Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагает создание и поддержание в образовательном учреждении развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся. Созданные в образовательном учреждении условия должны: • соответствовать требованиям Стандарта; • обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения и полноценную реализацию предусмотренных в ней образовательных программ; • учитывать особенности образовательного учреждения, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании; • предоставлять возможность взаимодействия с социальными партнёрами, использования ресурсов социума. Неотъемлемым и важнейшим компонентом системы условий реализации основной образовательной программы является укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой и способными к инновационной профессиональной деятельности. Педагоги, работающие с обучающимися, должны обладать комплексом профессиональных компетенций, соответствующих современным требованиям к их деятельности. Компетенция в данном случае рассматриваются формирующаяся в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности система ценностей, знаний, умений и способностей, позволяющих педагогу адекватно решать функциональные задачи, составляющие сущность его профессиональной деятельности. Компетентность же выступает как качественная характеристика реализации педагогом сформированных у него компетенций. Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей. Основой для разработки перечня базовых профессиональных компетенций педагогических работников общеобразовательных учреждений являются требования к результатам и условиям реализации основных образовательных программ, закрепленные в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, учитывающие научно-обоснованные представления о целях и закономерностях образования в современном обществе и приоритеты государственной образовательной политики Российской Федерации. Содержание предлагаемого перечня воплощает требования к квалификационным характеристикам педагогических работников, установленные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». На основе этого официального документа в общеобразовательных учреждениях должны быть разработаны и приняты обновленные должностные инструкции, содержащие конкретный перечень должностных обязанностей педагогических и руководящих работников, с учётом особенностей организации труда и управления, прав, ответственности и компетентности работников участников образовательного процесса. Характеристики компетентностей | Показатели сформированности компетентности | 1. Профессионально значимые личностные качества | 1.1.Вера в силы и возможности обучающихся | Является необходимой основой ориентации педагога на раскрытие потенциальных возможностей обучающихся, готовности оказывать всестороннюю поддержку их личностному развитию. | - умение находить положительные стороны у каждого обучающегося и строить образовательный процесс с опорой на эти стороны; - создание ситуаций успеха для обучающихся; - умение осуществлять педагогическое оценивание, мобилизующее учебно-познавательную активность | 1.2.Эмпатийность | Заключается в способности поставить себя на место другого, определить его эмоциональное состояние на основе внешних проявлений (мимики, поступков, жестов), а также в способности к сопереживанию и бережном отношении к внутреннему миру окружающих. Служит необходимым условием выстраивания субъект-субъектных отношений с обучающимися, осуществления педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. | - умение давать характеристику обучающегося, адекватно отражающую разные аспекты его внутреннего мира; - умение выяснять индивидуальные предпочтения, возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается; - умение показать личностный смысл обучения с учётом индивидуальных характеристик внутреннего мира ученика; - умение оказывать эмоционально-психологическую поддержку обучающимся и коллегам по работе; - все обучающиеся безбоязненно обращаются к педагогу за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи. | 1.3.Социорефлексия | Проявляется в стремлении и умении педагога посмотреть на себя глазами других, оценить себя со стороны, в открытости к принятию других позиций. Способность к социорефлексии дает педагогу возможность анализировать собственные поступки и действия, а также лучше понимать действия других участников образовательного процесса. Такая позиция является важным источником саморазвития педагога, помогает разрешать различные затруднения в работе. Открытость к принятию других позиций предполагает, что педагог не считает свою точку зрения единственно правильной и открыт к диалогу с окружающими. Он интересуется мнением других, в случаях достаточной аргументации готов корректировать собственную позицию. | - интерес к мнениям и позициям других; - умение смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания на этой основе; - убеждённость, что истина может быть не одна; - учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся | 1.4. Общая культура | Накладывая отпечаток на характер и стиль педагогической деятельности, во многом определяет позицию педагога в глазах обучающихся и, соответственно, успешность педагогического общения. | - ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни; - осведомленность об актуальных изменениях в социальной жизни; - знание материальных и духовных интересов молодёжи; - демонстрация собственных интерересов, кругозора в ситуациях общения с обучающимися, в том числе – в рамках руководства дополнительным образованием, внеурочной деятельностью учащихся; - соответствие поведения, речи, внешнего вида педагога этическим и культурным нормам. - | 1.5. Эмоциональная устойчивость | Существенно влияет на характер отношений в рамках образовательного процесса, в деловом взаимодействии с коллегами, администрацией, родителями, определяет эффективность владения классом. | - сохранение спокойствия в трудных, эмоционально-напряженных ситуациях; - сохранение способности к объективной оценке в ситуации эмоционального конфликта; - способность находить продуктивные пути разрешения конфликтов | 1.6. Позитивная направленность на педагогическую деятельность и уверенность в себе | Выступает необходимым элементом мотивации к педагогической деятельности. Способствует установлению позитивных отношений с коллегами, обучающимися, администрацией. | - осознание целей и ценностей педагогической деятельности; - позитивное настроение, желание работать; - высокая профессиональная самооценка, вера в собственную эффективность | 1.7.Самоорганизованность | Обеспечивает способность к эффективному планированию и реализации намеченных планов, оптимальному распределению ресурсов для осуществления профессиональных задач, способность к самоконтролю, эффективной работе без постоянного внешнего контроля. | - умение рационально планировать собственную деятельность по решению профессиональных задач; - деятельная ориентация на достижение поставленных целей; - способность оперативно корректировать способы достижения целей и текущие задачи в соответствии с меняющимися условиями; - своевременное и ответственное выполнение принятых на себя обязательств; - обеспечение рациональной организации собственного рабочего пространства; - поддержание порядка в необходимой документации. | 2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности | 2.1.Умение ставить педагогические цели с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся | Составляет основу педагогического целеполагания - формирования идеального образа будущего результата, ради достижения которого организуется и осуществляется совместная деятельность педагога и учащихся. Ориентация на ученика при постановке целей выражается в том, что педагог знает и применяет на практике информацию о возрастных особенностях детей, об их индивидуальных различиях, умеет работать и с обучающимися как с группой, включающей детей одного возраста, и с каждым отдельным учеником. | - наличие соответствующих концепции ФГОС представлений о планируемых результатах освоения основных образовательных программ; - умение определять систему промежуточных целей на основе планируемых результатов освоения образовательных программ; - умение обоснованно ставить цели обучения по предмету, цели личностного развития, воспитания и социализации обучающихся с учетом возраста обучающихся, особенностей класса; - умение корректировать цели и задачи деятельности в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала; - умение выстраивать индивидуальные образовательные траектории учащихся на основе планируемых результатов освоения образовательных программ. | 2.2. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу | Является необходимым условием реализации субъект-субъектного подхода, ставящего обучающегося в позицию активного субъекта деятельности. Педагогическая задача представляет собой результат, достижимый в данный отрезок времени в определенных условиях. Перевод темы занятия в педагогическую задачу предполагает, что педагог учитывает реальные условия деятельности, возможности обучающихся и формулирует перед детьми задачи так, что они обязательно приведут их к достижению запланированного результата. | - умение формулировать цели урока с учетом планируемых результатов освоения реализуемых образовательных программ; - умение конкретизировать тему урока до комплекса взаимосвязанных задач; - умение определять критерии достижения целей урока; - умение сформулировать цели урока в понятной для обучающихся форме; - умение соотнести результаты обучения с поставленными целями и задачами. | 2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач | Определяет способность педагога сделать цель урока целью для ученика, обеспечить ее принятие и наполнение личностно-значимым смыслом. С точки зрения требований ФГОС данное умение абсолютно необходимо педагогу для формирования у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий | - умение организовать вовлечение обучающихся в процесс постановки целей и задач урока, результатов предстоящей деятельности, способов их достижения; - систематическое использование соответствующих приемов в ходе учебных занятий; - обеспечение педагогом проверки понимания обучающимися целей и задач урока. | 3.Компетентность в области мотивации учебной деятельности | 3.1.Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности | Является основой компетентности педагога в мотивировании учебной деятельности за счет создания ситуаций, формирующих и закрепляющих у ученика веру в собственные силы и возможности достижения требуемых результатов. | - знание возможностей конкретных учеников; - умение дифференцировать задания с тем, чтобы учащиеся могли почувствовать успех; - демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам - подчеркивание даже незначительных успехов обучающихся | 3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся | Заключается в умении педагога создавать мотивацию учебной деятельности на основе соотнесения предлагаемого материал с личным (субъектным) опытом и сферой интересов обучающихся. Если получаемая на занятиях информация опирается на имеющийся у ребенка опыт, и в то же время содержит новые, личностно осмысленные знания, то она сама приобретает мотивирующий потенциал, способствуя созданию установки на позитивное восприятие учебной деятельности. | - умение выстраивать деятельность на уроке с учетом имеющегося уровня учебной мотивации; - использование разнообразного спектра материалов и заданий, способных вызвать интерес к разным темам преподаваемого предмета; - использование знаний об интересах и потребностях обучающихся в своей педагогической деятельности; - умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов; - способность поддерживать доброжелательную атмосферу на уроке; - умение активизировать творческие возможности обучающихся; - демонстрация практического применения изучаемого материала; - поощрение любознательности учащихся, выхода за рамки школьной программы при выполнении заданий; - обеспечение возможности самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности; - создание условий для вовлечения учащихся в дополнительные формы познавательной деятельности по предмету (олимпиады, конкурсы и т.д.) | 4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности | 4.1. Компетентность в предмете преподавания | Отражает теоретическую грамотность педагога в области преподаваемого предмета, свободное владение его содержанием, понимание взаимосвязи теоретических положений с жизненной практикой, способность показать эту взаимосвязь учащимся. | - знание содержания отраслей научного знания, лежащих в основе преподаваемых предметов, области их применения в различных сферах человеческой деятельности; - активное использование дополнительных материалов при подготовке к уроку (книги, интернет-ресурсы); - организация работы с учащимися с опорой на знания, полученные ими ранее при изучении других предметов; - демонстрация возможности применения получаемых предметных знаний для объяснения социальных и природных явлений; - владение методами решения различных задач, характерных для данного предмета; - умение свободно решать задачи ЕГЭ, ГИА, предметных олимпиад. | 4.2. Компетентность в методах преподавания | Умение адекватно подбирать приемы и методы работы в рамках учебного занятия, цикла занятий является необходимым критерием грамотной работы педагога. Компетентный педагог умеет гибко адаптировать технологии преподавания (воспитания) к возрастным особенностям обучающихся, уровню их подготовленности, их интересам и иных конкретных условий. Он отдает предпочтение методам, побуждающим рассуждать. Компетентность в методах преподавания играет решающую роль в обеспечении эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. | - знание современных педагогических технологий (развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио и др.); - знание частных методик, позволяющих реализовать содержание преподаваемого предмета; - применение в образовательном процессе личностно-деятельностных методов обучения и воспитания; - умение выбирать и эффективно применять образовательные технологии, методы обучения, позволяющие достигать планируемых результатов освоения образовательных программ; - применение методов и приемов, обеспечивающих организацию самостоятельной (в том числе – исследовательской и проектной) работы обучающихся в информационно-образовательной среде; - своевременное внесение корректив в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации; - владение на уровне продвинутого пользователя современными информационно-коммуникационными технологиями и их обоснованное использование в образовательном процессе | 4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов) | Профессиональная деятельность педагога предполагает проявление внимания к изучению психологических и физиологических особенностей, возможностей и ограничений обучающихся, фиксацию в процессе работы наиболее эффективных способов мотивации отдельных школьников и класса в целом. Компетентность в данной сфере позволяет осуществлять индивидуальный подход к организации образовательного процесса и служит условием гуманизации образования, позволяет обеспечить мотивацию учебной активности. | - наличие современных психологических знаний об ученике как субъекте образовательной деятельности и умение использовать их при проектировании образовательного процесса; - наличие необходимых знаний в области физиологии, школьной гигиены, здоровьесберегающих технологий; - умение проектировать на основе концептуальных положений ФГОС социальный портрет ученика и осуществлять диагностику сформированности социально востребованных качеств личности. - владение методами психололго-педагогической диагностики (во взаимодействии школьным психологом), социометрии; - ориентация в социальной ситуации класса, в особенностях взаимоотношений между обучающимися; - использование данных психологической, социальной, медицинской диагностики в практике педагогической деятельности, в том числе – при разработке и реализации индивидуальных траекторий развития обучающихся; - умение составлять характеристику обучающегося, отличающуюся обоснованностью и хорошим знанием индивидуальных особенностей; - рефлексия педагогом собственных индивидуальных особенностей и учет их в своей профессиональной деятельности, общении с детьми | 5. Компетентность в области разработки программы, методических и дидактических материалов и принятии педагогических решений | 5.1. Умение разработать учебную программу, выбрать учебники и учебные комплекты | Компетентность в разработке образовательных программ, выборе учебников и учебно-методических комплексов, умение разрабатывать собственные дидактические и методические материалы во многом играют ключевую роль в обеспечении достижения высоких образовательных результатов обучающихся. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся, учитывать индивидуальные образовательные потребности и возможности | - знание ФГОС, иных нормативных документы, отражающих требования к содержанию и результатам учебной деятельности, примерных программ; - знание состава и особенностей учебно-методических комплектов, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе; - владение навыками анализа программ, учебной литературы, цифровых образовательных ресурсов, умение осуществлять их обоснованный выбор; - умение разрабатывать рабочие программы по предмету и программы внеурочной деятельности, соответствующие требованиям ФГОС и иных нормативных документов, возрастным особенностям учащимся, специфике условий образовательного процесса, требованиям преемственности обучения; - умение разрабатывать (корректировать имеющиеся) дидактические и методические материалы, обеспечивающие достижение планируемых образовательных результатов; - осуществление систематического анализа эффективности реализуемых образовательных программ, используемых учебных материалов | 5.2. Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях | Педагогу приходится постоянно принимать решения в ситуациях, диктуемых практикой: как установить дисциплину; как мотивировать познавательную активность; как вызвать интерес у конкретного ученика; как обеспечить понимание и т.д. Разрешение различных педагогических ситуаций составляет суть педагогической деятельности. Педагог должен быть готов как к принятию стандартных решений, базирующихся на определенных правилах, нормах, положениях, так и к выработке творческих, интуитивных решений, зачастую – в ситуациях, не дающих много времени на осмысление. | - знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения; - владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций; - владение приемами анализа альтернативных решений; - умение эффективным образом формулировать цели и критерии их достижения в различных ситуациях; - знание типичных конфликтных ситуаций и их разрешения; - развитость педагогического мышления | 6. Компетентность в организации учебной деятельности | 6.1.Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи, учебного материала и способов деятельности | Добиться понимания учебного материала, освоения способов учебно-познавательной или практической деятельности – важнейшая задача педагога. Этого понимания можно достичь путём включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений, путём демонстрации практического применения изучаемого материала, другими путями. | - знание того, что знают и понимают ученики; - знание типичных трудностей при изучении конкретных тем; - свободное владение изучаемым материалом; - продуманное включение нового учебного материала в систему освоенных обучающимися знаний; - демонстрация практического применения изучаемого материала; - умение обеспечивать опору на чувственное восприятие материала; - способность адаптировать особенности передачи информации к возрасту и уровню подготовки учащихся; - умение организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи | 6.2.Компетентность в формировании способов умственной деятельности | Характеризует уровень владения педагогом и системой интеллектуальных операций и его способность формировать различные виды универсальных и предметных учебных действий у обучающихся | - знание системы интеллектуальных операций, лежащих в основе учебно-познавательной деятельности; - уверенное владение этими интеллектуальными операциями; - умение целенаправленно формировать универсальные учебные действия у обучающихся; - умение организовать использование учебных действий, адекватных решаемой задаче | 6.3. Компетентность в педагогическом оценивании | Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие обучающегося от внешней оценки к самооценке. Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога | - знание функций и видов педагогической оценки; - знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности; - владение методами педагогического оценивания; - умение обоснованно использовать для различных целей разные методы и процедуры оценивания; - умение осуществлять грамотный подбор/разработку контрольно-измерительных материалов, адекватных задачам оценивания; - использование современных способов оценивания, базирующихся на применении информационно-коммуникационных технологий (электронное тестирование, ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся); - аргументация выставляемых оценок, выделение достижений и недостатков в работах учащихся; - включение обучающихся в процесс оценивания, систематическое формирование у них навыков самооценки учебной деятельности; - умение анализировать результаты педагогического оценивания; - умение корректировать образовательный процесс в соответствии с полученными результатами оценивания; - умение осуществлять профессиональную рефлексию и самооценку профессиональной деятельности | 6.4. Компетентность в использовании современных средств обучения | Обеспечивает повышение эффективности учебно-воспитательного процесса на основе использования потенциальных возможностей современных средств обучения | - знание современных средств обучения и их дидактических возможностей; - знание современных требований к оснащению учебных кабинетов и к организации информационно-образовательной среды образовательного учреждения; - умение применять современные технические средства обучения; - умение использовать средства обучения адекватно поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам | 7. Информационно-коммуникационная компетентность | Обеспечивает способность педагога эффективно ориентироваться в информационном пространстве и использовать информацию в профессиональных целях, в том числе – для собственного профессионального саморазвития | - умение осуществлять поиск информации для решения профессионально значимых задач, в том числе – с использованием средств ИКТ и ресурсов сети Интернет; - способность понимать информацию, представленную в разных формах (текст, визуальный ряд, графики, диаграммы, таблицы); - умение интерпретировать и критически оценивать информацию; - умение структурировать информацию; - умение представлять имеющуюся информацию в различных формах и на различных носителях; - умение адаптировать информацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям; - эффективно использовать для систематизации, представления и обработки информации средства ИКТ - текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, электронную почту; - умение использовать в целях профессионального развития ресурсы профессионально-ориентированных сетевых сообществ, дистанционного образования | 8. Аналитико-прогностическая компетентность | Обуславливает возможность эффективного анализа педагогом своей профессиональной деятельности, выявления существующих в ней проблем и принятия решений, обеспечивающих их оптимальное решение | - умение осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения; - умение проводить сравнение и классификацию на основе самостоятельно выработанных критериев; - умение устанавливать причинно-следственные связи; - умение устанавливать аналогии; - умение определять проблему на основе анализа фактов, относящихся к сфере профессиональной деятельности; - умение грамотно формулировать задачи, направленные на решение выявленных проблем; - умение выстраивать иерархию проблем и задач; - умение осуществлять обоснованный выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - умение определять ресурсы, необходимые для решения поставленных задач; - умение прогнозировать возможные последствия и результаты деятельности | 9. Коммуникативная компетентность | Обеспечивает эффективное построение взаимодействия с обучающимися, их родителями, коллегами по работе, администрацией как условие продуктивного образовательного процесса. Позволяет вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения педагогических целей. | - умение устанавливать отношения сотрудничества и вести диалог с учащимися, другими участниками образовательного процесса; - грамотное владение устной и письменной речью, умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владение методами убеждения и аргументации своей позиции; - способность насыщать общение положительными эмоциями и чувствами; - умение создавать рабочую атмосферу и поддерживать дисциплину на уроке; - умение диагностировать причины конфликтных ситуаций; - владение способами продуктивного разрешения конфликтов; - умение привлекать других людей к решению поставленных задач; - умение продуктивно взаимодействовать с членами группы при решении профессионально значимых задач; - умение публично представлять результаты своей работы, выбирать адекватные формы и методы презентации; - владение способами эффективного разрешения конфликтов; - умение осуществлять эффективную коммуникацию с использованием современных средств ИКТ (электронная почта, чат, форум, видеоконференцсвязь) | 10 Поликультурная компетентность | Обеспечивает готовность педагога к жизни и эффективному выполнению профессиональной деятельности в условиях поликультурного (многокультурного) общества. Востребованность данной компетенции обусловлена расширением и усложнением межкультурных взаимодействий в современном обществе, переживающем процессы глобализации и сложной культурной трансформации. В контексте этих процессов особое значение приобретает проблема взаимопонимания и взаимодействия между представителями разных культур. Ее решение в рамках школьного пространства напрямую зависит от педагогов, требуя от них адекватного восприятия культурных различий, толерантности, готовности к межкультурному диалогу, умения эффективно его выстраивать. Только в этом случае образование сможет выполнять возлагающиеся на него задачи, связанные с консолидацией российского общества, формированием общероссийской гражданской идентичности, гармонизацией социальных отношений. | - толерантность, принятие этнокультурных различий; - осведомленность об особенностях традиций, ментальных установок этнокультурных групп, с представителями которых приходится взаимодействовать педагогу в процессе своей профессиональной деятельности; - интерес к особенностям традиций, обычаев, ценностных ориентаций, моделей поведения, истории различных групп поликультурного общества; - умение учитывать этнокультурные и конфессиональные особенности при взаимодействии с участниками образовательного процесса, окружающими; - знание и понимание целей, принципов, основных идей поликультурного образования; | 11. Правовая компетентность | Обеспечивает необходимую ориентацию в правовом поле профессиональной деятельности, позволяет эффективно использовать нормы, зафиксированные в юридических документах, для решения задач педагогической деятельности | - знание Конституции Российской Федерации, официальных документов, определяющих приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность и правовой статус участников образовательного процесса, локальных актов образовательного учреждения; - умение осуществлять поиск необходимой правовой информации с использованием справочных информационно-юридических систем; - умение грамотно применять знание правовых норм в конкретных ситуациях, возникающих в процессе образовательной деятельности. | 12.Компетентность в сфере инновационной деятельности | Обеспечивает совершенствование образовательного процесса на основе внедрения инноваций, является показателем и важным фактором профессионального саморазвития педагогов. | - интерес к передовому педагогическому опыту, новшествам в сфере образования; - позитивное отношение к новшествам; - способность критически анализировать содержание инноваций с учетом конкретных условий деятельности; - способность соотносить изменения в собственной профессиональной деятельности с актуальными и перспективными тенденциями и потребностями развития образования и общества в целом; - умение осуществлять поиск и систематизацию информации, связанной с направлением планируемой инновационной деятельности; - способность генерировать новые продуктивные идеи в сфере профессиональной деятельности; - владение навыками педагогического проектирования; - умение привлекать коллег, администрацию к поддержке и участию в инновационных проектах; - умение осуществлять мониторинг процесса и результата внедрения инноваций; - инициативное участие педагога в разработке и реализации педагогических проектов, опытно-экспериментальной деятельности, различного рода профессиональных конкурсах | |