СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социокультурная среда образовательного учреждения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социокультурная среда — конкретное непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это - совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, это - его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это - конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума.

Просмотр содержимого документа
«Социокультурная среда образовательного учреждения»

Введение


Социокультурная среда — конкретное непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это - совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, это - его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это - конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума.



Глава 1 Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка.


Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип, где образовательное учреждение занимает свое место.

Социокультурная среда понимается как многомерное иерархически построенное системное образование, включающее в себя следующие элементы: физический мир, систему существующих отношений между людьми и общественными институтами; культуру, традиции и обычаи; «пространство» или «набор общедоступных деятельностей», условия непосредственной жизнедеятельности и хронотип.

Современный педагог должен учитывать влияние среды на развитие личности. Социокультурная среда, обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, должна характеризоваться:

- относительной стабильностью и устойчивостью,

- связью, взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимнокомпенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь ребенка;

- побудительным, а не запрещающим характером регламентации жизни; присвоенностью, осмысленностью всех видов деятельности, в которые включается ребенок;

- «творимостью» среды ребенком как условием его самореализации, воплощения себя во внешнем мире;

- достаточным богатством, разнообразием различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную нишу;

- направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые ребенком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым условием.

На ребенка социокультурная среда влияет как совокупность социальных и природных условий. Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит. Поскольку ребенок - это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития.

В философии социокультурная среда определяется как совокупность трех составляющих:

1) мегасреда - современный социальный мир, окружающий человека и определяющий духовную и социально-психологическую атмосферу эпохи. К факторам, формирующим личность ребенка, относятся условия существования и культура всего человечества, культура, хранящая программы деятельности и общения в виде различных знаковых систем, «распредмечивая» которые человек становится культурным.

2) макросреда - общество, страна, к которым принадлежит индивидуум. Влияние макросреды обеспечивают общественные условия и культура данного общества через такие факторы, как средства массовой информации и социальные институты (детский сад, школа, учреждения культуры).

3) микросреда - социальное окружение ребенка в лице трех основных групп: семьи, учебно-трудового коллектива, друзей. Специфику каждой из этих групп определяют возрастные и когортные (культурные, по уровню образования и т.д.) различия.

Кроме этих факторов, можно выделить влияние биологических и психологических особенностей человека, обстоятельств его личной жизни.

Социальное развитие ребенка связано с основными этапами его творческого роста в культурно-досуговой деятельности. Первоначально заложенные в ней возможности изменяются в соответствии с личностным смыслом ребенка. Развитая личность, как отмечал С.Л. Рубинштейн, есть развитая сущность исходной сущности человека. Определяющие детерминанты этого процесса, очевидно, заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей деятельность, культуру, индивидуальность и духовный мир личности. Эти исходные положения помогут нам выявить совокупность социально-педагогических факторов, которые определяются механизмами творческого развития.

Оптимальное совершенствование творческих способностей происходит в той среде, которая наиболее благоприятна для ребенка. Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: субъектов социотворческого процесса, творческой общности (студии, клуба, группы), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества.

Личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений.

В пространстве социокультурной среды действует множество инициативно-творческих образований. В них немалую роль играют субкультуры, непрерывно взаимодействующие с макросредой и создающие самостоятельную канву для вхождения в нее. В связи с этим активизируется творческий потенциал каждой отдельной личности. Не случайно многие авторы считают, что молодое поколение само формирует свой социум.

Субкультура обладает свойствами развивать и формировать ребенка. Для нее свойственны направленность на социализацию, врастание в мир человеческой культуры и в тоже время "индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого "Я". В этот период возрастает ценность общества сверстников.

Различные отношения, детерминированные социокультурной средой, включают в себя широкий спектр контактов с социальным миром, природой, сферой искусств, отношения в пространстве ближайшего социального окружения. Эта совокупность отношений (познавательных, эстетических, духовно-нравственных, творческих) влияет на творческие способности ребенка через психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие эффективность познания и освоения опыта творческой деятельности, актуализацию и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, мотивационно-потребностной сферы.

Как нам представляется, личностные факторы в процессе творчества приобретают характер стимулов к продвижению вперед и становятся детерминирующими. В этом видится "саморазвитие сил, заложенных в каждом человеке". Каждая способность, наличествующая в человеке, стремится "выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой".

Вместе с тем, фактор среды также можно рассматривать как основу социально-педагогической детерминации, создающей целостность среды, ситуации жизненного опыта, культурно-образовательных условий, социально-бытовых и традиционные влияния. Личность является в этом процессе, по мнению Л.П. Буевой, своеобразной "микросистемой", микрокосмом, который формируется в процессе усвоения социально-художественного опыта.

На ребенка накладывается отпечаток своеобразия, который способствует проявлению индивидуальности и творчества. Уподобление той среде, в которой вращаешься, общий язык, следующие примерам, взглядам и манерам идентифицирует личность. Следование поведению среды и соответствующая ориентация способствует подражательности в досуговой деятельности, если в среде главенствует стереотипы поведения, униформизм. Однако субкультура среды может и выводить на творчество, если в ней господствует дух демократизма, гуманизма, учитывающий своеобразие проявлений каждого члена сообщества.

Для перехода от репродуктивного освоения социально-художественного опыта к конструированию собственных отношений и продуктивно-творческой деятельности необходима творческая полноценность среды, обогащение ее располагающими к творчеству элементами, коррекция межличностных и деловых отношений, что целиком и полностью зависит от соответствующих социально-педагогических условий. Это положение разделяется многим учеными. Например, А.Г. Ковалев отмечает, что признание творческих проявлений имеет тем большую основу, чем "раньше и отчетливее выступают оригинальные творческие элементы". Таким образом, для творческого роста ребенка имеет значение цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития.

В процессе репродуктивной деятельности преобладает действие культурно-досуговой среды, складывающейся из взаимодействия ближайшего социального окружения и клубных микросред общения и деятельности. Учитывая тот факт, что начало творческой деятельности проявляет себя, как правило, в семье и среди ближних, можно отметить такие важные особенности развития личности в этих сферах, как необходимость развития красоты, подкрепленного деятельным участием в ее творении, опору на творческие достижения родителей и друзей, близких родственников, проявляющуюся в семье, потребности в развитии своих в способностей.

Клубная микросреда, доминирующая в процессе осуществления репродуктивной деятельности, ведет за собой развитие. В этом особенно ярко проявляется диалектика творческой деятельности, которая концентрирует все интеллектуальные, эмоционально-чувственные и творческие возможности. Таким образом, культурный хронотип определяет и ведущий тип деятельности на данном этапе (учение, труд) подготавливает переход к "новой высшей ступени развития". Значимость ведущей деятельности проявляется в том, что элементы учебной деятельности постепенно начинают сочетаться с трудовой и приобретать более важный смысл.


Глава 2 Педагогическая сущность

развивающейся социокультурной среды

Социокультурная среда образовательного учреждения (школы) это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых людей, объединенных целью и принципами жизнедеятельности в трех ценностных пространствах: материально-предметном, деятельностном и отношенческом, характеризующаяся средствами образования личности (материальная и духовная деятельность), условиями (взаимодействие на основе Добра, Истины, Красоты) и позициями субъектов ( отношение к материальной, деятельностной сферам и друг к другу).

Формирование социокультурной среды школы - это процесс создания культурного пространства присущий организация жизни её субъектов, достойной человека.

Педагогическая сущность развивающейся социокультурной среды определяется культурой предметно- пространственного и социально-поведенческого окружения образовательного процесса, которое созидается целенаправленным взаимодействием вариативного содержания и форм жизнедеятельности его субъектов и обеспечивает формирование школьного коллектива. ЕЕ формирование обусловлено законом параллельного педагогического действия в организации жизнедеятельности субъектов образовательного процесса, источником которого является их совместность: в педагогическом проектировании качества образования; в выборе и осуществлении видов и содержания деятельности как элементов культуры, обеспечивающих целостное развитие личности; в выборе форм и методов организации разнообразной деятельности, обеспечивающих развитие взаимной ответственности, формирование коллектива. Педагогическим механизмом формирования социокультурной среды выступает организация совместной жизнедеятельности между педагогическим коллективом, ученическим коллективом и коллективом родителей.

Педагогическая сущность социокультурной среды представляется как пространство, где осуществляется совместное, деятельное переживание моментов Истины, Красоты и Добра на жизненном пути, который включает и образовательный процесс, наполненный различным содержанием формами и средствами.

Опыт педагогической классики свидетельствует, что качество социокультурной среды является стимулирующим фактором мотивации обучения и воспитания. Его развитие имманентно развитию качества образования и обусловлено становлением детского и педагогического коллективов в процессе организации и самоорганизации жизнедеятельности.

Организация жизнедеятельности школьников, педагогов, родителей предполагает разнообразную по содержанию совместную деятельность : познавательную, материальную, духовную. Эта деятельность направлена на развитие ценностных отношений её участников, и в первую очередь детей, к самой деятельности, к людям, предметам и явлениям. Их развитие требует определенной жизненной позиции как взрослых , так и детей. Отсюда можно рассматривать процесс формирования социокультурной среды как процесс развития средств образования ( разнообразной деятельности), условий (отношений и взаимоотношений), и жизненных позиций ( в деятельности и отношениях) , в поэтапном становлении коллективов.

Поиск психологического механизма формирования социокультурной среды осуществлен на уровне жизни человека и уровне малых социальных групп. Это позволило установить объекты, развитие которых требует организации интенсивной социальной жизни педагогов, учеников, родителей. К ним относятся: активная жизненная позиция и ответственность.

Педагогическая организация малых групп определяет их развитие от совокупности субъектов до совокупного субъекта на основе динамического функционирования ролевых и межличностных процессов в деятельностном общении. Состояние группы как совокупного субъекта характеризует ее сформированность в соответствии с признаками: совместная деятельность; организованность; эмоциональное единство; сплоченность; ценностно-ориентированное единство.

Психологическим механизмом становления малых групп является согласование интенциональных и инструментальных средств деятельности в универсальных способах общения : диалог, игра, понимание.

Взаимозависимость качества социокультурной среды и качества образования просматривается в педагогике как причинно-следственная связь, где первое является условием достижения второго. Это дает основание утверждать , что процесс формирования социокультурной среды присущ процессу образования, качество первого отражается в качестве второго.

Реализация идей гуманизации направлена на создание целостного образовательного процесса в котором органично соединяются воспитание и обучение, обеспечивающие развитие не только качества знаний, но и качества творческой рефлексивной деятельности и эмоционально-ценностных отношений. Это дает основание принять , что целостность образовательного процесса обеспечивается социокультурной средой школы, то есть она служит «связующим звеном между научными знаниями и опытом их применения в реальной жизни».

Анализ педагогических и экономических исследований позволят установить, что цели, принципы , содержание управления , управленческие технологии направлены на достижение качества образования, то есть на управление качеством. Такое управление представляет собой организацию качества (менеджмент) в каждом элементе системы. При этом каждый элемент системы фиксируется как свойство социокультурной среды, как актуальное состояние её качества, а взаимосвязь этих свойств отражает системное качество образования.

Организационно-педагогическая модель формирования социокультурной среды школы отражает два основных аспекта: организацию коллективной творческой деятельности и регулирование этой деятельности. Целевой компонент модели образовательного процесса свидетельствует о целенаправленном формировании социокультурной среды школы. Его реализация осуществляется на основе принципов: целостности, ориентации на ценностные отношения, субъектности, системности, самоорганизации и саморазвития, отражения, согласованности, коллегиальности и рефлексивности.

Этапы формирования социокультурной среды школы соответствуют фазам становления вариативных малых групп в процессе педагогической организации жизнедеятельности ее субъектов. Основными этапами формирования социокультурной среды являются: подготовительно-ориентирующий, мотивационно - ролевой, итогово - оценочный. Решаемые задачи на каждом этапе обусловливают фазы становления малых групп: подготовительная, мотивационная, формирующая, стабилизирующая. Каждая из фаз характеризует состояние малой группы как диффузная, ассоциация, кооперация, коллектив.

Регулирование внутригрупповой и межгрупповой творческой деятельности вариативных малых групп осуществляется с помощью организационной структуры, которая включает пять уровней управления: директор - стратегический заместители - тактический учителя - оперативный родители - оперативный ученики - оперативный Организационная структура воссоздает в себе структуру объекта управления: социокультурную среду школы Технология становления и функционирования вариативных малых групп реализуется организационной и функциональной структурой управления. Функциональная структура отражает алгоритмы деятельности малых групп.

Основными компонентами организационно-педагогической модели является мотивационно - стимулирующий, педагогический, нормативный, организационный, информативный, содержательный и критериальный.


Заключение

Реалии современной жизни подводят педагогов к необходимости учета возрастающего значения социокультурной деятельности подрастающего поколения. Очевидно, что социализация как процесс взаимодействия личности со средой может вступить в противоречие, если социокультурная деятельность не становится механизмом формирования необходимых качеств личности.





ЛИТЕРАТУРА


1. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: МГУ, 2003. - 217 с.

2. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Академия, 2001. - 452 с.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев. А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

4. Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная би блиотека. 2006.



















Содержание


Введение……………………………………………………………2

Глава 1 Понятие «социокультурная среда» и

ее влияние на развитие ребенка………………………….2

Глава 2 Педагогическая сущность развивающейся

Социокультурной среды…………………………………7

Заключение………………………………………………………..11

Литература……………………………………………………...…12


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!