополнительного образования (из опыта работы).
Современная педагогика из дидактической постепенно стала развивающей. Что я понимаю под этим? Прежде всего, то, что не только психологи нашей школы, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. В этом плане не могу переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи создаю такие условия, в которых каждый обучающийся может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
У нормально развивающихся детей выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы позволил мне констатировать, что понятие «выразительной речи» носит интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Но совершенно другая картина видна у обучающихся с ОВЗ по программе «Особый ребёнок», где дети обучаются по адаптированным основным образовательным программам VIII вида. Дети, поступающие в специальный коррекционный класс и обучающиеся по индивидуальным программам разные не только по своим личностным характеристикам, но и по умственному и по физическому развитию. Большинство детей, с которыми я работаю по программе «Особый ребёнок», приходят в школу без речи или с тяжелым недоразвитием речи, где страдают все ее стороны: и смысловая, и грамматическая, и звуковая, а также отмечаются ограниченность и бедность словаря. Следует отметить и другую проблему, с которой я сталкиваюсь: дети не умеют вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми. У них нет потребности в общении, не сформированы слуховое внимание и восприятие. Некоторые из них страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у всех недостаточно развита познавательная деятельность, отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные проявления на очень низком уровне. Часть детей пассивна, не выражает каких-либо эмоций. Другая, наоборот, слишком возбудима и неорганизованна. Почти у всех детей отмечаются в той или иной степени выраженности аутичные черты характера.
В специальном коррекционном классе, в котором я работаю 4 ученика, обучающиеся по программе «Особый ребёнок» и у всех детей основной логопедический диагноз - это общее недоразвитие речи (I и II уровня). Речь таких детей отличается грубыми нарушениями произношения и лексико-грамматического строя речи, неразвитая, нечистая, монотонная. Дети отвечали на вопрос одним словом, которое повторяли из вопроса взрослого. У них были грубо нарушены: слоговая структура речи, темп, ритм и плавность. Это создавало большие проблемы на уроках. Также все учащиеся не могли смотреть на себя в зеркало и уже тем более выполнять какие-то движения языком или мимические упражнения перед зеркалом. Грубо нарушена мелкая и общая моторика.
Занимаясь с детьми с глубокой умственной отсталостью, главной целью в своей работе я ставлю развитие всех психических процессов, в том числе и творческих способностей средствами театрального искусства. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе, социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра: театральная деятельность формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, помогает раскрепоститься, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир ребёнка. В процессе изучения методической литературы по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей, я пришла к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитии у них коммуникативных навыков. Реализуя этот проект, я поставила перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну невозможно не поставить перед собой другие.
1. Первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Все годы работы я стремлюсь научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них.
2. Развитие эмоциональной сферы детей через игру, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.).
3. Повышение уровня самооценки у детей. На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх.
4. Реализация творческих возможностей каждого ребенка. В любой театрализованной постановке, не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок исполняет доступную для него роль.
5.Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. 6. Взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками.
7. Включение родителей, законных представителей детей с особыми потребностями в жизнь класса и школы.
8. Развитие компенсаторных возможностей у детей. В своей работе я стремлюсь использовать любые способности и возможности детей. Я не делю детей по принципу сохранности интеллекта, по уровню двигательных возможностей детей, и поэтому каждый ребенок, чувствуя мою поддержку и поддержку других детей, испытывает радость и желание участвовать в новых играх и следующих постановках.
Реализация данного проекта была рассчитана на три года, 2023-2024 год был заключительным. Какие же у меня получились результаты? Можно проследить в следующей таблице:
Результаты использования театрализованных игр в обучении детей
с ограниченными возможностями здоровья за 3 года обучения.
Год обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год |
Задачи | -Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре; - желание участвовать в действии и использовать все окружающее пространство; - побуждать детей к активному общению, - развивать речь и умение строить диалог. | - Учить детей играть друг с другом, - элементарным навыкам взаимодействия с людьми; - развивать внимание; - воспитывать культуре поведения в общественных местах; - формировать трудовые навыки, навыки личной гигиены и самообслуживания; - воспитывать желание общаться друг с другом. | - Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой; - развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; - учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы; - учить сочетать движение и речь; - развивать воображение. |
Методы и приёмы | Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды. Отгадывание загадок. Игровые упражнения. Создание игровой мотивации. | Отгадывание загадок на содержание сказки. Этюды на выразительность передачи образа. Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу». Игра на интонирование вежливых слов. | Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака). Беседы по содержанию сказок. Работа над выразительностью исполнения (выразительности эмоции грусти и радости). Подготовка к драматизации. |
Результаты обучения | Знания и умения детей об окружающем мире значительно расширились и углубились; развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление; активизировалась собственная речь. Наступило желание общаться с одноклассниками. | Активнее и успешнее сформировались навыки невербального общения; обогатился словарный запас; совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений. | Развилась эмоционально-волевая сфера; скорректировалось поведение; сформировалась самостоятельность и активность; дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках и не стесняются друг друга. |
Итоги | Занятия позволили ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Дети исполняют танцы, поют песни, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях, пытаются озвучить какой-либо персонаж. Формируется уважительное отношение друг к другу. | Сформировано умение распознавать эмоциональное состояние человека, могут его передать словами, жестами, мимикой, интонацией, пантомимой, - стали активными в игровой деятельности со сверстниками, находят адекватные способы взаимодействия, - дети стали участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дало им возможность глубже познать окружающий мир. | Театрализованная деятельность позволила сформировать опыт некоторых социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д.р.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и примера. |
Общий результат: Как показывают мои наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно повлияло на многие факторы в их развитии, помогли мне развивать ребенка. Благодаря этой деятельности у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети начали общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными двигательными нарушениями – поют, двигаются в такт с музыкой. Пассивные дети преодолели свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становятся более спокойными и уравновешенными. Делаю вывод, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.
Помимо этого, я смогла решить следующие проблемы: ребята научились согласовывать свои действия с действиями своего партнера; слушают не перебивая; говорят, обращаясь к партнеру, уважительно относятся друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми. Все обучающиеся принимали активное участие в мероприятиях и концертах не только школьных, но и районных.
Таким образом, для себя делаю вывод, что через театрализованную деятельность происходит развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в школьной среде. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Появляется способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности. Считаю, что цели и задачи, реализованного проекта мной решены, это подтверждается результатами диагностик (в приложении).
Планирую:
1. Продолжить работу по реализации данного проекта с другими детьми, а для тех детей, которые участвовали в проекте продолжу работу в этом направлении.
2. Разнообразить методы и приемы обучения детей с учетом индивидуальных особенностей детей, по их индивидуальным маршрутам.
3. Совершенствовать артистические навыки детей посредством переживания и воплощения образов в сказках.
4. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.
5. Привлекать родителей, законных представителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).
Многолетний опыт доказывает, что в соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.
Закончить описание опыта хочу словами:
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша!
Проникнется и мудростью, и
добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
Жизненной тропой!
Литература:
1. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО - Аспект пресс, 1993.
2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ “Сферы”, 2001 - 128с.
3. Первые шаги в мир творчества. Опыт кружковой работы в детском саду. Пермь: Издат-во ПОИПКРО, 2000 - 100с.
Приложение
Вероника
Сергей
Эдуард
Ульяна