СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальные проблемы профориентации современных школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важная проблема для учащихся школы – выбор профессии. 

Просмотр содержимого документа
«Социальные проблемы профориентации современных школьников.»

Социальные проблемы профориентации современных школьников    Учитель: Огородникова Т.Л.

Социальные проблемы профориентации современных школьников

Учитель: Огородникова Т.Л.

Гипотеза Сделать профессиональный выбор в подростковом возрасте очень сложно.

Гипотеза

  • Сделать профессиональный выбор в подростковом возрасте очень сложно.
В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе, мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые им к человеку, неуклонно меняются. В связи с этим проблема выбора профессии становиться все более актуальной для старшеклассника. Подросток вынужден полагаться на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Опрос приведенных данных показывает, что 65% опрошенных выпускников школ, не имеют представления о реальном спросе на специалистов на современном рынке труда. Значит, преобладает случайный,  внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки и в результате этого старшеклассник, теряет время и веру в свои силы.
  • В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе, мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые им к человеку, неуклонно меняются. В связи с этим проблема выбора профессии становиться все более актуальной для старшеклассника. Подросток вынужден полагаться на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Опрос приведенных данных показывает, что 65% опрошенных выпускников школ, не имеют представления о реальном спросе на специалистов на современном рынке труда. Значит, преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки и в результате этого старшеклассник, теряет время и веру в свои силы.
Десятилетиями проблема профессионального самоопределения разрабатывалась теоретически и решалась на практике с позиций доминирующей установки на профессиональную среду, а не на личность старшего школьни ка и социальный заказ. Отсюда формы и методы профессионального самооп ределения были рассчитаны не на конкретного, а на абстрактного школьника. Поэтому для большинства старших школьников характерны неустойчивые, ситуативные интересы к профессиональной деятельности, а также проблемы, связанные с определением и оценкой своей профессиональной перспективы; осознанием необходимости самостоятельного и ответственного выбора профессионального будущего, не владение способами изучения своих индивиду альных, личностных возможностей в соответствии с избираемой профессией и т.д. И в этой связи необходимо отметить основные противоречия, которые образовались между возросшими требованиями к выпускникам школы и уровнем их подготовленности к профессиональному самоопределению.
  • Десятилетиями проблема профессионального самоопределения разрабатывалась теоретически и решалась на практике с позиций доминирующей установки на профессиональную среду, а не на личность старшего школьни ка и социальный заказ. Отсюда формы и методы профессионального самооп ределения были рассчитаны не на конкретного, а на абстрактного школьника. Поэтому для большинства старших школьников характерны неустойчивые, ситуативные интересы к профессиональной деятельности, а также проблемы, связанные с определением и оценкой своей профессиональной перспективы; осознанием необходимости самостоятельного и ответственного выбора профессионального будущего, не владение способами изучения своих индивиду альных, личностных возможностей в соответствии с избираемой профессией и т.д. И в этой связи необходимо отметить основные противоречия, которые образовались между возросшими требованиями к выпускникам школы и уровнем их подготовленности к профессиональному самоопределению.
По мнению Н.С. Пряжникова, в настоящее время все более распро траненным становится смещение интереса к личностным аспектам этой проблемы [33, с.67].  С позиций проблемы формирования личности профессионала личност ное самоопределение приобретает черты профессионального самоопределения, которое сводится к формированию внутренней готовности к осознанно му и самостоятельному представлению, корректировке и реализации пер спектив своего развития (профессионального, жизненного), готовности расс матривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить лич ностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности [33, с.72]. Выше обозначенная проблема профессионального самоопределения старшеклассника эффективно решаема в условиях дополнительного образования через творческие объединения.
  • По мнению Н.С. Пряжникова, в настоящее время все более распро траненным становится смещение интереса к личностным аспектам этой проблемы [33, с.67]. С позиций проблемы формирования личности профессионала личност ное самоопределение приобретает черты профессионального самоопределения, которое сводится к формированию внутренней готовности к осознанно му и самостоятельному представлению, корректировке и реализации пер спектив своего развития (профессионального, жизненного), готовности расс матривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить лич ностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности [33, с.72].
  • Выше обозначенная проблема профессионального самоопределения старшеклассника эффективно решаема в условиях дополнительного образования через творческие объединения.
 В ходе профориентационной работы в Центре развития творчества детей и юношества были выявлены следующие противоречия:   1. между потребностью общества в различных сферах производства и личными планами молодых людей. Рынок труда в настоящее время перенасыщен такими специалистами как юристы, экономисты. Однако, несмотря на это, выпускники выбирают данные профессии, заранее зная, что дальнейшее трудоустройство будет сложным. 2. профессиональные планы старшеклассников в свою очередь не всегда совпадают с их личными качествами. Иногда старшеклассники выбирают профессию, успешная самореализация в которой требует качеств личности, которыми данный молодой человек или юноша не обладает. Таким образом, начав трудовую деятельность, он понимает, что ошибся с выбором профессии и вынужден переквалифицироваться.

В ходе профориентационной работы в Центре развития творчества детей и юношества были выявлены следующие противоречия:

  • 1. между потребностью общества в различных сферах производства и личными планами молодых людей. Рынок труда в настоящее время перенасыщен такими специалистами как юристы, экономисты. Однако, несмотря на это, выпускники выбирают данные профессии, заранее зная, что дальнейшее трудоустройство будет сложным.
  • 2. профессиональные планы старшеклассников в свою очередь не всегда совпадают с их личными качествами. Иногда старшеклассники выбирают профессию, успешная самореализация в которой требует качеств личности, которыми данный молодой человек или юноша не обладает. Таким образом, начав трудовую деятельность, он понимает, что ошибся с выбором профессии и вынужден переквалифицироваться.
3. между потребностями учащихся в профессиональном обучении и необходимостью обязательного выбора.  К моменту окончания школы юноши и девушки четко осознают, что наступает время получения профессионального образования и необходимо сделать выбор, куда пойти учиться дальше. Для тех, кто не задумался заранее о дальнейшем пути это сложное время; 4. вышеназванные противоречия тесно связаны с противоречием между необходимостью планировать собственную жизненную стратегию, профессиональную карьеру и отсутствием у старшеклассников навыков аналитической, прогностической и проектной деятельности. Выпускник четко представляет себе свое будущее, свою цель, однако по определенным обстоятельствам, не видит способов достижения данной цели.
  • 3. между потребностями учащихся в профессиональном обучении и необходимостью обязательного выбора. К моменту окончания школы юноши и девушки четко осознают, что наступает время получения профессионального образования и необходимо сделать выбор, куда пойти учиться дальше. Для тех, кто не задумался заранее о дальнейшем пути это сложное время;
  • 4. вышеназванные противоречия тесно связаны с противоречием между необходимостью планировать собственную жизненную стратегию, профессиональную карьеру и отсутствием у старшеклассников навыков аналитической, прогностической и проектной деятельности. Выпускник четко представляет себе свое будущее, свою цель, однако по определенным обстоятельствам, не видит способов достижения данной цели.
5.противоречием между недостаточной информированностью старшеклассников о мире профессий и требованием сознательности и самостоятельности профессионального выбора. Данное противоречие приводит к тому, что выпускники делают выбор профессии, основываясь на престижности той или иной профессии, выборе друзей «за компанию», по советам родителей. 6. между потребностями учащихся в профессиональном обучении и недостатком или отсутствием компетентных консультантов, способных осуществлять профориентационную работу как можно раньше и эффективнее.
  • 5.противоречием между недостаточной информированностью старшеклассников о мире профессий и требованием сознательности и самостоятельности профессионального выбора. Данное противоречие приводит к тому, что выпускники делают выбор профессии, основываясь на престижности той или иной профессии, выборе друзей «за компанию», по советам родителей.
  • 6. между потребностями учащихся в профессиональном обучении и недостатком или отсутствием компетентных консультантов, способных осуществлять профориентационную работу как можно раньше и эффективнее.
По результатам исследования по проблеме профессиональной ориентации школьников, проводимые социально-психологической службой ЦРТД и Ю в течение трех лет , позволяют сделать следующие выводы: 1. реальный выбор профессионального пути у большинства старшеклассников вызывают затруднения, выбирая «модные», престижные профессии, многие лишь приблизительно представляют себе содержание будущей профессии; 2. решающим фактором является пример родителей , финансового аналитика, а именно определенной заработной платы и престижности профессии. Важно информировать, что речь о престижности работы может идти только тогда, когда у человека есть выбор на основе реальных физических и интеллектуальных возможностей.
  • По результатам исследования по проблеме профессиональной ориентации школьников, проводимые социально-психологической службой ЦРТД и Ю в течение трех лет , позволяют сделать следующие выводы:
  • 1. реальный выбор профессионального пути у большинства старшеклассников вызывают затруднения, выбирая «модные», престижные профессии, многие лишь приблизительно представляют себе содержание будущей профессии;
  • 2. решающим фактором является пример родителей , финансового аналитика, а именно определенной заработной платы и престижности профессии. Важно информировать, что речь о престижности работы может идти только тогда, когда у человека есть выбор на основе реальных физических и интеллектуальных возможностей.
Если же в силу плохой успеваемости и других причин выбор выпускников ограничен, то руководствоваться следует соображениями моральной и эмоциональной преемственности в рамках существующих возможностей. 3. готовить выпускника к выбору профессиональной деятельности с позиций формирования у него ключевых социальных компетентностей. Проблема профессиональной ориентации школьников имеет несколько аспектов: социально - экономический, психологический, медицинский, педагогический [7, c. 98]. Профориентация является социально-экономической проблемой по своим целям: способствовать рациональному распределению трудовых ресурсов, повышению эффективности производства, раскрытию потенциальных возможностей личности, ее всестороннему развитию. Каждая профессия предъявляет определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам работника, его здоровью.
  • Если же в силу плохой успеваемости и других причин выбор выпускников ограничен, то руководствоваться следует соображениями моральной и эмоциональной преемственности в рамках существующих возможностей.
  • 3. готовить выпускника к выбору профессиональной деятельности с позиций формирования у него ключевых социальных компетентностей. Проблема профессиональной ориентации школьников имеет несколько аспектов: социально - экономический, психологический, медицинский, педагогический [7, c. 98]. Профориентация является социально-экономической проблемой по своим целям: способствовать рациональному распределению трудовых ресурсов, повышению эффективности производства, раскрытию потенциальных возможностей личности, ее всестороннему развитию. Каждая профессия предъявляет определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам работника, его здоровью.
Уровень этих требований зависит от содержания, характера и условий труда. При выборе профессии необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями человека, поэтому ориентация школьников на любые профессии является проблемой медицинской и психологической.  Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще, а также ориентации школьников на рабочие профессии. Ключевую роль в профессиональной ориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной
  • Уровень этих требований зависит от содержания, характера и условий труда. При выборе профессии необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями человека, поэтому ориентация школьников на любые профессии является проблемой медицинской и психологической. Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще, а также ориентации школьников на рабочие профессии. Ключевую роль в профессиональной ориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной
профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе. Такую информацию старшеклассники получают в творческом объединении «Твой выбор»,  на занятиях по программе «Профессиональный выбор»   с элементами тренинга, дающих живые примеры для лекций, разборов ситуаций. Целью данной программы является осознание личностных особенностей обучающимися и соотнесение их с требованиями будущей профессии, через создание условий стимулирующих развитие профессиональной зрелости и личной профессиональной перспективы воспитанника.  На индивидуальных занятиях подросткам, оказывается психолого-педагогическая помощь для более глубокого удовлетворения интересов, изучения способностей учащихся с учетом их образовательных потребностей и профессиональных запросов.
  • профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе. Такую информацию старшеклассники получают в творческом объединении «Твой выбор», на занятиях по программе «Профессиональный выбор» с элементами тренинга, дающих живые примеры для лекций, разборов ситуаций. Целью данной программы является осознание личностных особенностей обучающимися и соотнесение их с требованиями будущей профессии, через создание условий стимулирующих развитие профессиональной зрелости и личной профессиональной перспективы воспитанника. На индивидуальных занятиях подросткам, оказывается психолого-педагогическая помощь для более глубокого удовлетворения интересов, изучения способностей учащихся с учетом их образовательных потребностей и профессиональных запросов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс