КОУ ВО «Елань – Коленовский ЦППМСП»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Мы выбираем ЗОЖ - здоровый образ жизни!»
Группы 10 и 11 классов
Руководитель: Зайцев Ю.Ф.
Название проекта: «Мы выбираем ЗОЖ - здоровый образ жизни!
«Приобрести здоровье – храбрость,
сохранить его – мудрость,
а умело распорядиться им – искусство».
Франсуа Волетер.
Описание проекта
Наш социальный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди обучающихся 10 – 11 классов через пропаганду здорового образа жизни в подростковой среде, реализовать возможность практически повлиять, силами самих подростков, на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры каждого.
Для реализации проекта были определены следующие направления деятельности.
1) Исследование факторов влияния на ценностные ориентации старшеклассников, проведение анкетирования среди подростков и формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью.
2) Формирование ключевых компетенций:
- коммуникативных компетенций: навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;
- здоровьесберегающих компетенций: знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.
3) Повышение информационной осведомленности воспитанников о социально значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм.
4) Вовлечение подростков в общественную, спортивную, творческую жизнь группы путем участия в различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни.
Содержание.
1. Описание проекта.
1.1. Введение.
1.2. Обоснование выбора темы.
1.3. Актуальность проекта.
1.4. Цель проекта.
1.5. Задачи проекта.
1.6. Прогнозируемые результаты.
1.7. План реализации проекта.
1.8. Реализация проекта.
1.9. Выводы.
1.1. Введение.
1.2. Обоснование выбора темы.
Выбор темы нашего проекта обусловлен социальной значимостью проблемы Здоровья.
Здоровье человека – актуальная тема для обсуждения у всех времен и народов.
Так в притче «Счастье или Здоровье?»:
Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее.
Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик.
— Ты счастливый?
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Да, я здоров!
— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина.
— Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.
А в XXI веке проблема Здоровья вышла в разряд первостепенных проблем.
Учеными-педагогами, медиками, социологами и политиками отмечается, что современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье всего населения, но более всего на здоровье детей и молодежи, что вызывает особую тревогу. По данным Национального Центра проблем формирования здорового образа жизни, более 40% школьников среднего и старшего возраста курят, до 39% эпизодически употребляют алкоголь, до 17% пробуют наркотические вещества, до 41% вступают в ранние половые контакты. В связи с этим в десятки раз возросло количество венерических заболеваний, в том числе СПИДа среди детей и подростков.
Это в значительной степени актуализирует роль всех социальных институтов, призванных решать обозначенные задачи.
КОУ ВО «Елань – Коленовский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» - уникальная среда по многогранности воздействия на ребенка не только в плане образования, но и в плане развития ценностного отношения к здоровью, направленности на ведение обучающимися здорового образа жизни.
На базе нашего центра ведется воспитание осознанного отношения к здоровью, формирование ценностного отношения к культуре здоровья. По словам А. Шопенгауэра «Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья». И заботу о собственном здоровье каждый из нас должен взять на себя. Если мы этого не сделаем, то никакие доктора нам не помогут. Каждый человек должен научиться отвечать за свое здоровье.
1.3. Актуальность проекта.
Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». В Конвенции по правам ребенка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.
У
ченые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20 % - от действия окружающей среды, 10 % - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
До недавнего времени под «здоровьем» в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.
Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни:
«Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие, в реальной окружающей среде, и активное долголетие, в рамках отпущенной Господом земной жизни».
Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:
• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
• состояние окружающей среды: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
• отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоголем, табаком) и нелегальными;
• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
• соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
• закаливание.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;
• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
Здоровый образ жизни человека зависит от:
объективных общественных условий, социально-экономических факторов;
конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.
В последнее время показатели здоровья населения ухудшаются. Исходя из результатов медицинских обследований, проводимых в стране за последние годы, видно, что особую тревогу вызывает здоровье детей.
Все подростки, обучающиеся в 10 – 11 классах нашего центра, имеют сложный медицинский статус, что обусловлено различными причинами, в том числе и их социальной запущенностью. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в подростковой среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль воспитания в этом вопросе. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Девизом нашей работы по формированию здорового образа жизни стали слова Франсуа Вольтера: «Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство».
На первом этапе нами проведено исследование факторов, влияющих на ценностные ориентации обучающихся 10 – 11 классов по формированию ЗОЖ. Так ребята группы по типам семей в 2020 году распределились следующим образом:
Распределение обучающихся группы по типам семей
№ п/п | Дети из семей: | Количество детей |
1 | Полных | 1 |
2 | Неполных | 4 |
3 | Многодетных | 4 |
4 | Под опекой и попечительством | 5 |
Всего: | | 14 |
| Из них | |
1 | Одинокой матери | 4 |
2 | Безработных родителей | 4 |
3 | Малообеспеченных | 8 |
| | |
Анализ распределения подростков группы по типам семей показал, что 8 подростков группы, что составляет 57,1% от общего количества обучающихся, а пятеро, что составляет 35.7% – проживают в замещающих семьях. Таким образом, 92,8% имеют объективные причины нарушения социального благополучия.
Какова же реальная картина здоровья старшеклассников?
По результатам ежегодных осмотров детей врачами оценивается состояние их здоровья с целью выявления и предупреждения распространения болезней. Анализ результатов медицинских осмотров показывает, что у обучающихся 10 - 11 классов преобладающей является III основная группа здоровья, а у 3 подростков - III специальная группа здоровья (имеют статус детей-инвалидов).
Все обучающиеся группы имеют диагноз – УО. Первое место в списке болезней занимают болезни, связанные с нарушениями интеллектуальной сферы и нарушением зрения.
Опасны последствия заболеваний, прежде всего тем, что ухудшается работа многих других органов (особенно сердца, легких, желудка). По мере взросления детей все эти болезни заметно ограничат их возможности выбора профессии.
Чаще всего подростки под здоровым образом жизни понимают отсутствие вредных привычек и, как правило, недостаточно знают о способах поддержания здоровья.
А
нкетирование позволило выявить, что современным подросткам присуще наличие разных, порой взаимоисключающих жизненных целей.
В ходе анкетирования подростков по выявлению отношения к вредным привычкам были получены следующие сведения:
Из 14 человек, принявших участие в анкетировании 3 человека не считают опасным для людей курение сигарет, употребление ПАВ, употребление алкогольных напитков.
На предложение принять наркотик все 14 человек откажутся.
На предложение выпить в компании согласятся 2 человека, не знают, как поступят - 2 человека, откажутся - 10 человек.
Отношение к курению:
Не курю, т.к. это вредно - 6 человек;
Если курить в меру, это не вредно - 3 человека;
Я только несколько раз пробовал - 2 человека;
Курю постоянно - 2 человека;
Я курю, но если захочу всегда смогу бросить - 1 человек.
В то же время для большинства подростков, безусловно, важными жизненными ценностями являются: семья, дружба, образование, здоровье. Интересно и то, что к безусловным жизненным ценностям 7 человек отнесли сотовый телефон.
В социологическом опросе родителей на вопрос: “Что, по Вашему мнению, является приоритетным для полноценной жизни ребенка?” почти все опрошенные родители (законные представители) считают, что для счастливой жизни необходимы, в первую очередь, здоровье, семья, достойное образование, материальное благополучие и интересная работа. Причем “здоровье” здесь выступает абсолютным лидером. 12 человек, что составляет 85,7 % родителей (законных представителей) отметили приоритетом сохранение и укрепление здоровья своих детей.
Закономерен вопрос «Почему происходит приобщение подростков к вредным привычкам?»
Сами подростки считают, что это происходит по разным причинам, чаще всего из-за подражания лидеру, товарищам, «за компанию», из-за избытка «лишнего» свободного времени. Для многих причиной начала курения и употребления алкогольных напитков является ложная система ценностей, личные и семейные обстоятельства, слабое психическое и физическое здоровье, слабая воля и легкая внушаемость, эгоизм, плохая компания.
Таким образом, собеседование показало, что здоровье молодых людей является высокой духовной и социальной ценностью. Подростки наиболее подвержены социально-значимым заболеваниям, из-за отсутствия конкретных знаний, бытующих мифов среди молодежи о вредных привычках, низкого уровня информационной осведомленности, слабой занятости в свободное время. Так же необходимо понимание важности современных проблем, связанных с ростом социально значимых заболеваний, табакокурения, наркомании, алкоголизма и других не менее опасных заболеваний. В связи с этим следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы дает желаемый результат, помогает подросткам овладевать не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечивает формирование позитивных установок по охране и бережному отношению к своему собственному здоровью.
1.4. Цель проекта:
Содействие в формировании у детей и подростков сознательной потребности в ведении здорового образа жизни и пропаганда здорового образа жизни.
1.5. Задачи проекта:
формировать установки на ведение и активную пропаганду здорового образа жизни;
стимулировать и поддерживать инициативы детей по реализации проекта;
обучать ответственному отношению к способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья;
повышать двигательную активность воспитанников;
вести профилактику вредных привычек.
1.6. Прогнозируемые результаты
Результаты работы по данному проекту можно оценить по следующим показателям:
повышение мотивации к здоровому образу жизни через творческое и интеллектуальное самовыражение подростков;
развитие социально-коммуникативных навыков, таких как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения, формирование установки на развитие личностных качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в современном обществе;
улучшение знаний детей о ЗОЖ;
повышение мотивации к двигательной активности;
формирование устойчивых моделей поведения, препятствующих употреблению ПАВ.
1.7. План реализации проекта:
1 этап Подготовительный
Исследовать факторы влияния на ценностные ориентации воспитанников Центра, возможные варианты решения проблемы низкой мотивации школьников к ведению здорового образа жизни.
Определить источники информации (научная и справочная литература, Интернет-ресурсы, беседы с медицинскими работниками, учителями, воспитателями, родителями, психологом).
2 этап Планирование работы
Составить и согласовать организационный план совместных действий по формированию ключевых компетенций обучающихся группы в вопросах сохранения и укрепления здоровья; повышению информационной осведомленности о социально значимых заболеваниях, по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости.
3 этап Реализация проекта
4. Реализовать проект в соответствии с разработанным планом действий.
4 этап Рефлексия
5. Сделать выводы о степени достижения поставленных целей и задач.
6. Включить подростков в реальную практическую деятельность распространения идеи проекта в образовательной среде.
1.8. Реализация проекта
На данный момент вопросы пропаганды и профилактики здорового образа жизни являются одними из наиболее приоритетных направлений в нашем центре. Для того, чтобы наиболее эффективно решить поставленные в проекте задачи, необходимы не только усилия педагогических и медицинских работников центра, но в первую очередь самих подростков, так как они являются наиболее активной и динамичной группой, обладающей собственными склонностями и интересами, своими взглядами на жизнь и собственное будущее.
С
этой целью среди подростков группы было проведено собеседование «Какие мероприятия помогут повысить твою информационную осведомленность о ЗОЖ?».
В процессе совместной беседы подростки решили, что для реализации проекта необходимо:
Регулярно посещать информационно-просветительские занятий и профилактические мероприятия, тренинги для углубления знаний о ЗОЖ, проводимые как в группе, так и специалистами служб сопровождения центра;
Принимать участие в подборе информации для оформления презентаций, конкурсов рисунков «Мы за здоровый образ жизни!»;
Организовать просмотр фильмов по тематике ЗОЖ, конкурса роликов социальной рекламы;
Участвовать в занятиях спортом и мероприятиях, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни;
Разработать «Памятки для детей и родителей» и «Правила ЗОЖ».
Для воплощения данных предложений, достижения целей и задач, поставленных в проекте, в план воспитательной работы был включен ряд мероприятий. По обучению ответственному отношению к способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья запланировано проведение санитарно-просветительской работы, силами самих подростков, с помощью воспитателя и медсестер центра по следующей тематике:
Режим дня. Польза утренней зарядки.
Гигиена в подростковом возрасте.
Вредные привычки: курение, алкоголизм.
Будущее без наркотиков.
Профилактика инфекций, в том числе и коронавирусной инфекции.
О пользе витаминов и регулярных занятий физической культурой.
Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.
Ю. П. Лисицын выделяет в образе жизни три категории.
Образ жизни
Уровень жизни
Качество жизни
Стиль жизни
У
ровень жизни – это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория).
Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория).
Стиль жизни – поведенческая особенность жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).
Работа по воплощению проекта затрагивает напрямую третью категорию – стиль жизни. К сожалению, часть подростков остаются пассивными, ошибочно считая, что не в состоянии привнести позитивные изменения в жизнь коллектива группы. Предположительным выходом из данной ситуации является личностное саморазвитие, преодоление собственных ограничений и страхов, социализация в общество.
Реализация проекта осуществляется посредством:
- организации тематических познавательных мероприятий в группе;
- участия подростков в работе кружковдополнительногообразования и секций по интересам;
- проведения малых форм физкультурной работы (зарядка, динамические паузы);
- участия подростков в конкурсах различного уровня.
Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня приобретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у подростков:
Никакие медицинские учреждения не смогут сделать ребенка здоровым, если он не получил навыков здорового образа жизни в семье с самого раннего возраста.
Высокая работоспособность зависит от двигательной активности, закаливания организма, оптимального сочетания умственного и физического труда.
Причинами нарушения здоровья могут быть умственное и физическое перенапряжение, недостаточный сон и неполноценный отдых, плохая экология, избыточное или недостаточное питание, вредные привычки, не оказанная вовремя и некачественная медицинская помощь.
Здоровый образ жизни предполагает физическую нагрузку, оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, отрицательное отношение к вредным привычкам, позитивное восприятие жизни.
Здоровье и долголетие обретают в первую очередь те люди, которые всегда придерживаются правил здорового образа жизни.
При проведении внеклассных мероприятий все воспитанники группы привлекались не только к участию в самих мероприятиях, но и в подборе информации для оформления, презентаций, конкурсов рисунков «Мы за здоровый образ жизни! Осуществлялось оформление стенгазет, плакатов, организован просмотр фильмов по тематике ЗОЖ, роликов социальной рекламы.
Все мероприятия, при правильной организации и участии детей и подростков способствуют повышению мотивации к здоровому образу жизни, развитию социально-коммуникативных навыков, таких как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения, улучшают знания детей о ЗОЖ, повышают мотивацию к двигательной активности.
Мероприятия демонстрируют воспитанникам, что здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социально-экономического развития. И заботу о собственном здоровье каждый из нас должен взять на себя. Если мы этого не сделаем, то никакие доктора нам не помогут. Каждый человек должен научиться отвечать за свое здоровье.
Основным итогом внутригрупповых мероприятий по формированию здорового образа жизни является осознание участниками процесса, что каждый человек должен ответственно относиться к своему здоровью.
1.9. Выводы
Н
а промежуточных этапах реализации проекта определены и детально изучены факторы влияния на ценностные ориентации воспитанников, сформированы основные направления дальнейшей деятельности. Проведенные за время реализации проекта различные мероприятия и акции способствовали росту информированности детей и подростков по здоровому образу жизни, а так же непосредственному вовлечению их в общественную, спортивную и творческую жизнь группы.
Посредством реализации запланированной программы мероприятий были достигнуты следующие результаты:
формирование устойчивых моделей поведения, препятствующих употреблению ПАВ;
формирование навыков регуляции факторов, определяющих здоровье;
повышение самооценки, личностный рост, формирование установки на развитие личностных качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в современном обществе;
творческое и интеллектуальное самовыражение подростков.
Реальным подтверждением формирования зачатков ответственного отношения к своему здоровью являются изменения в результатах анкетирования по выявлению отношения к вредным привычкам.
Общими результатами деятельности в рамках данного социального проекта, можно назвать повышение информационной осведомленности воспитанников о социально значимых проблемах в подростковой среде и совместная выработка «Правила здорового образа жизни»:
Правила здорового образа жизни.
Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, не перенапрягаясь интенсивными нагрузками. Обязательно найти именно для себя способ двигательной активности.
Не переедать и не голодать, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, ограничивая себя в жирах и сладком.
Не переутомляться умственной работой. Стараться получать удовлетворение от учебы, а в свободное время заниматься творчеством.
Доброжелательно относиться к людям. Знать и соблюдать правила общения.
Заниматься ежедневным закаливанием организма и выбрать для себя способы, которые не только помогают выработать иммунитет, но и доставляют удовольствие.
Учиться не поддаваться отрицательному влиянию улицы, уметь сказать «Нет!».
Таким образом, представляется необходимым продолжение работы в направлении формирования ценностных представлений о здоровом образе жизни, создания установки на сознательное отношение подростков к сохранению и укреплению своего здоровья.
19