Социальные практики в основной школе. Из опыта работы
Организация социального воспитания в условиях введения ФГОС
основного общего образования
(по результатам работы апробационных площадок – временный творческий
коллектив «Воспитание и социализация»)
Э.С.Копысова, к.и.н., доцент,
заслуженный учитель РФ
Воспитание, социализация детей и молодёжи мы рассматриваем в единстве с закономерностями социальной действительности, с логикой функционирования и развития российского общества, с системой образования как одной из ведущих и фундаментальных основ человечества.
Под социализацией принято понимать усвоение человеком социального опыта и ценностно - нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе и успешной жизнедеятельности каждой личности. С этой точки зрения воспитание –
процесс систематического и целенаправленного воздействия (взаимодействия) на личность (группу) в целях формирования общественно и личностно необходимых социальных ориентаций, сознания и поведения. Система воспитания в образовательных организациях упорядочивает процесс социализации.
Работа апробационных площадок ОО, реализующих
исследовательские проекты, ориентированные на формирование
инновационных практик в сфере воспитания и социализации, позволили вычленить и структурировать ряд противоречий. Прежде всего, это нарушение объективных законов общественного развития, нравственных и правовых основ общества; в условиях реформирования образования - неумение преподавателей и обучающихся пользоваться методологией науки
творчески воспринимать новые информационные потоки, действовать в ускоренно обновляющемся социально- экономическом пространстве.
Основными социальными факторами формирования и соблюдения общественных норм являются уклад жизни, уровень развития экономики, зрелость общественных отношений, гуманизация и демократизация системы образования, приоритетности воспитания и социализации личности.
Асоциальное поведение, преступность, пассивность, потребительские настроения, скептицизм молодёжи являются следствием стагнации общества, серьёзных недостатков в воспитании и социализации. Нельзя не учитывать противоречие между объективно усложняющимися общественными отношениями, всё возрастающими требованиями, предъявляемыми к подрастающему поколению, и недостаточно использующимися социально-экономическими, идеологическими средствами и возможностями и личными потребностями и интересами молодого человека.
Для более эффективной работы по воспитанию и социализации необходимы следующие условия:
Объективный учёт особенностей предшествующего и современного состояния процессов, менталитета и поведенческих характеристик детей и молодёжи, других факторов, проявляющихся в период реформ, в частности, введения ФГОС и реализации Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года
В основе процессов воспитания и социализации – оптимальное сочетание управления и самоуправления, разработка и реализация синергетической модели развития воспитательных систем;
Определение рисков и специфических особенностей современного пространства детства; своевременное блокирование и устранение факторов, снижающих эффективность работы по преодолению негативных проявлений в подростковой и молодёжной среде;
Максимальное использование воспитывающего и социализирующего потенциала новых образовательных стандартов, инновационное развитие воспитательной системы ОО, создание
эффективной модели внеурочной деятельности, обеспечивающей преемственность дошкольного, начального, основного и среднего общего образования.
1. Коммуникативные, направленные на передачу и обмен информации, на организацию взаимодействия, на понимание и познание участниками самого себя и друг друга.
2.Созидательные, включающие элементы: предмет труда, цель, средства и партнёры, трудовая деятельность и результат.
3. Пространственно-средовые.
4. Игровые, состязательные.
Празднично-событийные, выполняющие социальные функции: компенсаторную, эстетическую, духовно- нравственную и др.
Нами в короткий период целенаправленно апробировано несколько механизмов и технологий, ориентированных на реализацию требований ФГОС ООО в сфере воспитания и социализации, в т.ч.
развитие социальной активности обучающихся в процессе сетевого взаимодействия,
организация социальных практик: вариативность и анализ эффективности.
Под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных
вертикальных связей, обеспечивающая решение задач и проблем посредством интеграции усилий и ресурсов. Это совместная деятельность нескольких субъектов социальной жизни, организованная для обучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования.
Сеть создаётся на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех участников. Сеть всегда является результатом проектного замысла, все субъекты должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о содержании, технологиях и результатах деятельности.
Сетевое взаимодействие позволяет:
*распределять ресурсы при общей задаче деятельности; использовать общий ресурс в интересах и для нужд каждого конкретного участника;
*опираться на инициативу и самодеятельность каждого участника;
*осуществлять прямой контакт участников друг с другом;
*выстраивать многообразные индивидуальные и групповые пути
движения при общности внешней цели и т.д.
Социальная активность – интегративное качество личности – выражает меру интенсивности деятельности, направленной на совершенствование социума, самого себя в этом социуме, и характеризуется отношениями субъекта деятельности к окружающему миру. Социальная активность отличается личностно и общественно значимой направленностью, самодеятельностью, инициативностью, творчеством. Развитие социальной активности и поиск эффективных форм – социальные практики,
проектирование и исследования, общественно- полезный труд и благотворительные акции, общественные движения и самоуправление,
краеведение и музейная деятельность, профессиональная ориентация и самоопределение, мероприятия по профилактике деструктивного, асоциального поведения – являются одной из важнейших задач современной образовательной организации. Главная цель развития социальной активности учащихся – формирование российской гражданской идентичности, личности, способной жить в социуме и быть максимально полезным обществу.
Сетевое взаимодействие в образовании – система связей, позволяющих Разрабатывать, апробировать и предлагать педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления, эффективный способ деятельности по совместному использованию ресурсов. Новые образовательные стандарты, определяя цели и задачи
воспитания и социализации, выстроили следующую логику учёта возрастных особенностей детей:
Формирование жизненных ориентиров младших школьников посредством приобщения к базовым национальным ценностям;
Обретение социального опыта, развитие социальной активности, ответственности и компетентности учащихся 5-9 классов посредством включения в социальное взаимодействие;
Создание условий для социального самоопределения старшеклассников посредством поддержки их инициатив и стремлений.
Аннотация представленных материалов.
Представлен замысел, итоги и дидактические материалы проекта «Формирование коммуникативных компетенций через организацию профессиональных проб и социальных практик»
Нами была разработана модель организации ПКП в школе:
Схема 1. Модель организации профессионально-коммуникативных
проб.
Модель организации профессионально- |
коммуникативной пробы |
| Профессионально- |
| коммуникативная проба |
1 этап | 2 этап | 3 этап |
«Выбор» | «Практика» | «Рефлексия» |
Компетенция
Профессия
ПКП | Анализ | |
Рефлексивного | |
| |
Решение | дневника | |
| |
коммуникативной | Представление решения | |
| |
задачи | коммуникативной задачи | |
Сопровождение тьютора | |
Добровольно - | Добровольно - | Обязательно - |
индивидуально | групповое | групповое |
В соответствии с заданной моделью профессионально-коммуникативные пробы проходили в три этапа.
На первом этапе для учащихся организовывались презентационные мероприятия, предлагался ряд ПКП, а именно: «Аниматоры», «Библиотекари», «Спасатели», «Экскурсоводы», «Правоведы». Учащимся разъяснялись правила прохождения ПКП. Подростки осуществляли выбор на добровольной основе.
Таблица 1. Результаты презентационного мероприятия:
В презентационном мероприятии участвовало | 20 человек | |
| | | |
Приняло решение участвовать в ПКП | 20 | |
| | | | | |
Учащиеся | по | ПКП | Аниматоры | 5 | |
распределились таким образом: | | | |
Библиотекари | 3 | |
| | | | | |
| | | Спасатели | 4 | |
| | | | | |
| | | Экскурсоводы | 3 | |
| | | | | |
| | | Правоведы | 5 | |
| | | | | |
Социальные партнёры организовали экскурсии для обучающихся в следующие учреждения города: ДК, выставочный центр Вязьма, городскую библиотеку, центр ГО и ЧС, детский сад Рябинка, отделение полиции, пожарную часть . Подростки познакомились с местом прохождения ПКП.
На добровольной основе обучающиеся осуществляли выбор профессионально-коммуникативных проб и записывали обоснование данного выбора в рефлексивном дневнике.
Второй этап предполагал непосредственное прохождение самой пробы. Было организовано пять ПКП: «Аниматоры», «Экскурсоводы», «Библиотекари», «Правоведы», «Спасатели».
На данном этапе с учащимися работал руководитель профессионально-коммуникативной пробы (учитель) и эксперт (социальный партнер).
Участникам ПКП был предложен ряд профессиональных
коммуникативных ситуаций (ПКС). Каждая ПКС содержала коммуникативную задачу, которую обучающийся должен был решить.
Так участие в ПКП «Библиотекарь» помогло обучающимся получить опыт общения с читателями, работниками библиотеки. Во время прохождения пробы ребята почувствовали себя не только настоящими библиотекарями (они заполняли формуляры, работали с каталогами, обзванивали должников), но и творческими людьми. Особенно запомнилась участникам ПКП акция «Бросай мышку – читай книжку». Проведению акции предшествовала подготовительная работа: ребята сделали закладки для книг с мотивирующими надписями, призывающими больше читать, написали письма юным читателям. Были составлены тексты для листовок, распечатано 60 листовок. Подростки изготовили костюм для образа А.С. Пушкина (цилиндр, накидку, трость), один из участников ПКП был одет в этот костюм
загримирован. Местом проведения была выбрана центральная площадь деревни . В ходе акции ребята подходили к прохожим (прежде всего взрослым с детьми и детям), беседовали с ними, говорили о значимости чтения, рассказывали о проведении года литературы, раздавали листовки и сувениры. Акция привлекла внимание горожан, особенно персонаж в образе великого поэта.
рамках ПКП была организована группа «Аниматор». В группу входили учащиеся 8класса, желающие творчески проявить себя в качестве организаторов различных мероприятий: праздников, игр и аттракционов. Особенно запоминающимся мероприятием явился праздник «День Нептуна», который стал значимым событием для участников
профессионально-коммуникативной пробы. Проведению праздника предшествовала подготовительная работа: ребята написали сценарий и предоставили организаторам ДК, сделали афиши праздника для деревни, приняли участие в создании костюмов и атрибутов к ним, провели несколько репетиций на базе ДК. Всего персонажей праздника было восемь: Русалочка и две ее помощницы, Владычица морская, Водяной, Баба Яга, Глашатай и Пират. Местом проведения был выбран сквер центральной площади ДК Гознак. В ходе праздника ребята играли роль своего персонажа, проводили игры с детьми. Многие впервые проявили и раскрыли свои артистические способности. Вторым значимым мероприятием явился праздник «Новый год в разгаре лета» для разновозрастных групп детей
детского сада. Само название праздника и новогодние костюмы породили удивление и восторг как детей, так и воспитателей. В период подготовки участники ПКП овладели организаторскими навыками проведения праздников.
Уровень сформированности коммуникативных умений обучающихся фиксировался педагогом в процессе наблюдения за подростками, в ходе бесед
ними, и обсуждался в рамках круглого стола. Педагог заполнял оценочные листы. Множественность ПКС помогла подростку попробовать себя в разных ситуациях общения, выявить проблемные зоны, получить консультацию руководителя ПКС, эксперта, тьютора.
На третьем этапе прошли презентации полученного опыта профессиональной деятельности в группе участников ПКП, был проведен анализ рефлексивных дневников, который велся на протяжении всей
профессионально-коммуникативной пробы. Оценивание педагога дополнилось отзывом социального партнера (эксперта - куратора) практики. Результаты оценивания педагога соотносились с самооценкой. Таким образом, оценка дополнялась, развивая регулятивные умения подростка.
Данная рефлексия осуществлялась в соответствии с разработанными критериями результативности коммуникативной деятельности.
Мониторинг реализации проекта показал, что все участников ПКП (на разном уроне) справились с выполнением коммуникативных задач.
Таблица 2. Уровень освоения коммуникативных навыков.
№ | | ПКП | Уровень: | | |
| | | Высокий | Средний | Низкий |
1 | | Аниматоры | 2 | 2 | 1 |
2 | | Библиотекари | 3 | | |
3 | | Спасатели | 3 | 1 | |
4 | | Экскурсоводы | 3 | | |
5 | | Правоведы | 2 | 3 | |
Итого: | | 13 | 6 | 1 |
Некоторые участники повторно прошли некоторые профессиональные ситуации под руководством социального партнёра (малая ПКП).
Каждый обучающийся прошел не менее двух ПКП, во время их прохождения мог перейти из одной пробы в другую (после консультации с тьютором). Таким образом, для учащихся создавалось пространство выбора.
Все участники проб пришли к мнению, что значительная часть профессионально-коммуникативных умений является общей.
На итоговом заседании творческой группы «Профессионально-коммуникативные пробы как способ формирования коммуникативных компетенций в рамках выбранной профессий» участниками проекта были сделаны следующие выводы:
есть группа коммуникативных умений в сфере оказания услуг, которые являются межпрофессиональными, а именно: установление доброжелательного контакта, умение общаться с пользователями услуг, выявление запроса посетителя (умение услышать, резюмировать, задать вопрос), способность оперировать имеющимися знаниями и навыками для решения возникающих задач;
конкретных видах профессиональной деятельности и получить опыт не только сознательного выбора сферы профессиональной деятельности, но и опыт профессионально-коммуникативного взаимодействия;
Данный проект показал, что обучающимся необходимы профессиональные пробы, в которых моделируются ситуации, помогающие выявить уровень развития коммуникативных умений подростков и способствовать их дальнейшему формированию.
Представлен замысел, итоги и дидактические материалы проекта «Организация взаимодействия школы с родителями (социальными партнерами)»
Для нашего учреждения очень важно взаимодействие с родителями, которые до недавнего времени являлись сторонними наблюдателями, а теперь пытаются быть полноправными участниками образовательного процесса в реализации стандартов нового поколения. Новизна нашей работы заключается в том, что мы разрабатываем универсальный алгоритм привлечения родителей к партнерству с образовательным учреждением. В результате реализации проекта у школы появились надежные и верные помощники в лице родителей, которые способны наряду с педагогами участвовать в поведении социальных проб и практик учащихся 7 класса.
Вместе с тем, на сегодняшний день актуальное значение приобретает не столько взаимодействие школы и родителей в традиционном понимании, сколько взаимодействие школы и семьи в проектировании образовательного процесса. Новый ФГОС требует новых результатов – социализации ученика. Условием формирования и развития социальной компетентности может быть только открытое образование, предполагающее открытое планирование обучения, выбор места и времени обучения, свободное развитие индивидуальности, а также участие «внешних» экспертов в образовании. В качестве экспертов могут выступать родители, которые должны быть более чем кто-либо заинтересованы в социализации детей. Отсюда вытекает
необходимость искать способы привлечения родителей в качестве
социальных партнеров школы.
Сегодня новый ФГОС сталкивается с классно-урочной системой и
«старым» школьным укладом, при которым, по словам И.Д.Фрумина, Б.Д. Эльконина, слаба деятельностная направленность образовательного процесса, недостаточно школьных форм социализации для решения
индивидуальных задач взросления, отсутствуют возможности самоорганизации, самостоятельных и коллективных социальных действий в школе Образовательный стандарт направлен на формирование социально-коммуникативной компетентности у учащихся. Средствами формирования такой способности могут быть социальные практики и пробы. Однако без родителей обеспечить эффективное содержание этих практик и проб невозможно, т.к. родители знают социальную реальность «за пределами школы» значительно лучше, чем педагоги.
Но как обустроить эффективное сотрудничество, как привлечь родителей к проведению практик, каковы должны быть функции школы и функции родителей в процессе этого взаимодействие пока не совсем ясно. Механизмы и содержание взаимодействия школы и родителей в процессе обустройства социальных практик и проб учащихся – это и есть предмет нашего исследовательского проекта.
82
2018- начале 2019 года году инициативная группа педагогов совместно с родителями учащихся разработала и апробировала программы социальных проб и практик (далее СП) для учащихся 8 классов. В ходе проведения СП стало очевидно, что родители как «носители» уникального опыта, могут стать помощниками школы в процессе формирования и развития индивидуальных моделей социального поведения подростков. Апробированный вариант программ оказался достаточно продуктивен и даже уникален, но требовал существенной доработки в случае увеличения масштаба деятельности.
Возникла необходимость найти и исследовать способы привлечения и других родителей в качестве социальных партнеров и главное – разработать и описать механизм (алгоритм) организации социальных практик с участием родителей для формирования и развития социально-коммуникативных способностей и умений семиклассников.
Комплекс мероприятий включал в себя 3 этапа:
практик.
Нами был разработан комплекс мероприятий. Организационно-подготовительный этап проекта осуществлен в виде
открытой площадки, на которой были представлены результаты первого запуска социальных практик. Педагоги и обучающиеся продемонстрировали родителям продукты своей деятельности на стендовой выставке. Участникам был предложен опросный лист, в котором они оценивали эффективность проведенных социальных практик. Затем все обсудили необходимость дальнейшего взаимодействия. В завершение работы открытой площадки прошел тренинг оценки и повышения коммуникативной компетентности родителей для родителей. А для того, чтобы учащиеся были активными участниками разработки программ социальных практик, мы открыли на сайте школы Интернет-форум с целью обсуждения идей. После обсуждения родители и педагоги получили консультации методистов, как в очной, так и в дистанционной форме.
Для реализации проекта мы выбрали 8 класс, так как в этом возрасте дети отдаляются от родителей, ищут новые объекты для подражания. Участие
реализации социальных практик — это отличная возможность для родителей сблизиться с детьми на «взрослом» уровне, представить их полноценными участниками социума.
Таблица 1. Этапы реализации проекта.
Этап | Содержание | Средство | Роль | Роль педагогов |
| деятельности | | родителей | |
1 | Изучение | Анкетирование | Респонденты | Исследователи |
| родительского | | | |
| ресурса | | | |
| | | | |
| | | | |
| Мотивация к | Открытая | Эксперты | Организаторы |
| взаимодействию | площадка | | |
2 | Генерация идей | Интернет- | Генераторы | Модераторы |
| | форум | идей | |
| | | | |
| Создание | Индивидуальны | Соавторы | Соавторы |
| программ | е консультации | программы | программы |
| | | | |
| Реализация | Летний лагерь | Руководители | Тьюторы |
| программ | | | |
3 | Анализ | Круглый стол | Докладчики | Организаторы |
| результатов | | | |
| | | | |
Для успешной реализации социальных практик нами была подготовлена нормативно-правовая база (Положение о проведении социальных практик, трехсторонний договор между родителем, школой и местом проведения социальной практики). Данные юридические акты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
«Первый запуск» социальных практик дал нам базу из шести качественно подготовленных программ социальных практик и проб. Реализация проекта позволила добавить к этому перечню еще пять программ для увеличения пространства выбора учащихся. Программы одобрены научным руководителем проекта, а также городским экспертно-методическим советом.
Реализация проекта дала нам ценный опыт по совместному проектированию элементов образовательного процесса с родителями и учащимися. Родители в проекте исполняли роль руководителей практики. А учащиеся на различных этапах реализации выступили экспертами. Таким образом, реализовав программы социальных практик, мы увидели, насколько они успешно справились с этой ролью.
Для того, чтобы говорить об универсальности алгоритма привлечения родителей, необходимо его апробировать. Таблица 3. Мероприятия по предоставлению опыта и реализации |
проекта | | | | | | | | | | | | | |
Этапы | | | | | Действия | | | | Продукт | |
| | | | | | | | | |
1 | | 1. | Анализ | родительского | ресурса | в | Приказ | | |
| | параллели 7-х классов. | | | | | | |
| | 2. | Разработка | и | | проведение | опроса | Презентация | |
| | родителей 7-х классов. | | | | | | |
| | 3. | Разработка проекта 3-х стороннего | Аналитическая | |
| | договора о | прохождение | социальных | справка | |
| | практик | учащимися | 7-х классов | между | Анкета | | |
| | школой родителем и учреждением. | | | | | |
| | 4. | Подключение | социальных партнёров | Договор | |
| | для работы с родителями: | Соглашение или |
| | | | психологического | центра | договор | |
| | «Гармония» | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
2 | 1. | Работа открытой площадки | Презентационные |
| 2. | Работа Интернет-форума | материалы |
| 3. | Очные и дистанционные | Программы СП |
| индивидуальные консультации с | Экспертное |
| методистами | заключение |
| 4. | Экспертная оценка программ на | Коммуникативные |
| городском экспертно-методическом совете | компетенции |
| 5. | Реализация социальных практик | учащихся |
3 | Подготовка отчетных материалов по итогам | Аналитика и |
| реализации проекта | публикации |
| | | |
Для оценки эффективности социальных практик было опрошено 52 родителя. Абсолютно все родители отметили, что навыки, заложенные в программы социальных практик, являются важными.
На вопрос, являются ли темы социальных практик интересными, 30 родителей (58%) отметили, что все практики были интересными, 8 (15%) родителей – что большая часть тем были интересными, оставшиеся 14 (27%) родителей отметили, что интересными были темы меньшего количества практик. Ни один родитель не отметил вариант «Темы не интересны».
На вопрос, достигнуты ли результаты, заявленные программой практики, ответ «Все результаты достигнуты» выбрали только 5 (10%) родителей, большая часть результатов достигнуты – 33 (63%) родителей, меньшая часть результатов достигнуты – 10 (19%) родителей, результаты не достигнуты – 4 (8%).
На вопрос, является ли проведение социальных практик актуальным и своевременным в 7 классе, 48 (92%) родителей ответили, что это актуально и своевременно, 2 (4%) родителей – что это актуально, но не своевременно, 2(4%) родителей посчитали темы неактуальными.