СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОВЕТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивно просветительной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного  образования.Для  системной организации работы по данной проблеме  в помощь воспитателю предлагаем  советы по экологическому воспитанию дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«СОВЕТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ»

СОВЕТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДОШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ



Конечная цель ДОУ по формированию экологической культуры детей - это созданная модель готовности к охране при­роды выпускника детского сада экологической направленности. Это ожидаемый результат педагогического коллектива и ориенти­ровка на эту модель.


Что заложено в этой модели?

  1. Мотивы поведения в природе, желание помочь ей, сберечь
    ее богатства.

  2. Требования к знаниям, которыми должен обладать
    выпускник, - получают через занятия и заметки в газете, оформле­ние групповых уголков природы.

  3. Должны быть сформированы экологические умения
    у выпускника: умение критически оценивать окружающую среду,
    свои поступки по отношению к природе; принимать экологически
    грамотные решения с учетом этических, правовых, нравственных
    норм поведения в природе.

4. Умения, которыми должен обладать выпускник: выполне­ние посильной работы по защите, уходу за окружающей средой; участие в исследовательской краеведческой работе совместно с педагогами, родителями.


В ДОУ может быть разработана карта экологической воспитанности дошкольников, где определены уровни (высокий, средний, низкий) по сформированости знаний, навыков, убежденности в необходимости охраны природы; разработаны ос­новные умения и навыки по экологии детей среднего и старшего дошкольного возраста, куда входят: общие умения; частные навы­ки; действия и операции.


Самое важное в экологическом образовании то, что в понятие «образование» входит обучение, воспитание и развитие: необходи­мо сформировать мер, поставлена цель: сформировать экологически куль­турное и экологически воспитанное поколение, ответственное за сохранение природы.


После цели выдвигаются задачи.

Для дошкольников они могут быть следующие:

  1. Сформировать нормы правильного поведения в природе (ма­ло сказать, что так нельзя делать, надо научить, как необходимо
    делать).

  2. Развивать потребность в общении с природой (показать кра­соту природы).

3. Воспитывать нетерпимое отношение к действиям людей,
причиняющим вред природе, - более высокий уровень.

У любого аспекта воспитания есть свои принципы.

Одним из них является интеллектуальное, эмоциональное вос­приятие природной среды и практической деятельности по ее улучшению. И одним из важных является систематичность и не­прерывность экологического воспитания. И этот принцип мы должны взять в основу своей работы, в основу преемственных свя­зей детского сада, школы, детского центра творчества, станции юных натуралистов и, наконец, выйти на районные и областные общества охраны природы.

  1. Какие же в связи с этим можно дать методические рекоменда­ции?



Во-первых, экологическое образование должно осуществляться в тесной связи с семьей, так как родители - первые люди, которым доверяет ребенок. Поэтому через лектории, семинары мы должны воспитывать экологическую культуру родителей.

В детском саду у воспитателей также есть пробел в экологиче­ской культуре и грамотности, так как интуитивно они убеждены, но знаний определенных нет. Это можно проверить через анкети­рование для выявления начального уровня экологической грамот­ности.

Воспитатели сами должны пройти этап экологического образо­вания.

Во-первых, для воспитателей рекомендуется организовать лет­ние прогулки с «погружением» в окружающую среду. Их может провести специалист, организующий экскурсию в природу (лес, поле).

Во-вторых, воспитатели должны приобрести навыки опытниче­ской работы в природе. Для этого надо наработать опытнические методички, которые могут научить воспитателей, как организо­вать опыты. Полезно организовать «Летние экологические школы», провести семинары с «Погружением» в условиях окружающей среды.

По экологической направленности предлагаем использовать следующие формы и методы работы с детьми:

1. Экологические беседы природоохранительной тематики:
«Отчего плачут деревья»; «Какую тайну мы знаем»; «О чем мечта­ла поляна».

2. Использование на занятиях эколого-педагогических ситуа­ций, экологических задач.

  1. Чтение и обсуждение книг о природе и ее охране.

  2. Путешествие в город; экскурсии в лес, поле, на водоем, на
    которых рассказывается о правилах поведения в природе.

  3. Заложение экологической тропы.

  4. Проведение экологической недели, где предусматриваются:


  • конкурсы-турниры знатоков природы;

  • комплексные игры-путешествия по тропе Берендея;

  • организация выставок «Природа и фантазия»;

  • экскурсия по экологической тропе;

  • творческие экологические конкурсы;

  • викторина «Знаешь ли ты природу родного края»;

  • выставка рисунков «Как прекрасна земля», «Как прекрасен
    этот мир».



7. Инсценированные страницы:

  • лесные карнавалы;

  • «Новогодние приключения в лесу»;

  • балы цветов;

  • конкурсы сухих цветов «Осенние мотивы».

8. Проведение экологического дня: день природы; день леса;
день Берендея; «Лесная гостиная» - встреча с лесничим; «Поляна
чудес» - экскурсия в лес, поле; «Зеленая аптека» - сбор лекарств,
трав; «Соловушка» - концовка песен о природе и ее охране; «На
лесной опушке»; «Радуга» - конкурс рисунков «Как прекрасен этот
мир»; «Цветочная гостиная» - праздник цветов; «Игрище царя Бе­
рендея» - час занимательных экологических подвижных игр; «Лу-
жайка-поиграйка»; викторина «Деда-природоведа»; «Что, где, ко­
гда растет в нашем крае».

9. Трудовые «Экологические операции» (практическая дея­
тельность детей).

Операция «Зеленая аптека» - сбор лекарственных растений:

  • знакомство детей с гербариями лекарственных растений.

  • знакомство с правилами сбора.
    Операция «Скорая помощь» раненому дереву.

Операция «Птицеград» - сбор кормов или «Нам птицы скажут спасибо».

«Птичий дом» для подкормки зимующих птиц. Операция «Красная книга» или «Красная тетрадка»:

  • изучить растения и животных родного края;

  • не рвать редкие исчезающие растения;

  • охранять все живое в родном крае.

В каждом детском саду должна быть «Красная тетрадка»,

в ко­торой заносятся сведения о растениях и животных,

подлежащих строгой охране.

«Устный журнал», направленный на просвещение

детей системой экологических знаний. В нем могут быть 3-5 страниц.

1-я страница. «Природа нашей области» (природа родного края).

2-я страница. «Заповедные зоны Донбасса» (охраняемые

природные территории).

3-я страница. «С природой на Вы» или «Знайка и Незнай­ка»

(о правилах поведения в природе, в туристическом походе).

4-я страница. «По страницам Красной книги» или

«Стра­ницы Красной книги нашей области».

5-я страница. Викторина «Деда-природоведа».

Вести устный журнал могут воспитатель, школьник, дети, по­сещающие станцию юных натуралистов.

Называется каждая страница.

Уместны музыкальные заставки от страницы к странице. В оформлении страниц можно использовать плакаты о природе, ри­сунки, фотографии, слайды, выставка иллюстраций из журналов.

В качестве итога работы с дошкольниками педагоги могут соз­дать «Модель готовности к охране и защите природы выпускника детского сада» - ожидаемый результат, у которого будет сформи­рована система экологических знаний на основе вышеуказанных форм и методов работы, будут приобретены элементарные эколо­гические умения: оценивать состояние окружающей природной среды, доступной их возрастному пониманию; оценивать свои по­ступки и поступки других людей по отношению к природе; соблю­дать правила поведения в природе, а также дети будут готовы сами участвовать в охране и защите окружающей среды, в опытническо-исследовательской работе.

Для этого надо наработать методику изучения уровня сформи­рованное экологической воспитанности дошкольника.

Главным показателем экологической воспитанности дошколь­ников будет их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение природоохранительных умений и навыков.