«Социальное творчество в кружках дополнительного образования
и во внеурочной деятельности»
из опыта работы Нестеренко Н. М.
педагога дополнительного образования,
руководителя Образцовой шоу-группы
«Поющие Звёзды».
г. Джанкой, Республика Крым
МОУ лицей «МОК №2»
Социальное творчество — высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.
Социальное творчество детей — это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой ребенко, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Преобразования, осуществляемые в процессе социального творчества, могут касаться любых сторон (и проблем) общественной жизни: отношений между социальными группами и стратами, гражданской самоорганизации, общественной поддержки представителей социально незащищённых слоев населения, защиты и развития культурной и природной среды существования общества и т. д.
Достижение в социально преобразующей добровольческой деятельности воспитательных результатов первого уровня (приобретение кружковцами социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) обеспечивается формой социальной пробы.
На достижение в социальном творчестве детей формирования позитивных отношений ребенка к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) нацелена форма коллективного творческого дела (сокращённо — КТД).
В условиях общеобразовательного учреждения социальная направленность дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями, увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на "незаметное", а значит и более эффективное воспитание.
Еще одна отличительная черта социальной направленности детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в кружках, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Социальная направленность создаст "ситуацию успеха", помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как "троечника" или "трудного".
Эмоциональная насыщенность - еще одна особенность развития детей в условиях дополнительного образования. Ее важность объясняется необходимостью противостоять "засушенности" учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира.
Социальная направленность выполняет еще одну важную задачу - расширяет культурное пространство.
В контексте социального творчества социальная проба — это инициативное участие ребёнка в социально значимых делах, организованных взрослыми. Концерт для ветеранов, новогодний концерт для воспитанников детского дома, выпуск газеты кружка для родителей, подготовка и рассылка праздничных открыток для пенсионеров ( к различным праздникам, в том числе- «День Победы»), экологическая экспедиция по очистке территории двора, 2 корпуса школы, кабинета, поздравление и изготовление открыток для пожилых людей к их празднику, поиск героев, чьи имена и подвиги не известны в нашем городе («Мы наследники Победы»)— любое общественно полезное дело может стать пространством социальной пробы ребёнка. Разумеется, при одном условии — юный человек сам, добровольно захочет принять в нём участие. Взрослый, педагог не может принудить, навязать ребёнку участие в деле, у него есть возможность только мотивировать ребёнка. При этом приоритет остаётся за методами морального мотивирования, экономическое стимулирование существенно ограничено, а в своём прямом виде («сделай дело вместе с нами и получишь за это деньги») — запрещено.
Добиваться того, чтобы КТД (коллективные творческие дела) превратилось в традицию кружка, педагог начинает постепенно, шаг за шагом.
й шаг. Делаем жизнь интереснее. Сначала руководитель кружка придумывает и организовывает интересные для ребят дела. Тем самым она формирует у них мнение, что внеурочная жизнь детей может быть чрезвычайно привлекательной, а кроме того, формирует привычку к тому, что в кружке должно всегда происходить что-то интересное.
й шаг. Ищем помощников. Время от времени для организации того или иного дела педагог просит кого-то из ребят ей помочь, мотивируя это тем, что у неё не хватает или сил, или времени, или фантазии. Сначала она обращается персонально, втайне от ребят, и приглашает, как правило, дружащих между собой одноклассников. После блестяще проведённого мероприятия педагог раскрывает «тайну» и при всех благодарит своих помощников. Она просит всех поблагодарить этих ребят. Им аплодируют, они смущаются, но им это, безусловно, нравится. Затем она всё чаще открыто обращается к детям за помощью — и... её помощники «выстраиваются в очередь». Занимаясь совместной с кружковцами подготовкой того или иного дела, педагог старается отдавать им творческую или организационную часть работы: придумать вопросы к викторине, раздавать пособие…. Затем, если требуется, вместе с ними доводит всё до ума. И обязательно после каждого проведённого дела руководитель собирает своих помощников для того, чтобы вместе с ними обсудить: что у них получились, что не получилось, как и каких ошибок можно было избежать.
й шаг. Привлекаем ребят к планированию. На следующий год педагог уже привлекает свой кружок к планированию основных внутрикружковых дел на год. Теперь ребята знают: то, что происходит в кружке, происходит во многом по их инициативе. Это, в свою очередь, даёт руководителю кружка возможность предложить организовать наиболее интересные для ребят дела их главным инициаторам.
й шаг. Оказываем помощь. Теперь уже настаёт очередь педагога быть помощником детей в организации, проведении и анализе выбранных ими дел. Основную же роль здесь играют они сами. Постепенно в классе устанавливается традиция: часть общих дел организует руководитель, по-прежнему привлекая к этому одного - двух помощников (например, настроить видеоаппаратуру к началу занятия), а часть организуют сами ребята, привлекая в качестве помощника педагога(например, организовать совместный анализ проведённого ими концерта или мероприятия).
Очень хорошо, если руководители кружков, педагоги дополнительного образования проводили бы беседы и диспуты на такие темы:
Как я помогаю дома близким?
Нужна ли помощь твоим близким от тебя?
Мои обязанности дома.
Хороший ли я помощник по дому?
Хороший ли я хозяин в своем доме?\
Сколько стоит хлеб?
Что можно купить на 50 рублей?
Что же является надёжным результатом грамотного осуществления коллективных творческих дел? Это позитивная активность детей, причём не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»).
Для создания ситуации успеха в кружках нужно использовать гуманистическую направленность образовательного процесса с использованием личностно - ориентированного, индивидуального подхода во взаимодействии с кружковцами и предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей ребенка, его позитивную самореализацию.
Творчество рассмотрено как деятельность включенная в социокультурную среду ребенка, в которой он самореализуется на основании общественных и личностных установок, где результатом становится как созданный продукт, так и развитие самого субъекта творчества.