Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дылымский многопрофильный лицей им.И.Гаджиева»
Всероссийский детский экологический форум
«Зеленая планета-2017»
Номинация
«Природа- бесценный дар, один на всех»
Социально значимый проект
«Все в наших руках»
Выполнили: ученики 8 «а» класса
Руководитель: Мутуева З.М.
2017г.
Когда ты делаешь добро, Наград, не требуя за это,
Наградой будет лишь одно-Твоя Земля в лучах рассвета! Пусть чистым будет ЭкоДом! В твоих руках судьба планеты!
Добром ответит на добро Природа за заботу эту!
Е.Н.Залесская
Современное развитие российского государства, становление гражданского общества требует, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, способного к сотрудничеству, отличающегося мобильностью, динамизмом, обладающего чувством ответственности за свою страну.
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков способствующих успешному сосуществованию личности в социальном пространстве.
Перед образовательными учреждениями теперь встает задача формирования гражданственности подрастающего поколения с помощью внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, способствующих развитию навыков решения разнообразных проблем. Одним из интенсивных методов включения молодого поколения в общественную жизнь является социальное проектирование.
Актуальность проекта:
Повторяют все: "Экология! Смерть лесов, загрязнение рек!" Но греховную идеологию Не желает сменить человек. Здесь нитраты, А там радиация,
В водах разных бактерий полно, Словно вся наша цивилизация На себя ополчилась войной.
И, читая газетные новости, Всѐ страшнее становится жить. Мы несѐмся стремительно К пропасти,
Продолжая губить и крушить. (Н. А. Стычинская)
В XXI веке проблемы сохранения окружающей среды занимают ведущее место среди глобальных проблем современности. Одной из важнейших причин экологического неблагополучия является отсутствие экологического сознания и экологической культуры у людей. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. От разума и мудрости человечества зависит быть нам жителями планеты в будущем или нет. А если мыслить не в глобальных масштабах, а на уровне населенного пункта? На улицах нашего села много мусора. Старыми стали деревья в школьном фруктовом саду. Что могут сделать в этой ситуации школа, общественность, простые жители деревни? По возможности стремиться поднимать экологическую культуру и практическими делами исправлять создавшуюся ситуацию. Для этого и был разработан социально значимый проект «Все в наших руках».
Проблема проекта:
Каждый человек имеет право на обеспечение благоприятной окружающей среды. Все мы хотим оставить будущим поколениям чистый воздух, почву, незагрязненные водоемы, красивые города и села. Как научить людей, а особенно современных подростков и молодых людей поддерживать это зыбкое экологическое равновесие на нашей земле?
На пути решения данной проблемы встречается противоречие:
По результатам педагогического наблюдения в рамках уроков и внеклассных мероприятий, проведенного опроса обучающиеся знают и понимают: что такое экология; экологические факторы; о мощном влиянии антропогенных факторов на экологию.
Но,
обучающиеся с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своем мироощущении расстояние от «Я – природа» до «Я и природа».
Цель проекта:
развитие экологической культуры обучающихся и жителей села через личное участие в разных видах природоохранной деятельности.
Задачи:
Акцентировать внимание участников проекта на экологических проблемах деревни и возможных путях их решения.
Развивать познавательные умения обучающихся при овладении исследовательскими методами познания природы.
Способствовать формированию:
активной жизненной позиции обучающихся и жителей села в процессе практической деятельности по охране окружающей среды;
инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга за состояние окружающей природной среды;
практических навыков коллективной работы и взаимопомощи через организацию целенаправленных и продуктивных форм взаимодействия;
чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Способствовать созданию экологически благоприятной среды на территории деревни посредством организации практической природоохранной деятельности.
Участники проекта: обучающиеся школы, педагоги, родители, жители села.
Время реализации: 2016 год.
Тип проекта: социально значимый практико-ориентированный
Социальная значимость проекта:
-участие обучающихся в социально значимом деле;
-развития коммуникативных и личностных качеств обучающихся;
-накопление детьми опыта гражданского поведения в обществе;
-усвоение обучающимися социальных ролей;
-снижение напряженности межличностных отношений среди обучающихся;
-воспитание экологической культуры.
Формы реализации проекта:
Предметная деятельность.
Исследовательская и проектная деятельность.
Внеклассные мероприятия.
Участие в различных акциях, конкурсах экологической направленности.
Практическая деятельность.
Условия реализации:
Педагогическое влияние на личность обучающихся в процессе деятельности.
Личностная заинтересованность обучающихся в решении данной проблемы.
Неформальный подход к реализации проекта с целью оптимизации взаимодействия всех его участников.
Включенность в реализацию мероприятий проекта различных слоев общества.
Критерии эффективности проекта:
-актуальность проблемы,
-реализуемость и жизнеспособность проекта,
-посильность задач для участников проекта,
-уровень активности участников проекта в его реализации,
-широта охвата проектом обучающихся, а также различных групп населения деревни.
Методы изучения результативности:
-фотоматериалы о ходе реализации проекта;
-наблюдение, анкетирование.
Ожидаемые результаты:
Социализация обучающихся, а точнее развитие социальной компетенции через включение их в социально значимую деятельность.
Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры.
Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, предоставление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения.
Повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности, интерес.
Проявление гуманных чувств к природе и ко всему живому.
Повышение уровня владения обучающихся общепредметными и социальными компетенциями.
Удовлетворенность участников проекта своей деятельностью.
Этапы проекта:
Подготовительный
Основной
Аналитический
План поэтапной реализации проекта
Первый этап | 1. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме. |
| 2. | Диагностика уровня экологической культуры обучающихся. |
| |
Второй этап | 1. Определение этапов и сроков реализации проекта. |
| 2. | Разработка тематического планирования, составление поурочного |
| | планирования с учетом экологической направленности. |
| 3. | Составление плана внеклассных мероприятий и практической |
| | деятельности по охране природы. |
| | |
Третий этап | 1. | Практический выход. |
| 2. | Повторная диагностика уровня экологической культуры обучающихся. |
| 3. | Анализ результативности проекта. Вывод. |
| | |
На первом этапе была изучена литература:
Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников. Тамбов, 1999.
Виноградова Н.Ф. «Дети, взрослые и мир вокруг». - М.: «Просвещение»,
1993.
Голованова Е.Н. Проектная деятельность как система становления
экологической культуры школьников
Кашина Е.В. Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность
Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособия для учителя. – М.: Горизонт, 2000.
Федосеева П.Г. «Система работы по экологическому воспитанию». – М.: Издательство «Корифей», 2008.
Флеенко А. В. Формирование экологической культуры школьников.Москва, 2009.
Было проведено анкетирование по методике Глазачева С.Н. «Выявление экологической культуры обучающихся»:
Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему?
Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чѐм это выражается?
Назовите ведущие экологические проблемы мира.
Что такое экология?
Что такое охрана природы?
Каковы правила поведения человека в природе?
Какую ценность имеет природа для человека, для вас лично?
7.Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой?
8. Какие экологические, природоохранные дела проводились в нашей школе?
9. Что Вы сделали и что смогли бы ещѐ сделать полезного по защите природы?
10. Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры?
Мероприятия по реализации проекта
№ п\п | Этапы и содержание работы | Сроки |
| | |
I | Организационно – подготовительный этап. | Январь-февраль |
1.1 | Изучение современных подходов к решению экологических | |
| проблем. | |
1.2 | Изучение научно-методической литературы по данной проблеме | |
1.3 | Выявление экологических проблем деревни Добрино. | |
1.4 | Диагностика уровня экологической культуры обучающихся. | |
1.5 | Определение и привлечение круга социальных партнѐров к | |
| реализации проекта. | |
II | Основной этап | |
2.1 | Предметная деятельность | |
| | Разработка уроков экологической направленности. | В течение всего |
| | Проектно-исследовательская деятельность | периода |
| | обучающихся. | |
2.2 | Внеклассные мероприятия | В течение всего |
| 1. | День птиц. | периода |
| 2. | День Земли. | |
| 3. | Экологический турнир. | |
| 4. | Экологическая игра «Тропой добра». | |
| 5. | Игра-викторина «Удивительный мир растений и животных». | |
| 6. | Командное соревнование «Экологический серпантин». | |
| 7. | Пресс-конференция «Экология здоровья». | |
| 8. | «От заботы о природе, от полезных добрых дел – к | |
| | человеческой культуре и духовной красоте». | |
2.3 | Участие в конкурсах | В течение всего |
| 1. | Творческий конкурс «Жизнь леса и судьбы людей» | периода |
| 2. | Конкурс «Гимн воде» | |
| 3. | Конкурс компьютерных презентаций «Защитим родную | |
| | природу» | |
| 4. | Научно-практическая конференция «Человек и природа» | |
| 5. | Конкурс на лучшую природоохранную открытку. | |
| 6. | Конкурс «Здоровая еда – здоровое поколение» | |
| 7. | Конкурсы рисунков на экологическую тематику. | |
| 8. | Конкурс «Вторая жизнь ненужных вещей». | |
2.4 | Практическая деятельность | Апрель-май |
| 1. | Очистка фруктового сада от природного мусора, обрезка | |
| | деревьев. | |
| 2. | Озеленение территории школы. | |
| 3. | Высадка саженцев фруктовых деревьев. | |
| 4. | Очистка от мусора улиц деревни. | |
| 5. | Экологическая операция «Первоцвет». | |
| 6. | Экологические операции «Скворечник», «Кормушка» | |
| 7. | Экологическая операция «Чистый берег». | |
| 8. | Весенняя «Неделя добра». | |
| 9. | Изготовление и распространение экологических буклетов и | |
| | листовок. | |
III | Аналитический этап. | Март-май |
| 1. | Практический выход. | |
| 2. Повторная диагностика уровня экологической культуры | |
| | обучающихся. | |
| 3. | Анализ результативности проекта. Вывод. | |
Перспективы развития проекта
Дальнейшая реализация проекта.
Увеличение числа его участников.
Привлечение новых социальных партнеров и жителей села к природоохранным мероприятиям.
Использованная литература
Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников. Тамбов, 1999.
Виноградова Н.Ф. «Дети, взрослые и мир вокруг». - М.:
«Просвещение», 1993.
10. Голованова Е.Н. Проектная деятельность как система становления экологической культуры школьников
11. Кашина Е.В. Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность
12. Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособия для учителя. – М.: Горизонт, 2000.
13. Федосеева П.Г. «Система работы по экологическому воспитанию». – М.: Издательство «Корифей», 2008.
14. Флеенко А. В. Формирование экологической культуры школьников.Москва, 2009.
Интернет-ресурсы:
http://www.greenpeace.org/russia/ru
http://www.alleng.ru/edu/ecolog1.htm