СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ
| Содержание |
|
1. | Пояснительная записка | 3 |
| 1.1.Общие положения | 3 |
| 1.2.Место учебного курса внеурочной деятельности «Социокультурные | 3 |
| истоки», 1-4 класс, в плане внеурочной деятельности |
|
| 1.3.Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности | 3 |
| «Социокультурные истоки», 1-4 классы |
|
| 1.4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса | 3 |
| внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», 1-4 классы |
|
| 1.5.Цели и задачи ступени начального общего образования по учебному | 3 |
| курсу внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», 1-4 классы |
|
| 1.6.Планируемые результаты (личностные, метапредметные) освоения | 4 |
| учебного курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», 1-4 |
|
| классы |
|
| 1.7.Виды и формы деятельности | 4 |
| 1.8 Социальное партнерство | 5 |
2. | Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Социокультурные | 5 |
| истоки», 1-4 классы |
|
3. | Тематическое планирование по учебному курсу внеурочной деятельности | 9 |
| «Социокультурные истоки», 1-4 классы с определением основных видов |
|
| деятельности обучающихся |
|
4. | Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному курсу | 16 |
| внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», 1-4 классы |
|
5. | Критерии оценивания обучающихся по учебному курсу внеурочной | 17 |
| деятельности «Социокультурные истоки», 1-4 классы |
|
6. | Форма промежуточной аттестации по учебному курсу внеурочной | 17 |
| деятельности «Социокультурные истоки», 1-4 классы |
|
7. | Календарно-тематическое планирование по учебному курсу внеурочной | 17 |
| деятельности «Социокультурные истоки», 1-4 классы |
|
8. | Материально-техническое обеспечение учебного курса внеурочной | 17 |
| деятельности «Социокультурные истоки», 1-4 классы |
|
9. | Мониторинг результатов освоения учебного курса внеурочной | 19 |
| деятельности «Социокультурные истоки», 1-4 классы |
|
10. | еирежоПирП | 21 |
2
1.Пояснительная записка
1.1. Общие положения
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», 1-4 классы составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО), авторской программы И.А. Кузьмина, А.В. Камкина «Социокультурные истоки» (1-4 классы), –М: Истоки, 2010.
1.2.Место учебного курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», 1-4 класс, в плане внеурочной деятельности:
1 класс – 33 часа, 1 час в неделю
2 класс - 34 часа, 1 час в неделю
3 класс - 34 часа, 1 час в неделю
4класс - 34 часа, 1 час в неделю
1.3.Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», 1-4 классы
Учебный курс внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» (1-4 классы) направлен на приобщение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям нашей Родины. Социокультурный системный подход объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, единых ценностей и жизненных ориентиров, единых технологий эффективного обучения и воспитания.
1.4 Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», 1-4 классы
развитие социокультурной основы личности с первого года обучения начальной школы;
приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявление истоков мира посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем;
развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка, формирование у него ощущения своего начального родства с окружающим социокультурным и духовным пространством;
освоение ребенком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека;
актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи;
содействие развитию этнического самосознания ребенка, переживанию им ощущения социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что это родство создает условия для самореализации, достойной жизни человека;
формирование межличностных отношений (ребенок — ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
формирование ценностных отношений (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум).
1.5. Цели и задачи ступени начального общего образования по учебному курсу внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», 1-4 классы Цели:
освоение ребенком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека;
актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи;
содействие развитию этнического самосознания ребенка, переживанию им ощущения социокультурного родства с окружающим миром, в области истории, права, экологии, здорового образа жизни и саморазвития.
Задачи:
3
дать ребёнку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом, уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
1.6.Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения учебного курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», 1-4 классы Личностные
формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;
осознание «Я» как гражданина России;
формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;
развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).
Метапредметные
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга);
составление плана и последовательности действий;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;
умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;
умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;
умение строить доказательство;
структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.
формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);
развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурсном круге;
развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать;
формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;
приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы;
давать оценку и корректировать действия лидера.
Предметные
развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
структурирование знаний;
развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;
рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).
1.7. Виды и формы деятельности
беседа-диалог;
4
просмотр видео фильмов;
работа в микро группах;
проект;
дискуссия;
библиотечный урок
1.8. Социальное партнерство в рамках проектной деятельности
МУК «Лянторская централизованная библиотечная система»; МУК «Лянторский Хантыйский Этнографический музей»; МУК «Лянторский Центр прикладного творчества и ремёсел» Художественный салон «Культура».
Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», 1-4 классы
класс
Раздел 1. Мир (8 часов)
Солнышко. Папа и мама. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей.
Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.
Мир и лад. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи. Истоки и школа. Истоки глазами детей. Рождественский дар. Истоки и радуга. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга – образ Истоков, соединяющий, небо, землю и человека. Сказки Пушкина. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.
Родной край. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня. Щит и герб. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. Илья Муромец. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.
Раздел 2. Слово (8 часов)
Слово. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом. Весна и слово. Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова. Золотое сердечко. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. Серебряное копытце. Добро. Доброе слово. Доброе дело. Добрыня Никитич. Честное слово. Родительское благословение. Подвиг. Слово о родителях. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание. Алеша Попович. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. Чаша жизни. Жизнь. Любовь. Добрые дела.
Раздел 3. Образ (8 часов)
Родник. Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода. Образ Родины. Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Защитник Отечества. Святой Александр Невский – солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа. Образ праздника. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.
Раздел 4. Книга (8 часов)
Книга. Книга – живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет творец. Книга книг. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг – Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку. Живое слово книги. Чтение – сердечный дар. Живое слово книги найдет отклик в душе читателя. Первая книга. Мир книги. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
класс
Раздел 1.Родной очаг (9 часов)
Имя. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем? Семья. Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание
5
родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье? Род - люди, происходящий от одного предка. Род- твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода. Дом-территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни. Деревня. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне? Город. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Плошали. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь, созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Раздел 2.Родные просторы (9часов)
Нива и поле. Труд земледельца. Золотая нива. Нива- творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются сила и дух человека? Поле и воля. Лес. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни. Река. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая. Море-океан. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море- конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы. Путь-дорога. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Раздел 3. Труд земной (8 часов)
Сев и жатва. Народные приметы земледельцев Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
Братья меньшие. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными? Ткачихи - рукодельницы. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают? Мастера - плотники. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе. Кузнецы - умельцы. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает? Ярмарка. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка - народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Раздел 4. Труд души (8 часов)
Слова. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии. Сказка. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник.
сказке живет житейская мудрость. Песня. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная. Праздник. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года. Книга. Библия — Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги? Икона — образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека? Храм. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
3 класс.
Раздел 1. «Вера» (9 часов)
Вера. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере. Верность - преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей. Правда. Что означает - жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правила. Честь. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон добродетели.
Раздел 2.«Надежда» (8 часов)
6
Надежда - стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда на собственные силы и помощь близких. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние. Согласие - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие, собственное мнение и разногласие. Терпение - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни). Послушание - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание. Непослушание (нарушение норм и правил).
Раздел 3. «Любовь» (9 часов)
Любовь - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.
Дружба. Внутренняя духовная близость людей. Дружба народов. Единство людей - условие дружбы и мира. Уважение к человеку.
Милосердие - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость (жалость) от любви исходит. Сестра милосердия.
Раздел4. «София» (8 часов)
Ум да разум. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
Размышлять да вразумлять. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение - труд. Истина - не ложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. Истина и правда. Знания и мудрость. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. Премудрость. Жизнь ума и жизнь сердца. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры. Лад. Мир как справедливые отношения. Мир как духовная общность людей (соборность). Мир - благочестие в отношениях. Вечный мир - мечта людей. Лада, ладушки. Мир творчества. Истоки развития. Творчество как саморазвитие. Путь к себе. Учение как творчество и путь саморазвития. Как научиться сотрудничать.
Внутренний мир человека. Внутреннее достоинство человека. Как внутренний мир человека проявляется. Как люди узнают о внутреннем мире друг друга. Мир да согласие. Мир как согласие. Служение Отечеству, Смелость, Упорство, Отвага, Смекалка, Ответственность. Истоки духовного развития. Поступки нравственные и безнравственные. Воля, стремление к цели, дисциплинированность, преодоление трудностей. Здоровье и красота (в здоровом теле – здоровый дух). Народные традиции здорового образа жизни–питание (пост), движение (игры), чистоплотность (баня), чистота помыслов.
класс Введение (1 час)
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?
Раздел 1. Традиции образа (8 часов)
Первые образы. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный. Мать как душа семьи. Хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная. Крестная, богоданная, названная. Род. Родоначальник и родословие. Виды родословной. Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь. Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные. Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество. Правила мирского самоуправления. Священные образы. Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов Спасителя. Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественной традиции.
Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа.
7
Светлые образы. Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло — черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце — образы просветителей. Образы праведников и мудрецов. Святые, бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики. Образы-символы: крест купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.
Раздел 2. Традиции слова (8 часов)
Священные слова. Заповеди и заветы. Следование им по жизни — важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.
Сердечные слова. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты — традиционные проявления родительского благословения. Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения. Честные слова. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори. Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору. Присяга — слово долга. Обет — добровольное обязательство.
Раздел 3. Традиции дела (8 часов)
Труд. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу — своя пора. Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер — золотые руки. Купцы и предприниматели — деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия. Служение. Воинское служение — защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, зашита Веры. Отцы-командиры. Полководцы. Служение священства — научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды. Суд и управление — сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения. Творчество. Талант — особый дар человека. Творчество иконописца — передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру. Живописец. Его призвание — раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца. Мастера художественных промыслов. Образы
символы народного творчества. Научное творчество и его проявления. Традиции праведного дела. Смысл праведного дела — жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.
Раздел 4. Традиции праздника (8 часов)
Гулять всем миром. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы. Общинные праздники; братчины, заветные. Всеобщее примирение и веселие.
дарение. Поминание и почитание. Трапеза.
8
3. Тематическое планирование по учебному курсу внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки» , | 1-4 классы с определением основных видов деятельности |
| |||||
обучающихся |
|
|
|
|
|
| |
1 класс |
|
|
|
|
|
| |
№ | Наименование раздела, |
| Форма |
| Виды деятельности |
| |
| проведения |
|
|
|
| ||
п/п | темы |
|
|
|
|
| |
| занятий |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| Раздел 1. Мир |
| |||
1 | Солнышко, мама и папа. |
| Беседа-диалог |
| - задают вопросы; |
| |
2 | Поле и лес. Поле и школа. |
| Беседа-диалог |
| - вступают в учебный диалог; |
| |
3 | Поле и семья. Школа и семья. |
| Работа в |
| - понимают учебную задачу и стремятся её |
| |
|
|
| микрогруппах |
| выполнить; |
| |
4 | Истоки и школа. |
| Видео-урок |
| - рассматривают иллюстрации, извлекают из |
| |
|
|
|
|
| них информацию; |
| |
5 | Истоковская школа. |
| Беседа-диалог |
|
| ||
|
|
|
|
| - воспринимают на слух художественное |
|
|
6 | Бесценный дар. (Рождество) |
| Беседа-диалог |
|
|
| |
|
|
|
|
| произведение; |
|
|
7 | Истоки и радуга. |
| Беседа-диалог |
|
|
| |
8 | Сказки А.С. Пушкина. |
| Дискуссия |
| -подбирают стихи о Родине, поют песни; |
| |
|
| -рассматривают семейные альбомы; |
| ||||
9 | Родной край. |
| Беседа-диалог |
|
| ||
|
| -составляют рассказы о своей семье, родных и |
| ||||
|
|
| Защита проекта |
|
| ||
|
|
|
| близких; |
| ||
10 | Святыни России. Щит и герб. |
| Видео-урок |
|
| ||
|
| - осмысливают истоки интеллектуальной, |
| ||||
11 | Святыни России. Флаг. |
| Видео-урок |
|
| ||
|
| нравственной и духовной жизни человека и |
| ||||
|
|
|
|
|
| ||
12 | Илья Муромец. |
| Видео-урок |
|
| ||
|
| общества; |
| ||||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| -осмысливают социокультурное представление |
| |
|
|
|
|
| о родине, об образе родного края; |
| |
|
|
|
|
| - воспринимают идею святости и праведности |
| |
|
|
|
|
| как одной из составляющих феномена Русской |
| |
|
|
|
|
| цивилизации. |
| |
|
|
| Раздел 2. Слово |
| |||
13 | «Вначале было Слово» |
| Беседа-диалог |
| - осваивают способы работы в паре над |
| |
14 | Весна и Слово. |
| Беседа-диалог |
| созданием общего продукта; |
| |
15 | Золотое сердечко. |
| Работа в |
| - анализируют информацию и осуществляют |
| |
|
|
| микрогруппах |
| выбор; |
| |
|
|
|
|
| - работают со взрослыми, с целью получения |
| |
16 | Серебряное копытце. |
| Видео-урок |
|
| ||
|
|
|
|
| информации; |
| |
17 | Честное слово. Добрыня |
| Видео-урок |
|
| ||
| Никитич. |
|
|
| - интервьюируют членов своей семьи; |
| |
|
|
|
|
| - составляют устный рассказ; |
| |
18 | Слово о родителях. |
| Беседа-диалог |
|
| ||
|
|
|
|
| - работают в паре, договариваются друг с |
| |
|
|
|
|
| другом, проявляют внимание; |
| |
19 | Русские богатыри. Труд и |
| Видео-урок |
|
| ||
|
| - осознают и понимают смысл духовно- |
| ||||
| подвиг. |
|
|
|
| ||
|
|
|
| нравственных категорий курса: Мир, Слово, |
| ||
20 | Алёша Попович. |
| Видео-урок |
|
| ||
|
| Образ, Книга; |
| ||||
21 | Жизни цель. |
| Беседа-диалог |
|
| ||
|
| - высказывают свою точку зрения; |
| ||||
22 | Чаша жизни. |
| Работа в |
|
| ||
|
| - осознают социокультурные представления об |
| ||||
|
|
| микрогруппах |
|
| ||
|
|
|
| образе времени; |
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| -приводят примеры из личного опыта; |
| |
|
|
| Раздел 3. Образ |
| |||
23 | Образ родника. |
| Беседа - диалог |
| -работают в паре: используют представленную |
| |
24 | Образ Родины. |
| Беседа - диалог |
| информацию для получения новых знаний; |
| |
|
|
|
|
| -выражают свои впечатления от услышанной и |
| |
25 | Образ защитника Отечества. |
| Видео-урок |
|
| ||
| (Благоверный князь |
|
|
| прочитанной информации в виде жанровых |
| |
| Александр Невский) |
|
|
| рисунков,цветовыхгамм,изображений |
| |
|
|
|
|
| конкретных предметов или явлений природы; |
| |
26 | Образ праздника. День |
| Видео-урок |
|
| ||
| Победы. |
| Защита проекта |
| - рассказывают о своих наблюдениях; |
| |
|
|
|
|
| -составляют рассказ по рисунку (работают в |
| |
27 | Георгиевская скала. |
| Видео-урок |
|
| ||
|
|
|
|
| группе): рассматривают рисунок, обсуждают |
| |
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
| тему | текста, | составляют | предложения, |
| ||||||||
|
|
|
| располагают их так, чтобы получился рассказ; |
| |||||||||||
|
|
|
| -анализируют свою работу, работу пары, |
| |||||||||||
|
|
|
| группы; |
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
| -приобретают социокультурный опыт общения; |
| |||||||||||
|
|
|
| -управляют собственной деятельностью и |
| |||||||||||
|
|
|
| деятельностью группы |
|
|
| |||||||||
|
| Раздел 4. Книга |
|
|
|
|
| |||||||||
28 | Книга. | Экскурсия в |
| - прогнозируют содержание раздела; |
| |||||||||||
|
| библиотеку |
| - рассказывают о книге в соответствии с планом; |
| |||||||||||
29 | Книга книг. | Библиотечный |
| - формулируют выводы из коллективного |
| |||||||||||
|
| урок |
| обсуждения; |
|
|
|
| ||||||||
30 | Живое слово книги. | Библиотечный |
| - коллективно составляют рассказ; |
| |||||||||||
|
| урок |
| - презентуют итоги коллективного проекта; |
|
| ||||||||||
31 | Первая книга. | Библиотечный |
| - выражают свои впечатления от услышанной |
|
| ||||||||||
|
| урок |
| или прочитанной информации; |
|
|
| |||||||||
|
|
|
| - преобразовывают полученную информацию |
|
| ||||||||||
32 | Мир книги. | Библиотечный |
|
|
| |||||||||||
|
| урок |
| при выполнении активных форм обучения; |
|
| ||||||||||
|
|
|
| - рассматривают и понимают созданные |
|
| ||||||||||
33 | Обобщающий урок по курсу | Творческий |
|
|
| |||||||||||
| «Социокультурные истоки» | проект |
| художником - творцом образы; |
|
|
| |||||||||
|
|
|
| - разделяют мир внешний (социокультурная |
|
| ||||||||||
|
|
|
| среда развития) и внутренний (духовно- |
|
| ||||||||||
|
|
|
| нравственный); |
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
| - представляют творческие проекты |
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
| Итого: 33 часа |
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
класс
№ | Наименование раздела, |
| Форма |
| Виды деятельности |
|
| |||||||||
| проведения |
|
|
|
|
|
| |||||||||
п/п | темы |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
| занятий |
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
| Раздел 1. Родной очаг |
|
|
|
|
| ||||||||
1 | Имя. |
| Беседа-диалог | -называют по именам (отчествам, фамилиям) |
| |||||||||||
2-3 | Семья. |
| Беседа-диалог | членов своей семьи; |
|
|
| |||||||||
|
|
| Защита проектов | -рассказывают об интересных событиях в жизни |
| |||||||||||
4 | Род. |
| Видео-урок | своей семьи; |
|
|
|
|
| |||||||
5-6 | Дом. |
| Беседа-диалог | -оценивают значение семьи для человека и |
| |||||||||||
|
|
| Защита проектов | общества; |
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
| -рассказывают о городе, деревне; |
|
| |||||||||
7 | Деревня. |
| Видео-урок |
|
| |||||||||||
|
|
|
|
| -строят полные ответы; |
|
|
| ||||||||
8 | Город. |
| Видео-урок |
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
| -представляют творческие проекты; |
| ||||||||||
9 | Обобщающий урок по разделу |
| Защита проектов |
| ||||||||||||
| «Родной очаг» |
|
|
| -анализируют понятия, соотносят их с |
| ||||||||||
|
|
|
|
| жизненными ситуациями; |
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
| -беседуют по иллюстрациям. |
|
|
| ||||||||
|
|
| Раздел 2. Родные просторы |
|
|
|
|
| ||||||||
10- | Нива и поле. |
| Видео - урок |
| -осознают учебные задачи раздела и урока, |
| ||||||||||
11 |
|
|
|
| стремятся их выполнять; |
|
|
| ||||||||
12 | Лес. |
| Видео - урок | -объясняют значение пословиц и поговорок; |
| |||||||||||
13- | Река. |
| Видео - урок | -работают в группе; |
|
|
|
| ||||||||
14 |
|
|
|
| -обсуждают и оценивают отношение людей к |
| ||||||||||
15 | Море. |
| Видео - урок | окружающей природе; |
|
|
| |||||||||
|
|
|
| -отвечают | на | вопросы, |
| высказывают |
| |||||||
16- | Путь-дорога. |
| Видео – урок |
|
| |||||||||||
17 |
|
| Литературная | предположения, | рассуждают, | слушают, |
| |||||||||
|
|
| гостиная | рассматривают | рисунки | и | условные |
|
10
18 | Обобщающий урок по разделу |
| Защита проектов |
| обозначения; |
| |||
| «Родные просторы». |
|
|
|
| -беседуют по иллюстрациям; |
| ||
|
|
|
|
|
| -выражают свои впечатления от услышанной и |
| ||
|
|
|
|
|
| прочитанной информации в виде жанровых |
| ||
|
|
|
|
|
| рисунков,цветовыхгамм,изображений |
| ||
|
|
|
|
|
| конкретных предметов или явлений природы; |
| ||
|
|
|
|
|
| -представляют творческие проекты. |
| ||
|
|
| Раздел 3. Труд земной |
| |||||
19. | Сев и жатва. |
| Видео - урок |
|
| -обсуждают свое отношение к домашним |
| ||
20 | Братья меньшие. |
| Беседа-диалог |
| питомцам; |
| |||
21- | Ткачихи-рукодельницы. |
| Беседа-диалог |
| -различают рукотворный мир; |
| |||
22 |
|
| Путешествие в |
| -отвечают на простые и сложные вопросы |
|
| ||
|
|
| прошлое и |
| учителя, задают вопросы, находят нужную |
|
| ||
|
|
| настоящее |
| информацию в учебнике; |
|
| ||
23 | Мастера – плотники. |
| Путешествие в |
| -рассуждают, слушают, рассматривают |
|
| ||
|
|
| прошлое и |
| рисунки и условные обозначения; |
|
| ||
|
|
| настоящее |
| -беседуют по иллюстрациям; |
|
| ||
24 | Кузнецы-умельцы. |
| Путешествие в |
| -представляют творческие проекты; |
|
| ||
|
|
| прошлое и |
| -выражают свои впечатления от услышанной |
|
| ||
|
|
| настоящее |
| или прочитанной информации; |
|
| ||
25 | Ярмарка. |
| Путешествие в |
| -выражают свои впечатления от услышанной и |
| |||
|
|
| прошлое и |
| прочитанной информации в виде жанровых |
| |||
|
|
| настоящее |
| рисунков,цветовыхгамм,изображений |
| |||
26 | Обобщающий урок по разделу |
| Защита проектов |
| конкретных предметов или явлений природы. |
| |||
| «Труд земной». |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| Раздел 4. Труд души |
| |||||
27 | Слово. |
| Беседа-диалог |
| -анализируют проявления внутреннего мира |
| |||
|
|
|
|
| человека в его поступках, внешности, |
| |||
28 | Сказка. |
| Видео-урок |
|
| ||||
|
|
|
|
|
| взаимоотношениях с людьми, отношении к |
| ||
29 | Песня. |
| Музыкальная |
|
| ||||
|
| природе; |
| ||||||
|
|
| гостиная |
|
| ||||
|
|
|
| -оценивают богатство внутреннего мира |
| ||||
30 | Праздник. |
| Путешествие по |
|
| ||||
|
| человека; |
| ||||||
|
|
| страницам |
|
| ||||
|
|
|
| -наблюдают и делают самостоятельные простые |
| ||||
|
|
| календаря |
|
| ||||
|
|
|
| выводы; |
| ||||
31 | Книга. |
| Библиотечный |
|
| ||||
|
| -определяют, в каких источниках можно найти |
| ||||||
|
|
| урок |
|
| ||||
|
|
|
| необходимую информацию для выполнения |
| ||||
32 | Икона. |
| Беседа-диалог |
|
| ||||
|
| задания; |
| ||||||
33 | Храм. |
| Видео-урок |
|
| ||||
|
| -анализируют понятия, соотносят их с |
| ||||||
34 | Обобщающий урок по курсу |
| Защита проектов |
|
| ||||
|
| жизненными ситуациями; |
| ||||||
| «Социокультурные истоки» |
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| -подбирают пословицы; |
| |||
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
| -характеризуют поступки; |
| ||
|
|
|
|
|
| -задают вопросы, рассуждают, высказывают |
| ||
|
|
|
|
|
| предположения; |
| ||
|
|
|
|
|
| -представляют творческие проекты. |
| ||
|
|
|
|
|
| Итого: 34 часа |
|
класс
| Наименование раздела, | Форма | Виды деятельности |
|
№ п/п | проведения |
|
| |
темы |
|
| ||
| занятия |
|
| |
|
|
|
| |
|
| Раздел 1. Вера |
| |
1 | Вводный урок. | Беседа-диалог | -понимают задачу и стремятся ее выполнить; |
|
2-3 | Вера. | Беседа-диалог | -анализируют проявления внутреннего мира |
|
4-5 | Верность. | Беседа-диалог | человека в его поступках, внешности, |
|
|
| Защита проекта | взаимоотношениях с людьми, отношении к |
|
6-7 | Правда. | Беседа-диалог | природе; |
|
11
8 |
| Честь. |
|
| Беседа-диалог | -оценивают богатство внутреннего мира |
| |||||||||
9 |
| Обобщающий | урок | по | Защита проектов | человека; |
|
|
|
|
| |||||
|
| разделу «Вера» |
|
|
| -работают в паре: наблюдают и описывают |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| проявления внутреннего мира человека; |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| -обсуждают, | как | возникают | богатства |
| ||||||
|
|
|
|
|
| внутреннего мира у человека; |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| -работают в группах: «Какие знания даёт детям |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| предмет | «Социокультурные |
| истоки»?», |
| ||||||
|
|
|
|
|
| «Верность Родине», «Какой образ является |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| путеводным для тебя?»; |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| -ведут диалог при работе в паре: «Что |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| объединяет вера?», «Правила нравственности», |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| «Ложную клятву | давать – | веру | ломать», |
| ||||||
|
|
|
|
|
| «Пословицы о правде», «Честь по заслугам», |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| «Вопросы – ответы»; |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| -осуществляют поиск необходимой информации |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| в учебнике, словарях, справочниках, в том числе |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| на электронных носителях; |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| -анализируют полученную информацию и |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| используют ее в организации работы на уроке; |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| -выражают свои впечатления от услышанной и |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| прочитанной информации в виде жанровых |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| рисунков, цветовых гамм, изображений |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| конкретных предметов или явлений природы; |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| -составляют рассказы, сообщения по заданной |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| теме; |
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
| -читают статьи с комментированием; |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| -представляют творческие проекты. |
|
| ||||||||
|
|
|
|
| Раздел 2. Надежда |
|
|
|
|
| ||||||
10-11 |
| Надежда. |
|
| Беседа-диалог | - моделируют ступени познания человеком |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| окружающего мира; |
|
|
|
| ||||||
12-13 |
| Согласие. |
|
| Беседа-диалог |
|
|
|
| |||||||
|
|
| -формулируют выводы из изученного |
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
| материала; |
|
|
|
|
| |||||
14-15 |
| Терпение. |
|
| Беседа-диалог |
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
| Занятие с | -отвечают на вопросы; |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
| элементами | -работают в группах: «Самый терпеливый |
| |||||||||
|
|
|
|
| тренинга | человек», «Добрые пожелания». |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| -ведут работу в четверках: «Что укрепляет |
| |||||||||
16 |
| Послушание. |
|
| Беседа-диалог |
| ||||||||||
|
|
|
|
|
| надежду?», | «Обосновать | свой | выбор: |
| ||||||
17 |
| Обобщающий | урок | по | Защита проектов |
| ||||||||||
|
| разделу «Надежда» |
|
| выражения | - чувства», «Согласие | в деле», |
| ||||||||
|
|
|
|
|
| «Выбор жизненной ситуации», «В каких делах |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| необходимо терпение?», «Цепочка действий», |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| «Послушание», «Надежда – устремление к |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| доброму исходу дела»; |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| -осуществляют поиск необходимой информации |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| в учебнике, словарях, справочниках, в том числе |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| на электронных носителях; |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| -сохраняют информацию на бумажных и |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| электронных носителях в виде упорядоченной |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| структуры; |
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
| -анализируют полученную информацию и |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| используют ее в организации работы на уроке; |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| -выражают свои впечатления от услышанной и |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| прочитанной информации в виде жанровых |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| рисунков, цветовых гамм, изображений |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| конкретных предметов или явлений природы; |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| -составляют рассказы, сообщения по заданной |
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12 |
|
|
|
|
|
| теме; |
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
| -читают статьи с комментированием; |
|
| ||||||||||
|
|
|
|
| -представляют творческие проекты. |
|
| ||||||||||
|
|
|
| Раздел 3. Любовь |
|
|
|
|
| ||||||||
18-19 | Любовь. |
|
| Беседа-диалог | -читают вслух и про себя тексты учебников, |
| |||||||||||
|
|
|
| Литературная | других художественных и научно-популярных |
| |||||||||||
|
|
|
| гостиная | книг, понимают прочитанное; |
|
|
| |||||||||
20-21 | Милосердие. |
|
| Беседа-диалог | -оценивают | своё | задание | по | заранее |
| |||||||
|
|
|
| Литературная | представленным параметрам; |
|
|
| |||||||||
|
|
|
| гостиная | -работают в группах: «Почему любовь – это |
| |||||||||||
22-23 | Доброта. |
|
| Беседа-диалог | труд души?», «Добрые слова». |
|
|
| |||||||||
|
|
|
| Литературная | -ведут работу в четверках: «В чем проявляется |
| |||||||||||
|
|
|
| гостиная | любовь к ближнему?», «Что хранит дружбу?», |
| |||||||||||
24-25 | Покаяние. |
|
| Беседа-диалог | «Милосердие», «Слово о милосердном |
|
| ||||||||||
|
|
|
|
| человеке», «Доброта истинная и доброта |
|
| ||||||||||
26 | Обобщающий | урок | по | Защита проектов |
|
| |||||||||||
| разделу «Любовь» |
|
| ложная, «Добрые дела», «Раскаяние», «На пути |
| ||||||||||||
|
|
|
|
| покаяния», «Сад добродетелей»; |
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
| -осуществлять поиск необходимой информации |
| |||||||||||
|
|
|
|
| в учебнике, словарях, справочниках, в том числе |
| |||||||||||
|
|
|
|
| на электронных носителях; |
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
| сохраняют информацию на бумажных и |
|
| ||||||||||
|
|
|
|
| электронных носителях в виде упорядоченной |
| |||||||||||
|
|
|
|
| структуры; |
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
| -анализируют полученную информацию и |
| |||||||||||
|
|
|
|
| используют ее в организации работы на уроке; |
| |||||||||||
|
|
|
|
| -выражают свои впечатления от услышанной и |
| |||||||||||
|
|
|
|
| прочитанной информации в виде жанровых |
| |||||||||||
|
|
|
|
| рисунков, цветовых гамм, изображений |
|
| ||||||||||
|
|
|
|
| конкретных предметов или явлений природы; |
| |||||||||||
|
|
|
|
| -составляют рассказы, сообщения по заданной |
| |||||||||||
|
|
|
|
| теме; |
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
| -читают статьи с комментированием; |
|
| ||||||||||
|
|
|
|
| -представляют творческие проекты. |
|
| ||||||||||
|
|
|
| Раздел 4. София |
|
|
|
|
| ||||||||
27-28 | Ум да разум. |
|
| Беседа-диалог | -используют в работе литературу; |
|
|
| |||||||||
|
|
|
| Видео-урок | - анализируют, сравнивают, группируют |
|
| ||||||||||
|
|
|
|
| различные объекты, явления, факты; |
|
| ||||||||||
|
|
|
|
| -оформляют свои мысли в устной и письменной |
| |||||||||||
|
|
|
|
| речи с учетом своих учебных и жизненных |
| |||||||||||
|
|
|
|
| речевых ситуаций; |
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
| -передают содержание в сжатом, выборочном |
| |||||||||||
|
|
|
|
| или развёрнутом виде; |
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
| - самостоятельно определяют критерии |
|
| ||||||||||
29-30 | Истина. |
|
| Беседа-диалог | оценивания; |
|
|
|
|
| |||||||
31-32 | Знание и мудрость. |
| Беседа-диалог | -работают в группах: «Зачем я учусь?», «Что |
| ||||||||||||
|
|
|
| Видео-урок | вам понравилось в древнерусской школе?», |
| |||||||||||
33 | София-Премудрость Божия | Беседа-диалог | «Как предмет «Социокультурные истоки» |
| |||||||||||||
34 | Обобщающий урок по курсу | Защита проектов | помогает постигать истину?», «Чему ты |
|
| ||||||||||||
| «Социокультурные истоки» |
| научился на уроках по предмету Истоки?» |
| |||||||||||||
|
|
|
|
| -соединяют части пословиц; |
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
| -работают в четверках: «Ум да разум», «Истина |
| |||||||||||
|
|
|
|
| в слове», «Мудрые советы Владимира |
|
| ||||||||||
|
|
|
|
| Мономаха», «Что помогает нам идти по дороге |
| |||||||||||
|
|
|
|
| Веры, Надежды и Любви?»; |
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
| -осуществляют поиск необходимой информации |
| |||||||||||
|
|
|
|
| в учебнике, словарях, справочниках, в том числе |
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13 |
|
на электронных носителях;
сохраняют информацию на бумажных и
электронных носителях в виде упорядоченной
структуры;
-анализируют полученную информацию и
используют ее в организации работы на уроке;
-выражают свои впечатления от услышанной и
прочитанной информации в виде жанровых
рисунков, цветовых гамм, изображений
конкретных предметов или явлений природы;
-составляют рассказы, сообщения по заданной
теме;
-читают статьи с комментированием;
-представляют творческие проекты.
Итого: 34 часа
класс
| Наименование раздела, | Форма | Виды деятельности |
|
№ п/п | проведения |
|
| |
темы |
|
| ||
| занятия |
|
| |
|
|
|
|
Раздел 1. Традиции образа
1 | Введение в тему. Традиции. | Беседа – диалог | -ориентируютсявучебнике:определяют |
| ||
|
| Работа в | умения, которые будут сформированы на основе |
| ||
|
| микрогруппах | изучения данного раздела; |
|
| |
2 | Первые образы. Отец. | Беседа - диалог | -определяют круг своего незнания; |
|
| |
3 | Первые образы. Мать. | Беседа - диалог | -планируют свою работу по изучению |
| ||
4 | Отечество – земля отцов. | Литературная | незнакомого материала; |
|
| |
|
| гостиная | -самостоятельно | предполагают, | какая |
|
|
|
| дополнительная информация будет нужна для |
| ||
5 | Мир. | Беседа - диалог |
| |||
|
|
| изучения незнакомого материала; |
|
| |
6 | Священные образы. | Дискуссия |
|
| ||
| Спаситель. |
| -отбирают необходимые источники информации |
| ||
|
|
| среди предложенных учителем словарей, |
| ||
7 | Священные образы. | Беседа - диалог |
| |||
| Пресвятая Богородица. |
| энциклопедий,справочников,электронные |
| ||
| Ангел-Хранитель. |
| диски; |
|
|
|
|
|
| - осмысливают истоки интеллектуальной, |
|
| |
8 | Светлые образы. Свет и | Беседа - диалог |
|
| ||
нравственной и духовной жизни человека и |
| |||||
| просветители. Праведники и |
|
| |||
|
| общества; |
|
|
| |
| мудрецы. |
|
|
|
| |
|
| -осмысливают социокультурное представление |
| |||
9 | Обобщающий урок по теме | Защита проектов |
| |||
о родине, об образе отца, матери, родного края; |
| |||||
| «Традиции образа» |
|
| |||
|
| -воспринимают идею святости и праведности |
| |||
|
|
|
| |||
|
|
| как одной из составляющих феномена Русской |
| ||
|
|
| цивилизации; |
|
|
|
|
|
| -представляют творческие проекты. |
|
| |
|
| Раздел 2. Традиции слова |
|
|
| |
10 | Священные слова. | Беседа - диалог | -закрепляют способы работы в паре над |
|
| |
11 | Сердечные слова. | Литературная | созданием общего продукта; |
|
| |
|
| гостиная | -анализируют информацию и осуществляют |
| ||
12 | Родительское благословение. | Круглый стол | выбор; |
|
|
|
13-14 | Сердце сердцу весть подает. | Беседа – диалог | -работают со взрослыми, с целью получения |
| ||
|
| Ролевая игра | информации; |
|
|
|
|
|
| -интервьюируют членов своей семьи; |
|
| |
15-16 | Честные слова. | Беседа - диалог |
|
| ||
|
| Дискуссия | -составляют устный рассказ; |
|
| |
|
|
| -работают в паре, договариваются друг с |
|
| |
17 | Обобщающий урок по теме | Защита проектов |
|
| ||
| «Традиции слова» |
| другом, проявляют внимание; |
|
| |
|
|
| -осознают и понимают смысл духовно- |
|
| |
|
|
| нравственных категорий курса: Мир, Слово; |
| ||
|
|
|
|
| 14 |
|
|
|
|
| -высказывают свою точку зрения; |
| ||||||||||
|
|
|
| -осознают социокультурные представления об |
| ||||||||||
|
|
|
| образе времени; |
|
|
|
| |||||||
|
|
|
| -приводят примеры из личного опыта; |
| ||||||||||
|
|
|
| -представляют творческие проекты. |
| ||||||||||
|
| Раздел 3. Традиции дела |
|
|
|
| |||||||||
18 | Труд. Земледельцы. | Видео-урок |
| -обсуждают свое отношение к домашним |
| ||||||||||
19 | Труд. Ремесленники. | Путешествие в |
| питомцам и уходу за ними; |
|
|
| ||||||||
|
| прошлое и |
| -различают и классифицируют рукотворный |
| ||||||||||
|
| настоящее |
| мир; |
|
|
|
| |||||||
20 | Труд. Купцы и | Путешествие в |
| -отвечают на простые и сложные вопросы |
|
| |||||||||
| предприниматели. | прошлое и |
| учителя, задают вопросы, находят нужную |
|
| |||||||||
|
| настоящее |
| информацию в учебнике; |
|
|
| ||||||||
21 | Служение. Воинство. | Видео-урок |
| -рассуждают, слушают, рассматривают |
|
| |||||||||
22 | Служение. Священство. | Беседа-диалог |
| рисунки и условные обозначения; |
|
| |||||||||
23 | Служение. Суд и | Беседа-диалог |
| -беседуют по иллюстрациям; |
|
| |||||||||
| управление. |
|
| -выражают свои впечатления от услышанной |
|
| |||||||||
24 | Творчество. Искусники. | Видео-урок |
| или прочитанной информации; |
|
| |||||||||
25 | Творчество. Книжники. | Видео-урок |
| -представляют творческие проекты; |
|
| |||||||||
|
|
|
| -рассматривают и понимают созданные |
|
| |||||||||
26 | Обобщающий урок по теме | Защита проектов |
|
|
| ||||||||||
| «Традиции слова» |
|
| художником - творцом образы; |
|
| |||||||||
|
|
|
| -выражают свои впечатления от услышанной и |
| ||||||||||
|
|
|
| прочитанной информации в виде жанровых |
| ||||||||||
|
|
|
| рисунков, цветовых гамм, изображений |
| ||||||||||
|
|
|
| конкретных предметов или явлений природы; |
| ||||||||||
|
|
|
| -представляют творческие проекты. |
| ||||||||||
|
| Раздел 4. Традиции праздника |
|
|
|
| |||||||||
27 | Гулять всем миром | Путешествие по |
| -вступают в учебный диалог; |
|
|
| ||||||||
|
| страницам |
| - понимают учебную задачу и стремятся её |
| ||||||||||
|
| календаря |
| выполнить; |
|
|
|
| |||||||
28 - 29 | Радоваться всей семьей | Беседа-диалог |
| - рассматривают иллюстрации, извлекают из |
| ||||||||||
|
| Защита проектов |
| них информацию; |
|
|
|
| |||||||
30 - 31 | Помнить всем Отечеством | Беседа-диалог |
| -выражают свои впечатления от услышанной и |
| ||||||||||
|
| Видео-урок |
| прочитанной информации в виде жанровых |
| ||||||||||
|
|
|
| рисунков, цветовых гамм, изображений |
| ||||||||||
32 | Молиться всей Церковью | Беседа-диалог |
|
| |||||||||||
|
|
|
| конкретных предметов или явлений природы; |
| ||||||||||
33 | Потрудиться душой | Беседа-диалог |
|
| |||||||||||
| -осознают социокультурные представления об |
| |||||||||||||
34 | Обобщающий урок по курсу | Защита проектов |
|
| |||||||||||
| «Социокультурные истоки» |
|
| образе праздника; |
|
|
|
| |||||||
|
|
|
| -приводят примеры из личного опыта; |
| ||||||||||
|
|
|
| -подбирают стихи о праздниках, поют песни; |
| ||||||||||
|
|
|
| -рассматривают семейные фотографии; |
| ||||||||||
|
|
|
| -составляют рассказы о праздниках в своей |
| ||||||||||
|
|
|
| семье, родных и близких; |
|
|
| ||||||||
|
|
|
| -осмысливают | истоки | интеллектуальной, |
| ||||||||
|
|
|
| нравственной и духовной жизни человека и |
| ||||||||||
|
|
|
| общества; |
|
|
|
| |||||||
|
|
|
| -представляют творческие проекты. |
| ||||||||||
Итого: 34 часа |
|
|
|
|
|
|
|
15
4.Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному курсу внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», 1-4 классы
класс
Осваивают первичные базовые социокультурные ценности: культурно-исторические, информационно-методологические, социально-правовые, экологические, культуры здоровья:
Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги. Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа. Творчество.
Раскрывают их смысл в соответствии с контекстом употребления.
3.Умеют правильно применять в своей речи.
класс
1.Осваивают первичные базовые социокультурные ценности: культурно-исторические, информационно-методологические, социально-правовые, экологические, культуры здоровья:
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Горы. Дорога. Путь. Река. Море.
Озеро. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело.
Строительство. Торговля. Домашние животные. Сказка. Песня. Информация. Праздник.
Храм. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство.
Воля, Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Терпение.
Преображение. Клинский край. Природа Клинского края.
2.Раскрывают их смысл в соответствии с контекстом употребления.
3.Умеют правильно использовать в своей речи.
4.Использовать их при организации самостоятельных видов деятельности.
класс
Осваивают первичные базовые социокультурные ценности: культурно-исторические, информационно-методологические, социально-правовые, экологические, культуры здоровья:
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правило. Путеводный
образ. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность.
Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Искренность.
Достоинство. Дружба. Дружба народов. Мир как состояние человека.
Лад. Духовное здоровье. Целеустремленность. Воля. Дисциплинированность. Активный отдых. Пассивный отдых. Саморазвитие. Путь к себе.
2.Исходя из контекста, понимают смысл их употребления и корректно используют в своей речи.
3.Опираются на них в своей деятельности и общении.
класс
1.Осваивают первичные базовые социокультурные ценности: культурно-исторические, информационно-методологические, социально-правовые, экологические, культуры здоровья:
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души.
Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать. Родная
мать, мать - хранительница очага.
Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч.
16
Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище.
Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро.
Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет укор и укоризна. Праведники и
мудрецы.
Подвижники.
Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.
Традиции моей страны. Память народа. Человек, Традиции дела и служения. Гражданин. Забота о Родном Крае - долг гражданина. Законы и нормы. Ответственность. Россияне. Ставропольский край. Праздники Отечества. Государственные, национальные и народные праздники. Символы Отечества. Гимн. Герб. Флаг. Памятный Знак. Символ. Памятные места. Святыни. Служение Отечеству. Трудовое, воинское служение. Гражданское служение. Традиции народов Ставропольского края» по сохранению духовного и физического здоровья. Мир современный и мир старины. Связь поколений. Чувство Родины.
2.Истолковывают их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках.
3.Используют при создании первой авторской Книги.
4.Опираются на них в организации и оценке своей деятельности и общения.
5.Применяют их в простейших формах исследовательской работы по изучению традиций родного края.
Критерии оценивания обучающихся по учебному курсу внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки», 1-4 классы - безотметочная система с записью в зачетном листе по итогам учебного года «зачтено»/«не зачтено» (портфолио обучающихся)
Зачёт - учащийся усвоил материал курса, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя, выступил с защитой проекта Незачёт - учащийся не усвоил материал курса, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя, не подготовил проект на итоговое занятие.
Форма промежуточной аттестации по учебному курсу внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», 1-4 классы – творческий проект
Календарно-тематическое планирование по учебному курсу внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», 1-4 классы Представлено в приложении к рабочей программе по учебному курсу внеурочной деятельности «Социокультурные истоки».
8.Материально-техническое обеспечение учебного курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», 1-4 классы
№ | Наименование объектов и |
|
|
|
|
| ||
п/п | средств материально- |
| Дидактическое описание |
| ||||
| технического обеспечения |
|
|
|
|
| ||
1. | Учебники, учебные пособия | 1.И.А. Кузьмин, Л.В. Камкин. Программа учебного | ||||||
| по курсу | курса | «Социокультурные истоки» (1-4 классы) | |||||
| «Социокультурные истоки» | (Истоковедение.) И.А. Кузьмина, А.В. Камкина.- М: | ||||||
|
| 2010. |
|
|
|
| ||
|
| 2.И.А.Кузьмин, | Л.В.Камкин | Воспитание | на | |||
|
| социокультурном опыте: Программа для начальной | ||||||
|
| школы | (1–4 классы) Истоки. Кузьмин И. А., Бандяк | |||||
|
| О. А., Синицына В. М:– 2010 |
|
| ||||
|
| 3.А.В. Камкин, И.А.Кузьмин. Истоки. Программа и | ||||||
|
| комментарии: М.– 2010 |
|
| ||||
|
| 4.А.В. Камкин. Учебник. Истоки. 1,2,3,4 класс – М., | ||||||
|
|
|
|
|
| 17 |
|
| 2014. |
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
| ||||||||
| Электронные и печатные образовательные и информационные ресурсы |
| |||||||||||
2. | Интерактивныйкомплекс«S | Используется учителем, обучающимися в |
| ||||||||||
| mart Board»с программным | соответствии с планируемой потребностью учителя и | |||||||||||
| обеспечением Windows XР | учащихся. |
|
|
|
|
|
| |||||
| и программа Microsoft |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| Office-Power Point. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
3. | Документ камера | Используется учителем в соответствии с |
| ||||||||||
| AVerMedia | планируемой потребностью. |
|
|
| ||||||||
4. | Информационные | 1. | http:www.Nachalka.com. |
|
|
| |||||||
| источники | 2. | http:www.viku.rdf.ru. |
|
|
|
| ||||||
|
| 3. | http:www.rusedu.ru. |
|
|
|
| ||||||
|
| 4. | www.center.fio.ruhttp://www.center.fio.ru/ |
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
| 5. | http://www.maro.newmail.ru |
|
|
| |||||||
|
| 6. | http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html |
| |||||||||
|
| 7. | http://www.int-edu.ni |
|
|
|
| ||||||
5. | Книгопечатная продукция | 1. Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. Азбука Истоков. | |||||||||||
|
| Золотое сердечко. Учебное пособие для 1 класса | |||||||||||
|
| общеобразовательных | учебных | заведений | –М: | ||||||||
|
| «Социокультурные истоки», 2014. |
|
|
| ||||||||
|
| 2.А.В. Камкин. Истоки. Учебное пособие для 2 класса | |||||||||||
|
| общеобразовательных | учебных | –М: | |||||||||
|
| «Социокультурные истоки», 2014. |
|
|
| ||||||||
|
| 3. А.В. Камкин. Истоки. Учебное пособие для 3 | |||||||||||
|
| класса | общеобразовательных | учебных | –М: | ||||||||
|
| «Социокультурные истоки», 2014. |
|
|
| ||||||||
|
| 4. А.В. Камкин. Истоки. Учебное пособие для 4 | |||||||||||
|
| класса | общеобразовательных | учебных | –М: | ||||||||
|
| «Социокультурные истоки», 2014. |
|
|
| ||||||||
|
|
|
| ||||||||||
6. | Учебно-наглядные пособия | 1. Иллюстрации и картины к основным разделам |
| ||||||||||
|
| изучаемого материала (в соответствии с программой); | |||||||||||
|
| 2.Комплекты наглядных пособий в соответствии с |
| ||||||||||
|
| тематикой, определенной в программе; |
| ||||||||||
7. | Видеоматериалы | «Ни-ни» (9 минут) – «Сказка перед сном» /1/, фильм | |||||||||||
|
| 6. |
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
| «О солнышке» (8 минут) – «Сказка перед сном» /2/, | |||||||||||
|
| фильм 2. |
|
|
|
|
|
| |||||
|
| «О Рае» (17 минут) – «В гостях у батюшки» /2/, |
| ||||||||||
|
| фильм 1. |
|
|
|
|
|
| |||||
|
| «Царские письма» (13 минут) – «В гостях у |
| ||||||||||
|
| батюшки» /1/, фильм 2. |
|
|
|
| |||||||
|
| «О горлице и змее» (10 минут) – «Сказка перед |
| ||||||||||
|
| сном» /2/, фильм 4. |
|
|
|
|
18
9.Мониторинг результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», 1-4 классы
№ | Ф. И. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| обучающегося |
|
| Познавательные УУД |
| |||||
|
|
|
|
| ||||||
|
| Анализ | Синтез | Логика | лог. мышление |
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
| Слов.- |
| |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Универсальные учебные действия (сентябрь, май)
|
|
| Регулятивные |
|
| Коммуникативные |
| |||||||||
| Организационные | Информационные |
|
|
|
|
|
| ||||||||
Вывод | Планирование | Саморегуляция |
| Организациядеятельности | Смысловое чтение | Работа синформацией | Активное слушание |
| Монологическаяречь | Диалог |
| Работа в группах | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные уровни качества образования приведены в общую систему оценки качества образования (ШСОКО) для единства аналитической системы мониторинга:
Критерии оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий:
2-повышенный уровень;
1-базовый уровень;
0-недостаточный уровень.
19
20