Социально-педагогическая работа в школе
Цели социально-педагогической работы:
1.Создание условий для успешной социализация обучающихся.
2.Координация процесса создания педагогически целесообразной среды.
Согласно Приказу Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики, Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №69/2-531 от 17.09.2015г. «Об утверждении льготных категорий детей и перечня документов» в МОУ «Ульяновская школа» составлен социальный паспорт.
К льготным категориям детей относятся:
- дети из многодетных семей – 6 человек;
- дети из малообеспеченных семей – 1 человек;
- дети, потерпевшие от Чернобыльской катастрофы - 0;
- дети из семей вынужденных переселенцев - 0;
- дети погибших шахтеров – 0.
Дети перечисленных категорий пользуются всеми льготами, которые предоставляет государство.
Помимо льготных категорий, которые отмечены в Приказе Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики, Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №69/2-531 от 17.09.2015г. «Об утверждении льготных категорий детей и перечня документов», в образовательном учреждении охвачены вниманием следующие категории обучающихся:
- дети, воспитывающиеся в семьях одиноких матерей/отцов – 6 человек;
- дети-инвалиды – 1 человек.
Списки обучающихся по категориям формируются и обновляются классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе на начало учебного года после проведенной паспортизации классов. Составление социального паспорта класса полностью зависит от классного руководителя, его осведомленности о социальном положении той или иной семьи. Все данные и сведения об обучающихся и их семьях собираются при помощи анкетирования на первом родительском собрании. Анкета должна быть грамотно построена и включать в себя вопросы о наличии льгот и подтверждающей их документации.
На основе проведенной паспортизации классов формируется социальный паспорт образовательного учреждения, в котором прослеживается количество детей по всем вышеперечисленным категориям. Социальный паспорт утверждается директором образовательного учреждения и хранится в папке по социальной защите в течение всего учебного года. В случае необходимости в социальный паспорт вносятся корректировки, после чего обновленный документ с указанием даты внесения изменений распечатывается и вкладывается в папку.
В дальнейшем классными руководителями производится сбор подтверждающей льготу документации для формирования папок и с целью предоставления надлежащих льгот:
- для детей из многодетных семей – удостоверение ребенка из многодетной семьи (копия) / справка ребенка из многодетной семьи (копия);
- для детей из малообеспеченных семей – справка управления труда и социальной защиты населения о том, что семья получает государственную помощь малообеспеченным семьям;
Отдельно ведется работа с такими категориями обучающихся как:
- дети-инвалиды – удостоверение ребенка-инвалида, справка медицинского учреждения;
- дети, которые воспитываются одинокими матерями или отцами – справка управления труда и социальной защиты населения о получении помощи на ребенка, который воспитывается одинокой матерью / отцом;
Работа классного руководителя с обучающимися льготных категорий:
Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода.
Профилактика насилия в семье.
Профориентационная работа.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.
Мероприятия, затрагивающие права и интересы обучающихся:
сотрудничество со Службой по делам несовершеннолетних (СДН) –проведение профилактической и просветительской работы, совместное посещение семьи на дому, составление плана совместных мероприятий.
Выполняя защитную функцию, классный руководитель изучает условия проживания и воспитания детей льготных категорий посредством визита в семью. Визит в семью должен быть согласован с родителями (законными представителями). Устанавливается дата и время, подготавливается акт обследования жилищно-бытовых условий для заполнения на месте.
При посещении семьи изучаются условия проживания ребенка, наличие у него отдельной комнаты, спального и рабочего места, оснащенного столом и необходимыми бытовыми вещами для организации досуга и выполнения учебных заданий. Следует обратить внимание на санитарное состояние жилья, наличие порядка, чистоту в помещениях, освещенность.
Классный руководитель ведет беседу с целью изучения занятости ребенка во внеурочное время, организацию его досуга, наличие хобби, увлечений, любимых игр, проведение совместного времени с родителями.
По окончанию визита классный руководитель на месте в присутствии родителей (законных представителей) заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий, в котором отображается состояние жилья и условия проживания ребенка на момент посещения. После того как родители (законные представители) ознакомятся с готовым актом, они оставляют свою подпись, чтобы в дальнейшем избежать непредвиденных конфликтных ситуаций.
Итоги смотра рассматриваются на заседаниях Совета профилактики и педагогическом совете, все полученные данные фиксируются в протоколах.