СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Совершенствование методов обучения и воспитания"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Совершенствование методов обучения и воспитания"»

«Совершенствование методов обучения и воспитания».

Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский

Цель моей педагогической деятельности — создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий.

Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками — это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога. Ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь-учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии:

Технологии личностно - ориентированного обучения заключается:

  • в правильной постановке индивидуальной задачи через создание проблемной ситуации, при изучении конкретной темы учебных занятий - сравнение и анализ результативности полученных знаний, умений и навыков;

  • поиск решения алгоритма поставленной задачи, активизация творческой деятельности обучающихся.

Результатами использования технологии являются:

-активная самостоятельная деятельность обучающихся;

-раскрытие мыслительных способностей и активизация самостоятельной деятельности.

Эффективность деятельности отслеживается по росту количества обучающихся, способных к самостоятельной исследовательской деятельности.

Технология развития критического мышления (РКМ)

РКМ - новый подход, потому что его использование предполагает отказ от традиционных представлений об обучении. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин

  • всё можно обсуждать или подвергать анализу.


В процессе формирования интеллектуальных компонентов творческих способностей обучающихся на уроках использую принципы педагогики сотрудничества: целенаправленности педагогического процесса, развития мотивации к творческой и интеллектуальной деятельности, систематичности, приоритета творческой деятельности учащихся.

Побуждать учащихся осмысливать информацию с точки зрения различных, независимых друг от друга подходов, использовать проблемные ситуации.

Реализуемая цель: развитие критического и творческого мышления, способности выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Технология индивидуального и группового обучения (работа в группах, парах, индивидуально)

Индивидуальную работу организую на всех этапах урока, начиная с этапа актуализации знаний и заканчивая рефлексией.

Работа в парах способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.

Групповая работа способствует реализации технологии сотрудничества и развитию навыков совместной работы с учебным материалом.

Технология разноуровневого обучения (тесты, задания для самостоятельных, проверочных и контрольных работ, задания-карточки разного уровня сложности)

Использую варианты дифференцированного обучения:

  • на основе предварительной диагностики характеристик личности;

  • уровня овладения общеучебными умениями учащихся;

Все задания можно объединить в две группы: первая — учитель дает задание каждому ученику, вторая — ученики сами выбирают предложенные учителем разноуровневые задания.

Во время выполнения задания, обучающиеся знают уровень сложности и уровень оценивания, что позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении, снимается эмоциональное и психологическое напряжение, формируются положительные мотивы учения.

Здоровьесберегающие технологии (классные часы о ЗОЖ, уроки здоровья, физкультминутки)

Применяю здоровьесберегающие технологии в следующих формах:

  • гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение;

  • формирование гигиенических навыков обучающихся;

  • правильная осанка (поза и мимика обучающихся, чередование их в зависимости от характера выполняемой работы);

  • физкультурные минутки на уроках (общеукрепляющая гимнастика, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для глаз, упражнения для укрепления мышц рук,

упражнения на отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица)

  • классные часы, беседы, пропагандирующие здоровый образ жизни;

  • каждый год принимаю участие с детьми в общешкольном Дне Здоровья;

  • участвуем в спортивных праздниках для родителей и детей;

  • при использовании ИКТ соблюдаю требования, прописанные в Санитарных правилах и нормах;

  • согласно плану работы по охране труда и здоровья обучающихся провожу инструктажи по технике безопасности.




Технология сотрудничества (с учениками, родителями, педагогами)

Провожу систематическую работу с родителями своих учащихся, большое внимание уделяю педагогическому просвещению родителей.

Выступаю на классных собраниях с вопросами повышения мотивации и интереса к изучению учащимися отдельных предметов, оказываю психолого-педагогическую поддержку учащихся в образовательном процессе, занимаюсь просветительской деятельностью и диагностической работой, выявляя проблемы обучения и др.

Привлекаю родителей к организации и проведению совместных праздников, поездок, экскурсий, различных внеклассных мероприятий. Родители помогают изготавливать декорации и костюмы к праздникам.

Технология проблемного обучения (учитель ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию на различных этапах урока, определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся).

Технология проектной деятельности (создание проектов)

В своей работе широко использую метод защиты проектов, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Работая над проектом, обучающиеся раскрывают свои творческие и интеллектуальные возможности. Комбинация проектной, исследовательской методики, межпредметных связей дает возможность изменить форму и содержание урока, формировать у учащихся исследовательскую и коммуникативную компетенции, навыки работы в группе, использовать различные элементы поисковой и эвристической методик.

Цель технологии - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривает решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Формируются компетенции: учебно-познавательные, ценностно-смысловые.

Результат:

усвоение способов организации целепологания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

Эффективность деятельности отслеживается по росту количества обучающихся, способных к самостоятельной исследовательской деятельности.

Технология ИКТ (компьютер, мультимедийный проектор, сеть Интернет).

Традиционные технические средства заменяю компьютерными, которые делают процесс обучения и воспитания наглядным, способствуют более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, повышают интерес учащихся.


Термин «информационные технологии» подразумевает использование компьютеров как новых средств подготовки, диагностики, контроля и обучения предметам. Они призваны помочь учителю в школе:

  • делать по-новому то, что делали всегда;

  • делать то, что без компьютера делать очень сложно;

  • делать то, что не делали раньше.


При использовании ИКТ:


  • возрастает эффективность самостоятельной работы

  • повышается мотивация учения;

  • стимулируется познавательский интерес;

С помощью ИКТ ребёнок учится:

  • работать с текстом;

  • создавать графические объекты и базы данных;

  • использовать электронные таблицы;

  • осваивать новые способы сбора, обработки информации;

  • расширяет свой кругозор;

Современные образовательные технологии прочно вошли в мою работу. Но подробнее мне хочется остановиться на информационной технологии. Сегодня мне трудно представить мои уроки без компьютера, компьютерных презентаций, использования интерактивной доски.

Работаю над созданием собственной медиатеки, которую активно и систематически использую в своей работе и постоянно пополняю.

Большое внимание уделяю ИКТ на уроках истории и обществознания, в исследовательской деятельности учащихся.

 (исследовательский метод рассчитан на самостоятельность учащихся. Деятельность же учителя состоит в подготовке заданий, которые бы обеспечивали творческое применение знаний, в осуществлении консультативной помощи и контроля).

Использую видеоматериал по темам курса истории и обществознания, применять можно следующим образом: показать видеофрагмент по данной теме, поставить тематические вопросы и предложить ответить на них в виде мини- сочинения или прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекания процесса, попросить объяснить процесс.

Использую презентации. Старшеклассники к урокам готовят презентации и защищают. Готовые презентации по истории и обществознанию могут быть предложены в качестве наглядного и краткого пособия при изучении нового материала, закреплении знаний, коррекции знаний. При этом создаются условия для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к предмету. Ученик, сам, создавая презентацию, переосмысливает получаемую информацию и передает ее одноклассникам. При этом повышается качество знаний самого ученика. Изложение материала в форме презентаций занимает немного урочного времени, при этом не теряется эффективность обучения. Это наиболее ценно при повторении материала и подготовке к ГИА.

Результативность применения компьютерных технологий:

Мониторинг результативности применения компьютерных технологий для формирования компетентности показывает стабильную и положительную динамику качества знаний учащихся.

Результаты использования ИКТ-технологий (стартовая и итоговая диагностики):

Стартовая диагностика: успешно владеют компьютером, находят нужную информацию и могут научить товарища -75% Владеют компьютером в ограниченном режиме, не могут найти нужную информацию и не могут научить товарища -25%.

Итоговая диагностика: успешно владеют компьютером, находят нужную информацию и могут научить товарища -90% Владеют компьютером в ограниченном режиме, не могут найти нужную информацию и не могут научить товарища -10%


Мои ученики научились работать с электронными учебниками, создавать эффективные презентации и видеофильмы, находить дополнительный материал в Интернете.

Заключение

Компьютеризация стимулирует пытливость и интерес ребёнка;

способствует динамичному обновлению содержания, форм и методов обучения и воспитания;

позволяет педагогу решать проблемы, связанные с разработкой и использованием учебных программных продуктов качественно нового уровня.

“Плюсы” в преподавании истории и обществознания с применением компьютера:

наглядность в представлении учебного материала;

сокращение времени на выработку необходимых технических навыков учащихся;

увеличение количества тренировочных заданий;

достижение оптимизации темпа работы ученика естественным образом;

достижение уровневой дифференциации обучения;

учащийся становится субъектом обучения, т.к. программа требует от него активного управления;

возможность моделировать различные процессы, с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию;

обеспечение урока материалами из удаленных источников, используя средства телекоммуникаций;

диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

«Минусы» много некачественного программного обеспечения, не учитывающего специфику работы со школьниками, имеющего много фактических или методических ошибок; разработчики зачастую не учитывают содержание школьных учебных программ.

В завершение можно сделать вывод, что ИКТ, безусловно, важная и неотъемлемая составляющая современного преподавания. Но их использование на уроке должно быть продуманным, целесообразным и грамотным. Одним словом, профессиональным.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!