« Совершенствование работы с родителями в условиях реализации ФГОС:
пути эффективного взаимодействия».
1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями, с семьёй?
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие учителей и родителей в процессе развития детей. При работе с семьёй объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы.
2. Перечислите формы работы с родителями.
Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; индивидуальные беседы; анализ детских рисунков и рассказов о семье.
Взаимодействие с родителями проводится …
В рамках родительских собраний
В рамках заседаний родительского комитета
Через индивидуальное консультирование педагогом
Открытые уроки
Выставки ученических творческих работ, защиту учебных проектов. Это доставляет удовлетворение самому ученику и радует их родителей.
3. Какие формы работы можно использовать для включения родителей в деятельность школы?
Участие родителей в жизни школы становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.
Следовательно, задача педагогов – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей.
4. Считаете ли Вы эффективными такие формы работы с родителями, как, открытые занятия? Что это дает педагогам и родителям?
Открытые занятия являются достаточно распространённой формой работы. В этот день родители посещают занятия и другие мероприятия с участием детей.
Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций. Ребята очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, и гордятся участием родителей в жизни класса и школы.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Родители активно участвуют в праздниках и развлечениях - участие родителей в конкурсах, выставках, праздниках и других мероприятиях, проводимых в классе, школе.
- совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр,
Что дают Интернет – технологии родителю:
Оперативное получение информации и консультационной поддержки (успеваемость, пропуски, информация, расписание);
Повышение родительской грамотности;
Более тесный контакт со школой и возможность более активно включиться в жизнь школы;
Возможность объединяться в родительские сообщества и решать вопросы;
Участие в сетевой жизни своего ребенка;
Полезные ссылки (переход на электронный дневник, а сейчас Сетевой город образования, на портал государственных услуг);
Материалы для родителей (материалы для подготовки к уроку, задания повышенной сложности).
Задачи семейного воспитания:
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:
• гармоническое развитие ребенка;
• забота о здоровье детей;
• помощь в учении;
• трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
• помощь в социализации личности и ее самореализации;
• формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
• забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
• развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
• подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
Каковы же условия взаимодействия семьи и школы?
Принципы взаимодействия семьи и школы
1. Принцип согласия
Школа - раскрывает цель воспитания
Школа – сообщает о функции школы
Школа – наделяет семью обязанностями
Школа – открывает психологию любви
Семья – осмысливает цель воспитания, выражает мнение
Семья – выражает мнение о продуктивности функций
Семья – соглашается создавать необходимые условия
Семья – учится искусству любить детей
2. Принцип сопряжения
Школа - оповещает о педагогических требованиях
Школа – информирует о ходе развития детей
Школа – знакомит с воспитательными замыслами
Школа – предъявляет работу школы
Семья – поддерживает требования школы
Семья – сообщает о проблемах семейного воспитания
Семья – соглашается содействовать замыслам
Семья – вносит коррективы в семейное воспитание
3. Принцип сопереживания
Школа оказывает знаки внимания родителям
Школа формирует у детей любовь к семье
Школа знакомит с событиями школы
Семья благодарит и выражает ответное внимание
Семья утверждает безусловное уважение к школе
Семья проявляет интерес к жизни всех детей
4. Принцип сопричастности
Школа информирует о нуждах школы
Школа приглашает обсудить проблемы
Школа просит об обеспечении ребёнка
Семья оказывает материальную помощь
Семья участвует в обсуждении проблемы
Семья обеспечивает ребёнка необходимыми средствами
5. Принцип содеянности
Школа информирует семью о планах работы
Школа приглашает принять участие
Школа организует общее дело
Семья оценивает влияние школы на детей
Семья откликается на приглашение, участвует
Семья участвует в общих делах
6. Принцип меры.
Основная и единственная цель альянса – организовать воспитательное пространство для гармонизации развития детей
Не форсировать развитие и углубление взаимоотношений «семья-школа»
Не перекладывать свои обязанности друг на друга (не выходить за пределы своих воспитательных функций)
Взаимно признавать автономию школы и семьи, считая единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью – просьбу
Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации при любых обстоятельствах
Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства, ставя педагогический акцент на отношение к этим обстоятельствам
Не укорять семью в присутствии ребёнка, не порицать детей в присутствии родителей – всегда помнить: они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь
Апеллировать к разуму ребёнка как субъекту деятельности и поведения, не создавать на него двойного давления семьи и школы
Объединяя все эти правила, мы можем прийти к выводу, что учителю следует быть максимально корректным в своем поведении, требуется постоянно следить за собой. К каждому родителю нужен свой подход, но при этом не следует переходить за определенные рамки дозволенного поведения. Учитель не может позволить себе повышать голос и тем более кричать на родителя. Учителю следует держать свои эмоции под контролем, ему важно помнить, что любая его ошибка отразится на его репутации и репутации школы. Необходимо прислушиваться к мнению родителей, выделять больше времени общению в удобное для них время.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями. Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с родителями с использованием нетрадиционных форм работы позволяет решить те задачи, которые мы перед собой ставим. Работа продолжается.
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
« Совершенствование работы с родителями в условиях реализации ФГОС:
пути эффективного взаимодействия».
Учитель-дефектолог:
Насырова А.У.
г. Казань
03.04.2018 год