Совершенствование профессиональной деятельности преподавателей учреждений СПО.
ГПБОУ МО «МОМК №5», Мещерский филиал
Преподаватель биологии и химии: Кузнецова О.Г.
«Заинтересовать педагога в профессиональном развитии – значит надолго обеспечить успех в развитии своего образовательного учреждения»
Ли Яккока.
«Учитель живет, пока учится»
К.Д. Ушинский.
«Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека»
К.Д. Ушинский.
Сегодня вся система образования переживает период реформ и модернизации. Важным условием эффективности идущих преобразований является осознание, восприятие и реализация всех изменений самим преподавателем, являющимся главным субъектом образовательной системы.
Профессиональная компетентность педагога – это творчество, индивидуальность, готовность принятия нового, адекватное отношение к педагогическим инновациям, это способность сформировать устойчивую мотивацию учащегося к обучению, овладения профессией и тем самым повысить уровень качества образования.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способность адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога:
- план самообразования;
- создание портфолио;
- повышение квалификации;
- активное участие в семинарах, конференциях, конкурсах;
- участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций;
- инновационная деятельность педагога.
Таким образом, повышение профессиональной компетентности преподавателей состоит из звеньев:
Самообразование;
Портфолио достижений;
Инновационная деятельность.
Инновационная деятельность – это масштабное практическое воплощение нового знания, применение в практической деятельности результатов научной, исследовательской, познавательно-творческой деятельности.
Современное самообразование и развитие преподавателя включает:
- очное и дистанционное образование;
- участие в сетевых сообществах;
- создание собственных сайтов или блогов;
- участие в очных или заочных конкурсах.
Современный преподаватель должен уметь объединять традиционные знания и современные знания и навыки работы с информационными технологиями.
Современный преподаватель – это личность толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.
Методическое сопровождение.
Формы методического сопровождения классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные).
Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность учителей и ориентированы на зону ближайшего развития учителя.
Интерактивные формы предполагают создание нового образовательного продукта в процессе взаимодействия, вовлеченных в образовательный процесс субъектов.
Наиболее эффективными формами системы методического сопровождения на современном этапе являются: семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытый урок, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, способствующие формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития педагога.
Подводя итоги, следует отметить, что реализация системы методического сопровождения позволяет обеспечить создание оптимальных условий для наиболее эффективного совершенствования профессиональной деятельности и компетентности педагога на всех этапах его деятельности.