СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социокультурные истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социокультурные истоки»






Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки»
1 класс




















Содержание

Пояснительная записка;

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности;

  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

  3. Тематическое планирование.

Приложения:

-Приложение №1: Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности



















Пояснительная записка

  1. Рабочая программа по внеурочной деятельности«Истоки» для1классасоставлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования и примерной программы И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук (2007 г.)

Цель курса внеурочной деятельности: Освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга. Развитие целостного восприятия, способности чувствовать и понимать окружающий Мир, слышать Слово, видеть Образ, любить Книгу.

Задачи курсавнеурочной деятельности:

  1. Подвести учащихся к пониманию сути  Истоки;

  2. Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития)  и  мира внутреннего (духовно-нравственного);

  3. Развивать образное  и  логическое мышление;

  4. Формировать навыки продуктивного диалога  и  сотрудничества.

  5. Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа  и  великой литературы.



Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Истоки» в 1 классе планом внеурочной деятельности предусмотрено32 часа в год.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий .

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Коммуникативные:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.



















  1. Содержание курса внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности

Название раздела

Краткое описание содержания раздела


Общее количество часов

Формы организации

Виды деятельности

1

2

3

4

5

6

1

Мир

  1. Введение в предмет. Солнышко, мама и папа

  2. Мир и лад (поле, школа и семья).

  3. Истоки и школа

  4. Божий дар

  5. Истоки и радуга

  6. Сказки Пушкина

  7. Родной край

  8. Щит и герб

  9. Святыни России. Илья Муромец.

  10. Обобщающий урок (Память)

10

Беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)   и  практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».


Знакомство с «Азбукой Истоков». Алфавит – семья букв. Различные названия и начертания букв. Строчные и прописные буквы. Рукописные шрифты, буквицы.

Имя края. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Происхождение названий.



2

Слово

  1. Слово

  2. Весна и слово

  3. Золотое сердечко

  4. Серебряное копытце

  5. Добрыня Никитич

  6. Слово о родителях

  7. Алёша Попович

  8. Чаша жизни

  9. Обобщающий урок (Внимание)

  10. Экскурсионно-тематический урок

10

Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.

Слово и дело в жизни. Работа. Помощник. Слова-помощники. (Предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте – зрительно и на слух.


3

Образ

  1. Родник

  2. Образ Родины

  3. Образ защитника Отечества

  4. Образ праздника

  5. Обобщающий урок (Мышление)

  6. Экскурсионно-тематический урок

6

Дружная жизнь слов в языке. Взаимодействие слов. Изменение формы слова. Зависимость изменения формы одного слова в предложении от изменения формы другого. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии).


4

Книга

  1. Книга

  2. Книга книг

  3. Живое слово книги

  4. Первая книга. Мир книги.

  5. Годовой обобщающий урок

  6. Заключительный экскурсионно – тематический урок


Разнообразие книг. О чем рассказывают книги? Особенности языка и разные задачи. Угадываем, из какой книги отрывок: из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п.










  1. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Раздел, название темы,

К-во

часов

Дата

Примечание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

Мир (10 часов)

1.

Введение в предмет. Солнышко, мама и папа

1




2

Мир и лад (поле, школа и семья).

1




3

Истоки и школа

1




4

Божий дар

1




5

Истоки и радуга

1




6

Сказки Пушкина

1




7

Родной край

1




8

Щит и герб

1




9

Святыни России. Илья Муромец.

1




10

Обобщающий урок (Память)

1




Слово (10 часов)

11

Слово

1




12

Весна и слово

1




13

Золотое сердечко

1




14

Серебряное копытце

1




15

Добрыня Никитич

1




16

Слово о родителях

1




17

Алёша Попович

1




18

Чаша жизни

1




19

Обобщающий урок (Внимание)

1




20

Экскурсионно-тематический урок

1




Образ (6 часов)

21

Родник

1




22

Образ Родины

1




23

Образ защитника Отечества

1




24

Образ праздника

1




25

Обобщающий урок (Мышление)

1




26

Экскурсионно-тематический урок

1




Книга (6 часов)

27

Книга

1




28

Книга книг

1




29

Живое слово книги

1




30

Первая книга. Мир книги.

1




31

Годовой обобщающий урок

1




32

Заключительный экскурсионно – тематический урок

1




Итого:

32






Приложение №1


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Литература для учителя:

1. Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. Азбука истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: «Истоки», 2014.


2. Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1–4 классы) // Истоки. Приложение № 5. – 1999. – Сентябрь.

3. Бандяк О. А. Воспитание на социокультурном опыте: 1 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.


Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер

  2. Интерактивная доска

  3. Документ-камера