Из опыта работы
учителя начальных классов
МБОУ «Буранчинская ООШ»
Букаевой Розы Кадыргалиевны
по теме:
«Совершенствование качеств навыка чтения младших школьников»
В настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. В России , как и большинстве развитых стран, приобщение к чтению становится не только педагогическим, но и социальным и политическим делом.
Читающий человек- культурный, социально защищенный, имеет большой объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеет речью, точнее формулирует мысли, свободно общается.
Чтение должно стать фундаментом для решения таких актуальных задач современной школы, как обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности, образования в течении всей жизни человека.
В возрасте 7-9 лет ребенок переживает трудный путь своего читательского развития: переход от слушателя к читателю. Процесс овладения техникой чтения на первых порах тормозит творческое восприятие школьников .В этот период наблюдается спад интереса к чтению, но это явление временное.
Главная задача начальной школы - добиться, чтобы ребенок читал без принуждения, с удовольствием. Большую роль в этом возрасте продолжают играть иллюстрации, взаимодействие со взрослыми, основанное на материале книг: беседы, обсуждение прочитанного, рисование, лепка, самостоятельное писательское творчество. Огромное значение имеет личный пример читающего взрослого, его уважительное отношение к книге и к чтению.
Младшие школьники различаются по уровню чтения, интересам, начитанности. Однако есть возрастные черты читательского развития: наивный реализм, «эффект присутствия», обостренное чувство восприятия, действенное воображение, отождествление себя с героем книги.
.
Исходя из общей задачи развития личности ребёнка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.
Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:
развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность
воспитывать средствами чтения у ребёнка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем звене школы;
научить полноценно, воспринимать художественные и научно-познавательные тексты в их специфике, а также работать с учебной и детской книгой.
С первых дней моей педагогической деятельности я стремилась к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать детей в их нравственном, умственном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки. Но, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывалась группа слабо читающих детей. Почему же некоторые учащиеся неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными? Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучению чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Всё это заставило меня пересмотреть свои подходы к обучению чтению, обратиться к практическому опыту педагогов-новаторов, добившихся хороших результатов в формировании навыка чтения, к анализу методической литературы. Организуя работу над развитием навыка чтения, я исходила из его сущности, его природы.
«Особенности чтения младших школьников»
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем». В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:
Восприятие данных слов. Уметь читать – это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются.
Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова. 3)Оценка прочитанного. Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию наблюдается, как известно, не всегда.
Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т.е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения – возникновения из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются, и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в тексте.
Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.
Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей. Ему свойственна:
фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;
слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия;
зависимость от жизненного опыта;
связь с практической деятельностью ребёнка;
ярко выраженная эмоциональность и непосредственность, искренность сопереживания;
превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;
недостаточно полное и правильное понимание изобразительно выразительных средств речи;
преобладание репродуктивного (воспроизводящего) уровня восприятия.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребёнка к культурной традиции, погружение в мир литературы, развитие его личности. При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения, как в начальной, так и в средней школе, а также надёжное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдёт осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становиться основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определённых условиях становиться средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учётом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения.
Для развития всех этих качеств использую специальные задания, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным. Рассмотрим упражнения, характерные для развития каждого навыка отдельно.
2. Практический раздел «Совершенствование качеств навыка чтения младших школьников»
а) Упражнения для развития правильности чтения.
Под правильностью чтения понимается чтение без искажений, т.е. без ошибок, допускаемых учащимися.
1.Искажение звукобуквенного состава:
- пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
- перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
- вставка произвольных элементов в единицы чтения;
- замена одних единиц чтения другими.
Причина подобных ошибок у учащихся начальных классов (как у чтецов с несформировавшимся навыком чтения) заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произнесением и осмыслением содержания читаемого. У опытного чтеца синтез трёх указанных компонентов отличается гибкостью и подвижностью, поэтому смысловые догадки, сопровождающие их чтение, редко ведут к ошибкам. У начинающего чтеца смысловая догадка гораздо чаще может стать причиной неправильного восприятия, а затем и произнесения слова, так как процесс восприятия и процесс осмысливания ещё не так легко и быстро взаимодействуют между собой.
2.Наличие повторов.
Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребёнка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного.
3. Нарушение норм литературного произношения:
- орфоэпические ошибки; среди них неправильное ударение – самый распространённый вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов.
- ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением»
В целях предупреждения ошибок предлагаю учащимся такие упражнения, которые вырабатывают внимание к слову и его частям.
1. «Наращивание слов»
Если учащимся предстоит встретиться в тексте с трудным словом, громоздким по структуре, перед чтением всего текста оно должно быть прочитано. Для того чтобы помочь прочитать слово безошибочно, оно делится на более мелкие структуры, вместо него предлагаются слова с тем же корнем.
а) «Читай целыми словами»
(2 класс Ю.Ермолаев «Два пирожных»)
говор – говорила – проговорила
смех – смеялась – посмеялась
б) «Научись читать трудные слова, которые встретятся тебе в стихотворении»
ра – тра – стра – страна
во – тво – ство – детство
ро – кро – от – крою – открою
2. Предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.
«Научись читать трудные слова из текста. Читай по слогам, а потом плавно целым словом»
не – спра – вед – ли – во → несправедливо
рас – про – стёр – ла → распростёрла
3. Чтение слов с заменой некоторых букв.
«Для того чтобы правильно читать нельзя, терять ни одной буквы, быть достаточно внимательным. Потренируемся».
Отведите – отвезите
Оказался – отказался
4. Чтение шуток – чистоговорок.
Ло – ол – ор – у Ромы топор;
Лы – ло – ро – у меня перо;
Ал – ал – ар – в бане пар;
Ла – ал – ал – тёмный подвал;
Ли – ри – ли – купили сухари;
Ри – ли – ли – улицу мели.
5. Упражнение «Найди ошибки, исправь, прочитай правильно».
В умелых реках дело огнём горит.
Без прута не вытащишь и рыбку из прута.
6. Упражнение «Читай правильно, как мы говорим»
ошибка, молоко, скороговорка
Для развития правильности чтения использую упражнения, которые направлены на развитие запоминания, а значит, развивают внимание, память учащихся.
1.Упражнение «Назови картинки», где учащиеся запоминают показанные предметы на картинках, а затем по памяти их перечисляют.
2.Хорошие результаты даёт упражнение «Фотоглаз». Дети самостоятельно читают, запоминают (фотографируют) слова с доски (рис.1)
лещ | мяч |
язык | парта |
горох | карандаш |
Рис.1
Учитель читает другие слова или предложения, или текст, а учащиеся должны определить есть ли там такие слова: сок, игра, машина, липа, работа, мяч, тетрадь, сом, парта. Или учитель читает предложение: В реке плавает большая рыба. Эта рыба называется лещ. Или учитель читает стихотворение:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу,
Ох!
Практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок правильности чтения я использую приём взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой читает следующие два абзаца.
Анализ текстов показывает, что почти в каждом произведении встречаются слова, значение которых учащимся незнакомо. В целях предупреждения ошибок при чтении этих слов, при подготовке к уроку анализирую текст с точки зрения лексических возможностей. Выделяю слова, над которыми следует поработать основательно для того, чтобы они вошли в активный словарный запас. Устанавливаю, какой приём для объяснения значения слова будет использован:
1) замена слов синонимами, антонимами, описательным оборотом;
2) включение слова в словосочетание, предложение;
3) словообразовательный анализ;
4) нахождение толкования слов учащимися в толковых словарях, справочниках, в энциклопедиях, Интернете.
5) Игра «Найди соответствие»
Приведу пример: рассказ Н.Носова «Заплатка»
Для словарной работы выделены слова:
Защитный цвет
От досады
Оправдался
Приёмы:
показ предмета защитного цвета;
подбор синонима – огорчение;
выделение корня правд – (признать себя правым, невиновным)
Рассказ Л.Толстого «Филиппок»
Для словарной работы выделены слова:
Украдкой
Слобода
Сени
Полы
Немой
Коли
Приём:
Игра «Найди соответствие». Учащиеся должны соединить слова и их объяснения (рис.)
Слово | Его толкование |
Украдкой | Лишённый способности говорить |
Слобода | Нижняя часть раскрывающейся одежды |
Сени | Большое село, пригород |
Полы | Если |
Немой | Помещение между крыльцом дома и жилым помещением |
Коли | Скрытно, незаметно для других |
Рис.2.
Включение трудных слов в активный словарь обеспечивает их прочное усвоение учащимися, формирует навыки самостоятельного использования в речи.
б) Упражнения для развития беглости чтения.
Немаловажную роль при чтении отвожу обучению беглости чтения.
Важность быстрого чтения в образовательном процессе отрицать было бы неправильно. Ежегодный прирост научно – технической литературы во всём мире составляет сейчас 60 млн. страниц. Но это не предел. Учёные подсчитали, что в начале 21 века, объём информации возрастёт в 10 раз! Как же научиться управлять информационным потоком, как выделять самое важное и необходимое в данный момент? Учить управлять надо с самой первой ступени школы. Выделять главное поможет осмысленность читаемого материала, а справиться с большим объёмом информации скорочтение.
Обязательным условием для повышения скорости чтения является проведение работы по
развитию речевого аппарата;
расширению оперативного поля чтения;
развитию смысловой догадки (антипации) на различных уровнях;
развитию скорости чтения при чтении вслух и молча;
развитию внимания и памяти в процессе восприятия;
Первая группа упражнений по развитию беглости чтения направлена на активизацию органов речи.
С первого класса урок чтения начинаю с речевой зарядки, которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произнесению звуков, слогов, слов выражений. Речевая зарядка состоит из нескольких этапов:
1этап – дыхательная гимнастика, так как правильное дыхание основа речи.
Упр.1: Дуйте на пламя воображаемой свечи и отклоните его.
Упр.2: Задуйте 5 больших свечей, а потом 7 – 8, не добирая воздуха, а только увеличивая резкость выдоха (три раза).
Упр.3: Вдох носом, выдох через рот;
Вдох, задержка дыхания, выдох;
Вдох, выдох по порциям.
2 этап – артикуляционные упражнения. На втором этапе речевой зарядки – при выполнении артикуляционных упражнений – важно показать, как правильно «разогреть» мышцы языка, губ, щёк, чтобы облегчить им наибольшую подвижность при чтении. Чтобы детям было интересно выполнять упражнения, можно рассказать им сказку о Весёлом Язычке, где полость рта называется домиком, кончик языка – хвостиком, твёрдое нёбо – потолком, нижние – зубы крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхаемая струя воздуха – ветерком.
На данном этапе использую следующие упражнения:
Упр.1: Нижнюю челюсть энергично и плавно опустите вниз, затем поднимите в исходное положение.
Упр.2: «Чищу зубы». Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язык слева направо и наоборот.
Упр.3: «Лошадка»
Упр.4: «И» и «У». «И» - растягиваем максимально губы. «У» - вытягиваем трубочкой вперёд. По сигналу учителя увеличиваем темп и громкость.
Для выполнения этих упражнений дети пользуются индивидуальными зеркалами.
3 этап – произнесение сочетаний звуков.
Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности, нечёткости произношения, необходимы упражнения в качестве разминки перед чтением.
Сначала учащиеся хором тренируются в произношении основных гласных:
а, о, у, ы, и, э.
Затем даются сочетания гласных:
а – у, а – о, ы – и, э – а, и – о и т.д.
После отработки произношения гласных включаю упражнения на произношение сочетаний гласных и согласных:
ба, бо, бу, бы, бэ, би;
ва, во, ву, вэ, ви и т.д.
Практически разминки на уроке проводятся следующим образом: на доску выписываются гласные, а учащиеся по алфавиту подсоединяют к ним согласные. Чтение проводится хором и индивидуально, включаются соревнования по рядам. Далее учащиеся тренируются в сочетании гласных, например:
аоуиэ, аиуоэ;
согласных:
з – с – ж, ш – ж – с;
согласных и гласных:
же, че, ща, тра, три.
Затем проводится работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох, и на выдох читают 15 согласных одного ряда:
бкзстрмнвзршлйх
жлпфхчцбрптсткл
Чтение согласных с какой – нибудь гласной. Например, первый ряд ученик читает с гласным «а», второй ряд – с гласным «у». После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них:
А, о, у, ы, и, э.
Учащиеся также могут произносить звуки, сочетания звуков, характерные голосам животных, явлениям природы и др. На данном этапе добиваюсь от учащихся отчётливого произношения звуков, слогов, слов. Это закладывает базу для произнесения скороговорок, трудных слов, встречающихся в тексте, и служит дополнительным способом повышения мотивации для работы по совершенствованию техники речи.
Основными задачами четвёртого этапа речевой зарядки является работа над чётким произношением скороговорок.
Следующая группа упражнениё направлена на расширение оперативного поля чтения. При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Всё что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как в тумане. Как показали исследования, глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановки) или смены точек фиксации (движении). Восприятие текста происходит в момент остановки или фиксации. У нетренированного чтеца за одну фиксацию воспринимается несколько букв, в лучшем случае отдельное слово. На книжной строке такой читатель делает 12-16 фиксаций. При тренировке число фиксаций в строке сокращается до 2-3. Учёные доказали, что поле зрения глаза можно увеличить путём упражнений и научить глаз двигаться вертикально. Можно сделать вывод: быстрее читать, значит шире «глядеть», т.е. одновременно захватывать в поле зрения как можно больше слов.
Очень хорошо развивает поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие учащиеся считывают их за 5-4 секунды. Таблицы изготавливают сами дети на уроке труда, у каждого ученика карточка, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 (рис.3) и от 1 до 20 (1класс) (рис.4), от 1 до 25 (2 – 3 класс) (рис.5)
Рис.3
1 | 16 | 3 | 6 |
20 | 8 | 19 | 11 |
10 | 13 | 4 | 9 |
15 | 18 | 2 | 14 |
5 | 12 | 7 | 17 |
Рис.4
15 | 6 | 16 | 9 | 14 |
1 | 8 | 20 | 24 | 2 |
18 | 22 | 10 | 21 | 12 |
17 | 11 | 23 | 5 | 25 |
7 | 4 | 13 | 19 | 3 |
Рис.5
с | м | т | а | о | и |
ю | г | ш | р | х | в |
п | й | з | э | ё | у |
ф | б | я | ч | д | л |
к | у | с | н | щ | ж |
Рис.6
По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом (рис.6). Ученики считают про себя, указывая карандашом цифры (или буквы). В работе с таблицами использую памятку.
ПАМЯТКА
1.Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.
2.Старайся запомнить расположение сразу двух – трёх следующих друг за другом чисел.
3.Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю её целиком.
При работе с буквенной таблицей после выполнения основных упражнений предлагается игра «Печатная машинка». Напечатать называемые учителем слова (это могут быть словарные слова на уроках русского языка, термины на уроке окружающего мира и т.д.)
По типу предыдущего упражнения использую слоговые таблицы (рис.7). Сначала проводится работа над расширением поля зрения, а затем карандашом указывается слоги из называемых слов, предложений. Например:
Лимон, панама. У Оли лимон. У Коли панама.
ли | ма | па |
о | ко | на |
ка | у | мон |
Рис.7
Нравятся детям упражнения на тренировку восприятия, предложенные Ли Кларком:
а) В ряду слов предлагается найти слово, идентичное тому, которое располагается вначале строки и выделено жирным шрифтом. Например:
вол /мол мул волк столб болт вол тол вот
мак / маг мак мат мал смак бак мак лак мак рак
ручка / манка марка каска пасха маска миска
б) Быстро продвигаясь по строке найти два одинаковых слова.
Каркас карась карат каркать карниз карниз карст
катер кратер катет катет катион катод каток
Следующие упражнение «Пирамидка» направлено на сокращении времени отдельной фиксации. «Пирамидка» строится из слов произведения, которое читалось, (упражнение вводится при проверке домашнего задания), или используется текст нового рассказа. Например:
бури
ветры
ураганы
разыграйся
заморозить
выхолаживая
Задание:
1.Быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово закрывается карточкой.
2.Назвать предмет, слово, словосочетание, показанное за минимальную единицу времени.
Данное упражнение развивает не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствует улучшению памяти, внимания.
Для избавления от регрессий использую такой вид работы, как чтение с карточкой (2×5см). Ребёнок, придерживая карточку левой рукой, закрывает ею уже прочитанные слова. Таким образом, он не даёт себе возможности вернуться к уже прочитанному. Карточка должна двигаться в одном заданном темпе, что стимулирует достаточно быстрый темп чтения.
Особое внимание уделяю чтению «молча». В современных условиях чтение «про себя» приобрело ведущее значение. Это связано, прежде всего, с изменившимися социальными условиями, которые предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации.
«Молчаливое» чтение обеспечивает развитие любви к обильному чтению книг. Овладение основами техники «молчаливого» чтения должно происходить параллельно с обучением чтению «вслух». При этом соотношение этих форм должно постепенно меняться в пользу первого.
Работая над текстом на уроках чтения, я использую следующие упражнения для обучения чтению «молча»: «чтение – спринт», «чтение – разведка», чтение со счётом слов, упражнение «Финиш».
ПАМЯТКА
Плотно сожми губы и зубы.
Читай только глазами.
Читай как можно быстрей.
Ответь на вопросы к тексту.
Наряду с основными упражнениями, я использую и другие:
Упражнение «Финиш». Методика работы такая же, как и при «чтении – спринт», только читаем до указанного слова или выражения.
Чтение с речевыми помехами. Ученик читает текст про себя, одновременно напевая знакомую песенку или декламируя наизусть стихотворение.
Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники должны читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.
Чтение со звуковыми помехами (звучание музыки).
В своей работе использую тренировочные упражнения, развивающие умение менять скорость чтения в зависимости от содержания.
Упражнение «Буксир»
Упражнение «Молния»
Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния!» и продолжается от 20 секунд (вначале) до двух минут (после освоения упражнения).
Следующая группа упражнений направлена на развитие у учащихся умения антиципировать.
Антипация – это психологический процесс ориентации на будущее. Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков, предварительно осуществлённого оперативным мышлением. Антипация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определённые действия. Развитию антипации способствуют следующие упражнения:
Упражнение 1: «Угадай»
Для развития смысловой догадки при чтении затушёвываются отдельные буквы, окончания, части слов. Например:
а) Берётся текст известного детям произведения «Репка».
По… де… ре… . Вы… ре… бо… - пре… . Ста… де… ре… тя… . Тя… - потя…, вы… не мо… .
б) На доске записаны скороговорки или четверостишия, загадки. После предварительного прочтения учитель убирает окончания нескольких слов и просит восстановить текст. Убираются целые слова, восстановить текст предлагается по памяти.
Упражнение 2:
Восстановите слова на основе заданных комбинаций согласных. Написать слова, у которых есть такие согласные:
к – н кино, океан, конь, окно…
с – л сила, соль, осёл, село…
Упражнение 3:
Антипация частей поговорок, пословиц, фразеологизмов, предложений.
Сделал дело …
Тише едешь …
Упражнение 4:
Антипация частей диалога.
Дети сами придумывают диалог и предлагают одноклассникам их восстано-
вить.
Упражнение 5: «Доскажи словечко»
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе … (живот)
Чтение - вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развитие навыков умственной концентрации, сосредоточения.
Ученикам предлагается задания, позволяющие повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить объём внимания.
1.Найди ошибки в тексте:
Я вчера буду купаться.
Мы завтра были на даче.
2.Упражнения, предложенные И.Д.Ладоновым в книге «Техника быстрого чтения»
Найди пары цифр и букв, отличающихся друг от друга. Сосчитай количество отклонений. Время выполнения упражнения 1,5 мин.
78 86 32 76 90 73 уд вд ыж зы ха ал
78 86 32 76 80 73 уж вд ыж щи бв ба
3. Цель следующего упражнения развитие памяти, внимания, правильного восприятия.
Отгадай загадки, к отгадкам подбери однокоренные слова.
«Мнимое слово»
«Игра в прятки»
В книге О.А.Кузнецова «Техника быстрого чтения» отмечается, что память – это динамический процесс, поэтому качественные и количественные показатели памяти определяются степенью активности психической деятельности человека. Для развития памяти детей я использую следующие игровые упражнения:
1. Игра «Слова»
Записать как можно больше слов относящихся к темам: «Школа, книга, город, осень» - на уроке русского языка.
«Лес, животные, приборы и оборудование» - на уроке окружающий мир.
«Искусство, живопись» - на уроке ИЗО.
2. Игра «Кто больше запомнит?»
3. Игра «Запоминаем рисуя»
4. Игра «Запоминаем слова».
5. Игра «Посмотри и запомни»
в) Упражнения для развития осознанности чтения.
На уроках чтения большое внимание уделяю работе над осознанием учащимися содержательной стороны читаемого текста. Понимание и осознанность – ведущие стороны в овладении детьми навыком чтения. К.Д. Ушинский почти как афоризм сформулировал эту мысль: «Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело».
В современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:
1) осмысление значения каждой языковой единицы текста;
2) понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно – выразительных средств, т.е. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;
3) осознание себя как читателя.
Поэтому, чтобы учащиеся представляли, что они читают связный текст, обращаю их внимание на основные признаки текста: целостность, связность, наличие определённой темы, заглавие, содержание, объединённые общностью мысли, начало и конец.
Для формирования умения видеть заголовок и понимать его роль использую следующие задания:
выбери заголовок из предложенных вариантов и соотнеси его с текстом;
подбери собственный заголовок, соответствующий содержанию текста;
прогнозирование по заголовку содержания текста.
Умение определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей можно формировать с помощью следующих заданий:
1.Работа с деформированным текстом:
- собери предложения из частей:
- «Наведи порядок!»
Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ. Для этого установи, что было сначала, далее, в конце рассказа.
- Нарисуй структуру текста, изображая каждую часть кругом. Впиши заглавие этих частей.
- Подбери к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста, определи, где она заканчивается.
Работая над целостным восприятием текста, я стремлюсь вначале сформировать у учащихся умение понимать предметную (фактическую) сторону – факты, события. Когда вижу, что уже все учащиеся справляются с этим видом работы, включаю более сложные задания, связанные с выявлением смысла читаемого. Осознание прочитанного учащимися я проверяю с помощью вопросов по содержанию. Эти вопросы задаю устно или письменно на доске. Вопросы можно написать на индивидуальных карточках, которые можно предложить слабым или наоборот сильным детям, на уроке или в виде домашнего задания. С помощью вопросов можно предложить различные виды работ на уроке. Например:
расположи вопросы по порядку содержания текста;
поставь вопросы по второму абзацу текста;
упражнение «Прочти, спроси, ответь!»
Дети читают строки:
Вдруг какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь.
Перед ними вопросы: Кто? Как? Что? Что делает? Какой?
Каждый ученик может попробовать себя в роли учителя и задать однокласснику вопрос, начало которого на доске (Кто открывает дверь? Как открывает дверь? и т.д.)
Немаловажное значение в формировании осознанного чтения имеет работа над незнакомыми и сложными словами. Использую следующие виды упражнений:
Разбор значений слов синонимов.
Ключ – родник.
Воин – солдат, боец.
Подбор к данному слову слова с противоположным значением.
Работа с фразеологизмами, соотнесение фразеологизма с иллюстрацией и объяснение значения.
Работа над правильностью восприятия многозначных слов и выражений.
Например:
а) объясни, что значит
шишка на лбу
голова поезда
хвост поезда
б) объясни смысл предложения
На тебе обувь горит.
У тебя щёки горят.
в) подбери слово в словосочетании:
ножка малыша – ножка…
спинка девочки – спинка…
ручка ребёнка – шариковая …
собрание жильцов – собрание…
погода на улице – погода…
Слова для справок: ручка, книг, стола, в доме.
г) объясни смысл выражения:
Шляпа на голове. / Эх, ты, шляпа!
Ворона – птица. / Ну, ты, и ворона!
В результате предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, вырабатывается умение правильно строить предложения, последовательно излагать свои мысли.
На следующей ступени работы с текстом формируется умение понимать, запоминать и воспроизводить прочитанное. С помощью этих умений осуществляется глубокое, полноценное восприятие произведения. Учащиеся выполняют и творческие задания:
а) Иллюстрирование.
б) Словесное рисование.
в) Придумывание продолжения.
г) Составление диафильма.
д) Инсценирование.
е) Написание стихов, сочинений.
ё) Викторины, отгадывание и составление кроссвордов по прочитанным произведениям.
Для контроля насколько материал прочитан осмысленно, использую тестирование, цифровой диктант (Учитель читает детям утверждения, если дети согласны с утверждением, ставят 1, если не согласны – 0).
г) Упражнения для развития выразительности чтения.
К последней группе приёмов относятся упражнения, на развитие выразительного чтения. Выразительное чтение в школе – одно из действенных средств воспитания и обучения детей. Этот навык раскрывает и расширяет внутреннее состояние ребёнка, направляет его чувства, стремления, вырабатывает активность мысли. На уроках чтения провожу работу по формированию основных элементов выразительного чтения: темпа, силы голоса, работаю над паузой, мимикой, жестами.
Чтобы читать выразительно, нужно научиться управлять речевым аппаратом. Главный инструмент читающего: голос, который следует развивать. Но прежде чем начать работу над голосом, нужно научиться владеть дыханием. Поэтому на уроках чтения предлагаю ребятам упражнения, укрепляющие дыхание. Затем упражнения на развитие голоса. Например:
Упражнение 1: Игра «Громко – тихо».
Для игры необходима запись шума ветра. Учитель предлагает ученикам прочитать отрывок из сказки «О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.
Под шум ветра ученики читают с постепенным наращиванием темпа и диапазона громкости.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её…
Следующую часть стихотворения ученики читают под шум ветра, который с каждой строкой становится тише, с постепенным убыванием темпа и диапазона громкости.
Упражнение 2:
Прочти стихотворение, делая небольшой вдох перед чтением каждой строки, не ослабляй силу голоса к концу строки.
Упражнение 3: «В лифте».
Большую пользу приносят упражнения, которые вырабатывают у детей умение повышать или понижать голос при чтении.
«Представьте себе, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше и наоборот. Едем сначала с первого этажа на девятый, а потом вниз.
Упражнение 4:
Для регуляции силы голоса использую стихи А.Л. Барто, К.И.Чуковского.
Например, «Путаница» К.И.Чуковского.
У: Гуси начали опять
По - гусиному кричать:
Д: «Га – га – га!»
У: Птицы зачирикали:
Д: «Чик – чирик!»
У: Кошки замурлыкали:
Д: «Мур – мур – мур!»
Ученики произносят различные звукоподражания с разной силой голоса и таким образом привыкают правильно находить способ, приём выражения того образа, который создаёт автор произведения.
Дикция – основа понятийности речи. Для формирования чёткой дикции упражняемся с учениками в правильном произношении гласных звуков, звонких и глухих согласных, чередовании звонких и глухих согласных, сочетаний согласных с гласными. Использую чтение скороговорок сначала в медленном, затем в быстром темпе. Отработке дикции способствует также работа с чистоговорками. По образцу учащиеся придумывают свои чистоговорки, порой очень весёлые.
Для отработки интонационной выразительности речи учащихся читают разные по эмоциональной окраске предложения, стараясь голосом передать восторг, удивление, сожаление, радость, грусть и т.д.
ПАМЯТКА
Перечитывай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
Определи своё отношение к событиям (героям, описаниям картин природы)
Мысленно представь себе их.
Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения)
Подумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения.
Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
7. Прочитай текст выразительно.
Как же приобщить школьников к чтению? Отвечая на этот вопрос необходимо учитывать такое явление, как ожившая книга. Совершенно очевидно, что это явление обладает огромным педагогическим потенциалом, который нельзя игнорировать. В отечественной литературе ярким примером может служить книга А.П.Гайдара «Тимур и его команда», давшая начало детскому тимуровскому движению - массовому движению пионеров и школьников, содержанием которого являлась гражданская забота нуждающихся в помощи людям.
Традиционным классическим способом приобщения к чтению является рекомендательная библиография - специальные подборки и разнообразные библиографические издания, помогающие маленьким читателям ориентироваться в мире книг. На родительском собрании рекомендовано родителям использовать библиографический словарь «Писатели нашего детства», отражающий рекомендуемый круг чтения для детей и подростков от 5 до 15 лет. Использую специализированные издания: журналы «Читаем вместе», приложение к газете «Первое сентября», «Библиотека в школе» и журналы , которые выписывают по почте сами учащиеся. Кроме этого в работе использую в работе электронные библиографические пособия по детской литературе- указатель детских книг отечественных и зарубежных авторов. Сотрудничаем с сельской и школьной библиотекой, также есть классная библиотека, учащиеся с большим удовольствием читают и приносят личные книжки и журналы, читают и обсуждают прочитанное.
Опыт работы показал, что при умелом педагогическом подходе сочетание традиционного чтения и и новых технологий не только уместно, но и полезно. Часто информация, полученная из Интернета, становится поводом для обращения к книге, и , наоборот, книга побуждает к поиску новой информации.
Оригинальной эффективной формой приобщения к чтению являются литературные музеи, мы совершаем путешествия, по музеям и памятникам литературных героев по различным городам, учащиеся ищут информацию в Интернете.
Свой вклад в приобщение к чтению вносят театр и кино. Ежегодно в школу приезжает кукольный театр, который учащиеся посещают с удовольствием, просмотр постановок обсуждается в классе, также учащиеся посещают театры на каникулах с родителями, ходят в кино,
Общественное внимание к книгам и чтению традиционно проявлялось во всероссийских праздниках и знаменательных датах: «День печати» , «70- летие Великой Победы», «Год литературы в России», в классе проводились акции «Пришел в библиотеку сам, приведи друга!», конкурс в сельской библиотеке «Самый толстый формуляр».
Диагностика и оценка читательской компетенции школьника.
На начальной ступени обучения особое значение имеет овладение речевыми метапредметными действиями, среди которых особо следует выделить навыки осознанного чтения и работа с информацией.
Качество чтения как ожидаемый образовательный результат представляет собой совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты- сформировавшаяся система ценностных отношений учащихся к себе как к читателю, к читательскому сообществу.
Как увидеть результат приобщения?
Критериями приобщенности школьника к чтению являются- личностное качество, которое характеризуется увлеченностью чтением и позитивным отношением к себе как к читателю.
Существуют массовые методики, демонстрирующие общие тенденции школьников к чтению в данном классе и методики индивидуальной диагностики углубленного характера. Данные методики требуют небольшого временного ресурса и легки в обработке и проведении.
1.Читать- не читать.
Учащимся предлагается высказать свое мнение по поводу следующих высказываний:
Есть люди, которые любят читать.
Есть люди, которые не любят читать.
Как тебе кажется на кого ты похож и почему?
Ответ пишется в свободной форме. Результаты обрабатываются в таблице:
Есть люди, которые любят читать. | Есть люди, которые не любят читать. |
Число учащихся, которые относят себя к этой категории - % | Число учащихся, которые относят себя к этой категории - % |
Аргументы выписываются и ранжируются по частоте упоминания. Периодичность проведения: в начале учебного года, после первого полугодия и в конце учебного года. Результаты сравниваются.
2.Температура чтения.
Школьникам предлагается ответить на вопрос:
Какими словами можно охарактеризовать твое отношение к чтению- очень дружеское, дружеское, безразличное, непрязненное, враждебное?зируются. На основании их учитель и родители делают выводы о дальнейших шагах в приобщении школьника к чтению.
Вариант : графическое расположение ответа на оси воображаемого термометра.
2- очень дружеское,
Дружеское,
0- безразличное,
-1- неприязненное,
-2- враждебное.
Результаты анализируются. На их основании учитель совместно с родителями делают выводы о дальнейшем приобщении школьника к чтению.
3.Все дороги ведут к чтению. Визуальный графический тест, позволяющий на уровне самооценки зафиксировать способы взаимодействия личности с миром чтения.Данная диагностика позволяет выделить как относительно благополучную группу учащихся в отношении к чтению, так и проблемный контингент, нуждающийся в индивидуальном педагогическом сопровождении .
Метапредметные результаты- освоение обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы читательской деятельности, применимые в реальных жизненных ситуациях, это навыки работы с информацией и целостное восприятие картины мира.
Некоторые способы и содержание оценки метапредметных результатов, связанных с читательской компетентностью школьников.
Результатом изучения темы «Мифы Древней Греции» будет умение школьника критически осмысливать сюжет, узнавать его в произведениях живописи, музыки,выстраивать логическую цепочку событий и действий героев, разбираться в родственных связях, делать выводы проводить аналогии с событиями собственной жизни, находить отголоски мифов в скульптуре и живописи ит.д.
В результате по итогам изучения темы учащийся проходит
1. Тестирование (знаю),
2.Заполняет лист самооценки (могу и хочу), целесообразно использовать цветограмму:
Зеленый- чувствую себя уверенно, с заданием справился полностью,
Желтый- есть сомнения,
Красный- чувствую тревогу и неуверенность.
3.Представляет тематический Портфолио.( рисунки, образы, эссе, сообщения по теме)
Предметные результаты- выражаются в освоении обучающимися конкретных элементов социального опыта, полученного в рамках отдельных предметов посредством чтения.
Предметные результаты читательской компетентности в первую очередь достигаются в процессе освоения предмета «Литературное чтение».
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные учебные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
КАРТА ДОСТИЖЕНИЙ (Литер. чтение)
1.Чтение наизусть | | | | | | | |
2.Правильность чтения | | | | | | | |
3.Выразительность | | | | | | | |
4.Скорость вслух | | | | | | | |
5.Скорость про себя | | | | | | | |
6. Пересказ | | | | | | | |
7. Рассказ о любимом литер. герое | | | | | | | |
8.Оценочная характеристика героев | | | | | | | |
9. Ориентирование в книге (автор, содержание…) | | | | | | | |
10. Качество устных высказываний | | | | | | | |
11. Переписка с клубом* | | | | | | | |
12. Активность на уроке | | | | | | | |
13. Конкурсы, олимпиады* | | | | | | | |
14. | | | | | | | |
Описанные методические приёмы я использую в работе. Они положительно влияют на формирование выразительного чтения и на самореализацию учащихся в начальной школе.
Делая вывод, можно сказать, что совершенствование качеств навыка чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения должны вводиться с первого класса. На уроке невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста
Чтобы проследить рост каждого ребёнка строю индивидуальные графики техники чтения учащихся, которые дают возможность судить о результативности работы по совершенствованию навыка чтения, объяснить причины изменения графика и совместно с родителями наметить план коррекции. Для этого в конце урока отвожу несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все читают одну минуту, подсчитывают количество прочитанных слов и записывают в «Таблицу достигнутых результатов». Мониторинговые исследования показывают, что уровень сформированности навыка чтения стабильно растёт. Большая часть учащихся читает бегло, выразительно. Успехи, достигнутые ребятами, радуют.
Несмотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации, восприятии окружающего мира занимает с каждым днём всё большее место, чтение остаётся одним из способов интеллектуального развития личности ребёнка. И только оно способно сформировать и дать возможность ребёнку более точно и правильно воспринимать и понимать окружающий мир, своё место в нём, сделать жизнь более богатой духовно.