Социальная компетентность как фактор здоровья ученика
На современном этапе развития нашего общества проблема охраны и укрепления психического здоровья детей и подростков – одна из актуальнейших. Представители психологической науки, выделяя психологический аспект проблемы психического здоровья, переходят от изучения фактов уязвимости ребенка до изучения психических нарушений и анализа факторов, которые защищают его от влияния стрессов. Перед психологами стоит задача поиска механизма и способов активизации внутренних резервов личности, которые способствуют сбережению и укреплению психического здоровья.
Одним из таких механизмов, я считаю, является развитие социальной компетентности человека в соответствии с возрастными особенностями его развития с учетом особенностей социальной среды.
Социальная компетентность, то есть совокупность знаний и навыков, необходимых для социальной деятельности, и личностных черт, связанных с возможностью брать на себя ответственность, обеспечивает адаптацию личности в обществе и помогает ее самореализации.
Итак, формирование социальной компетентности можно рассматривать как психологический аспект укрепления психологического здоровья подрастающего поколения.
Опыт социального взаимодействия начинается с первых шагов жизни. Первые годы обучения в школе приводят к коренным изменениям социального развития ребенка. Привлечение к общественной жизни происходит в процессе обучения, поэтому учебная деятельность сознает набольшее количество условий для развития у ребенка социальной компетентности.
В этот период активно развивается и кристаллизируется мотивация деятельности. С точки зрения социальной компетентности, интересным является соотношение в мотивационной сфере ребенка: мотивация успеха (достижения) и мотивация неудачи.
Младший школьник через основную возрастную потребность ориентируется на успех, что и определяет его адаптацию в обществе, помогает развитию личности.
Мотивация успеха является позитивной для социальной адаптации. С мотивацией успеха действия человека направлены на достижения конструктивных, позитивных результатов. Эта мотивация определяет личностную активность.
Анализ психологических особенностей, возможностей и задач социализации детей младшего школьного возраста (6-11 лет) дает возможность определить основные признаки социальной компетентности на данном возрастном отрезке. К ним относятся:
Сформированность мотивации достижений в учебной деятельности
Сформированность навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции
Управление в поведении социально нормированными целями и правилами
Удовлетворение собой, адекватная высокая самооценка
Критическое отношение к себе и окружающим
Усвоение навыков конструктивного взаимодействия с ровесниками и взрослыми
Формирование навыков конструктивного поведения в трудных жизненных ситуациях
Одним из основных моментов в развитии подростка является чувство взрослости. Оно определяет стремление приобрести умения и свойства, которые характеризуют взрослого человека и является основой для формирования ответственности – очень важной характеристики личности, которая отделяет социально зрелую личность от социально незрелой. Именно ответственность является основной составляющей социальной компетентности.
Самой распространенной считается концепция двух типов ответственности и теория «локуса контроля». «Хороший интернальный контроль» предусматривает, что человек считает себя ответственным в сфере достижений и за преодоление неудач. Такая интерпретация «хорошей интернальности» больше всего соответствует возрастным особенностям подростков, которые воспринимают свою ответственность и взрослость как не совсем «настоящие». Они чувствуют себя неуверенно в своей новой позиции и остро нуждаются в ее признании и поддержке.
Ответственность и «локус контроля» как ее показатель является основным признаком социальной компетентности в подростковом возрасте. С формированием ответственности тесно связаны развитие силы воли и произвольности поведения подростка. Для обеспечения социальной адаптации школьнику очень важно овладеть способами достижения желаемого результата и организацией собственного поведения. К таким способам принадлежит умение брать во внимание последствия завершенных и незавершенных поступков, способность представлять эти последствия не только интеллектуально, но и эмоционально. Сформированность этих умений является признаком социальной компетентности подростка. Другие признаки:
Стремление оценивать себя по объективным критериям
Интерес к себе как к равноправному члену общества
Создание внутренних критериев самооценки, основанных на реальных и потенциальных достижениях подростка
Построение социально одобряемого идеального «Я»
Все это способствует его социализации и социальной компетентности. Реализованность стремления отражается в адекватной самооценке и уровне стремлений ученика, что может служить признаком социальной компетентности. Основное место в мотивации занимает мотив самоутверждения. Он раскрывает возможности для развития произвольности поведения, стратегии преодоления трудностей. Это происходит, если у подростка мотив достижения успеха превышает мотив избегания неудачи. Мотивация достижения определяется в учебной и в других видах деятельности. Она определяет чувство собственного достоинства и представлений об уровне достижений, понижение которого является крайне болезненным для подростка: он не может позволить себе упасть в собственных глазах. Итак, тип мотивации свидетельствует о развитии у подростка социальной компетентности и его следует брать во внимание при ее изучении. Анализ особенностей развития личности и возрастных задач дает возможность среди основных показателей социальной компетентности подростка выделить такие:
Ответственность как сформированность «хорошего интернального контроля»
Овладение способами организации своего поведения (завершенных и незавершенных поступков для себя и других), способа достижения желаемого результата (целостный волевой акт, к нему принадлежит и исполнительный компонент)
Адекватная самооценка, сформированность позитивной мотивации обучения, предпочтение мотивации достижения
Навыки овладения своим эмоциональным состоянием и купированием эмоционального напряжения
Овладение способами общения и навыками конструктивного взаимодействия в разных жизненных ситуациях
Сформированность симпатии к партнеру.
В юношеском возрасте принципиальное значение для социальной адаптации молодых людей имеет готовность к самоопределению. В данном случае не утрачивают своего значения все составляющие социальной компетентности подростка. Бесспорно, для осмысления жизни и очерчивания перспектив, а отсюда, и для социальной компетентности, в юношеском возрасте большое значение имеет сформированность у юношества мотивации достижений и высокий уровень самоуважения.
Основными показателями социальной компетентности в юношеском возрасте являются:
Очерчивание временной перспективы
Наличие жизненной цели
Высокий уровень ответственности
Сформированность мотивации достижения и социально значимых ценностных ориентаций
Высокий уровень самоуважения, самоприятия, рефлексии и эго-идентичность.
Таковы возрастные модели социальной компетентности школьников, сформированные в соответствии с основными задачами, ценностями и особенностями каждого возраста. Формирование выделенных составляющих социальной компетентности должно обеспечить возможность адаптации и самореализации личности молодого человека в обществе и тем самым способствовать укреплению его психического здоровья.