СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный интеллект

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация

Традиционно принято выделять две разновидности интеллекта:

академический и практический. Социальный интеллект — это одна из способностей, которая может помочь успешному функционированию подростка в окружающем его социуме и эффективности его в той или иной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Социальный интеллект»

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ УЧАЩИХСЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ


DEVELOPMENT OF STUDENTS' SOCIAL INTELLIGENCE AS AN ESSENTIAL FACTOR OF SUCCESSFUL DEVELOPMENT OF PERSONALITY

S.N. Kotaeva, teacher of chemistry

A. N. Smelyanskaya teacher of history

Secondary comprehensive school of Belgorod 18

Belgorod region, Russia

Аннотация

Традиционно принято выделять две разновидности интеллекта:

академический и практический. Социальный интеллект — это одна из способностей, которая может помочь успешному функционированию подростка в окружающем его социуме и эффективности его в той или иной деятельности.

Ключевые слова: интеллект, подросток, социальный интеллект, социальная адаптация, развитие способностей


Annotation

The article is devoted to the problem of successful development social intelligence of teenagers. Social intelligence-is one of the abilities that can help a teenager successfully acting in the surrounding society and its effectiveness in a particular activity. Key word: intelligence, teenager, social intelligence, social adaptation, development of abilities

Современными психологами границы подросткового возраста примерно определяются от 11 до 15 лет. Подобное разделение в значительной степени объясняется особенностями не только физического, но и когнитивного развития. Ведь новообразования и трудности подросткового возраста не исчерпываются физиологией – меняются мышление, способности, интересы, познание себя, отношение к сверстникам, место в семье и место в обществе, ожидания окружающих, права и обязанности - и многое другое [2].

Главным видом деятельности в подростковом возрасте продолжает оставаться учеба. Здесь, стремясь к индивидуализации и самореализации, подросток начинает демонстрировать определенные успехи в каких-либо узких видах деятельности, задумываясь о выборе профессии. Одновременно с этими процессами подросток выходит на новый уровень взаимодействия с обществом, расширяется круг его контактов, происходит стремительное развитие психических познавательных процессов. Некоторые психологи утверждают, что пик интеллектуального развития приходится именно на подростковый период становления личности. Традиционно принято выделять две разновидности интеллекта: академический и практический [1].

Усвоение системы норм отношений к миру, друг к другу определяется проявлением такого свойства личности, как социальный интеллект. В свою очередь, социальный интеллект представляет собой индивидуально-личностное свойство человека, которое проявляется в способности формировать отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать своё поведение и поведение окружающих. В то же время социальный интеллект, т. е. способность правильно понимать поведение людей, необходим для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Впервые концепция социального интеллекта была предложена Э. Торндайком для обозначения дальновидности в межличностных отношениях [4]. Р. Стернберг рассматривал социальный интеллект как одну из форм практического интеллекта. [9, c. 12].

В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было введено Ю. Н. Емельяновым. Автор под социальным интеллектом понимал устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события [5].

И. Ф. Баширов при изучении социального интеллекта в своей работе выделил ряд компонентов, которые входят в структуру социального интеллекта: когнитивный, эмоцио­нальный и коммуникативно-организационный. [6].

В подростковом возрасте каждый из трех компонентов формируется непосредственно в общении и основан на по­знании самого себя, собеседника и окружающего социума.

Развитая социальная адаптация предполагает ак­тивное приспособление подростка к условиям новой со­циальной среды и умение оказывать воздействие на окру­жающих: объяснять, убеждать и располагать к себе. На это так же оказывает влияние открытость в общении.

Неоспорим тот факт, что социальный интеллект людей, и подростков в том числе, способствует продуктивному общению с другими людьми, дает шанс и без непосредственного взаимодействия с ними решать задачи, где обязательным условием получения нужного результата является учет человеческого фактора. Данный вид интеллекта позволяет подростку самостоятельно и критично оценивать собственные успехи, достоинства и недостатки, сопоставлять свои поступки с имеющимися идеалами или требованиями к оформившимся у него нравственным и профессиональным качествам, а также является необходимым условием продуктивного взаимодействия с другими людьми и успешной социальной адаптации личности [1].

Для подросткового возраста характерен обостренный интерес к другим значимым людям и своей личности. По мнению психологов, эти «другие» становятся для подростков определяющими критериями и мерой личностной идентификации собственного «я», измерительной единицей истины. Поэтому возникает необходимость расширить круг общения, сделать процесс взаимоотношения с другими людьми более разнообразным и содержательным.

Перемены в уровне сформированности социального интеллекта определяются такими изменениями как стремление к взрослости и идентичности, стремление к подражанию взрослым и одновременной сепарации от них, которые влекут за собой смену ведущего вида деятельности. Стремясь к взрослению, подросток разграничивает стороны своей личности, находя различия внутри себя, и начинает отделять отношение к самому себе как к ребенку и отношение к себе как ко взрослой личности [3].

Поэтому происходит переориентация деятельности социального интеллекта: от различения моделей поведения и их воспроизведения к аналитической оценке ситуации и сравнению с уже имеющимися стереотипами. Формируется принципиально новое свойство социального интеллекта - он начинает работать в качестве фильтра: из взаимоотношений выделяется и находит отклик то, что предлагается подростку как взрослой личности, а не как ребенку.

Качественно иными становятся свойства социального интеллекта, определяющего прогностические функции относительно социальных поступков. Если в младшем школьном возрасте прогноз ситуаций укладывался в схему «если – то», то подростки делают вывод, что в одних и тех же ситуациях последствия могут наступать различные в зависимости от сопутствующих факторов.

Возникает существенное противоречие: прямолинейность знакомых событий и многообразие вариантов их развития. Устранение этого противоречия регулируется степенью сформированности способностей социального интеллекта.

Нельзя не отметить гендерные различия в социальном интеллекте: девочки делают акцент на развитие взаимоотношений и привязанности, изучение социальной роли девушки. Девочки-подростки более коммуникабельны и лабильны в общении, что позволяет достигать им определенных успехов в общении со сверстниками и взрослыми.

Мальчики «тренируют» способность предвидеть ситуацию и ее развитие, развивают умение «контролировать» окружение и проявлять лидерские качества. Мальчики-подростки сдержанны в выражении своих эмоций и чувств, способны держать их под контролем, временно становясь своеобразными «интровертами» [4].

Умение взаимодействовать с окружающими, быть социально приемлемой личностью – значимый компонент социального интеллекта, который напрямую взаимосвязан с личностной самооценкой. По мере формирования самосознания личности, т.е. по мере достижения идентичности, социальный интеллект гармонизирует целостную структуру личности.

В заключение необходимо сделать вывод о том, что со­циальный интеллект — это одна из способностей, которая может помочь успешному функционированию подростка в окружающем его социуме и эффективности его в той или иной деятельности. Сформированность компонентов со­циального интеллекта так же влияет на правильное вос­приятие межличностных отношений и ситуаций и регу­лирует социальное поведение, что позволяет подросткам адаптироваться к окружающей среде, приобрести соб­ственный социальный статус и занять свое место в со­циуме.


Литература

  1. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.

  2. Оллпорт Г.В. - Личность в психологии КСП+, Ювента, Год: 1998, Страниц: 345

  3. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. Изд. АСТ. Год: 2015

  4. Торндайк Э. Л., Природа человека в социальных отношениях / «Humannature and the socialorder» , М.: АСТ-ЛТД 1998 г.;

  5. Емельянов Ю. Н. Обучение паритетному диалогу. Л.: ЛГУ, 1991.

  6. Современная практическая психология / Под ред. М. К. Тутушкиной. М.: Академия, 2005.

  7. Стернберг Р. и др. Практический интеллект: Серия «Мастера психологии». СПб.: Питер, 2002.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!