Литература. 6 класс
Тема грозы в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И.Тютчева и Я.П. Полонского
Подготовила и провела:
учитель русского языка и литературы
Ефремова В.М.
Цели урока:
Образовательные:
формирование умений и навыков сопоставительного анализа стихотворений разных поэтов, написанных на близкие темы;
реализация творческих заданий по данной теме;
Воспитательные:
развитие культуры речи;
развитие умений работать в группах, парах;
развитие умения слышать и чувствовать собеседника;
воспитание эстетического вкуса;
Развивающие:
развитие образного мышления, способности реализовывать свои чувства, настроения через систему творческих заданий.
Тип урока: урок – сопоставление.
Вид урока: дифференцированный.
Методы и приемы обучения: исследовательский.
Оборудование урока: портреты Тютчева и Полонского, репродукции картин художников на тему «Гроза»: К.Коровин, И.Левитан, Висент Ван Гог.
Ход урока.
I. Оформление доски.
Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева (1803-73) и Я.П.Полонского «Неохотно и несмело…» «По горам две хмурых тучи»
II. Слово учителя. Актуализация заданий.
Мы с вами приступили к изучению интересной темы «Родная природа в лирике русских поэтов XIX века», познакомились с творчеством Ф.И. Тютчева, узнали особенности изображения в лирике поэта природы. В чем эти особенности? Сегодня на уроке мы откроем для себя еще одного замечательного лирика – Якова Петровича Полонского, современника Ф.И. Тютчева. Перед нами стоит непростая задача: сопоставить два стихотворения, написанные разными авторами Тютчевым и Полонским на одну тему «Гроза», и ответить на вопрос «В чем сходство и чем различаются данные стихи?»
Обращение к эпиграфу урока:
Н.В.Гоголь заметил как-то, что «прочесть, как следует, произведение лирическое – вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать…», нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его»1.
III. Сообщение ученика о жизни и творчестве Я.П.Полонского. Прежде чем мы обратимся к сопоставительному анализу произведений, давайте познакомимся поближе с жизненным и творческим путем Я.П.Полонского.
IV. Что объединяет творчество Тютчева и Полонского?
Оба поэта-современника обращались в своем творчестве к теме природы. Их пейзажная лирика сумела прикоснуться к самому «сокровенному» природы, познать ее тайну. Мир природы в стихах поэтов неоднозначен и непрост, каждое поэтическое слово предстает перед нами как волшебство, и нам снова и снова хочется проникать в ее тайны.
V. Формирование новых понятий и способов действий. Выразительное чтение стихов и их сопоставительный анализ. Подготовленные ученики выразительно читают стихотворения Тютчева и Полонского. Итак, и Тютчев, и Полонский описывают величественное явление природы – грозу, и изображают ее характерные признаки: гром, молнию, тучи, а также окружающую природу. Зачитайте, пожалуйста, то, что вы выписали из текста (задание 1 группы).
Сходство |
У Полонского | У Тютчева |
Тучи |
Две хмурые тучи | За тучей прогремело, Принахмурилась земля |
Гром |
Пустыню огласили… ударом; Грянул гром | Дальний гром; Раскаты громовые все сердитей и смелей |
Молния |
Яркой молнии; | Синей молнии струя – Пламень белый и летучей Окаймил ее края |
Земля |
По горам; на грудь скалы горючей; по дебрям влажным | Зеленеющие нивы; капли дождевые; пыль летит с полей; смятенная земля |
Различие |
У Полонского | У Тютчева |
Предметы |
Горы, знойным вечером, скала, ночь, пустыня | Солнце, ветра полного порывы, дождь, капли дождевые |
Действия |
Блуждали, сползали, сошлись, не уступили, огласили, грянул, засмеялось, сказалось стоном, вздохнула, не смели повторить, улеглись, обомлели | Смотрит, прогремело, принахмурилась, пробилась, окаймил, летит, взглянуло, потонула |
Признаки |
Хмурых, знойным, горючей, яркой, влажным, протяжным; Медленно, резко, жалобно | Теплого, зеленеющие, зеленее, синей, белый, летучий, чаще, дождевые, громовые, сердитей, смелей, смятенная; неохотно и несмело, исподлобья |
Краски |
Хмурых, вечером, к ночи, яркой | Солнце, принахмурилась, зеленеющие, синей, белый, сиянье |
Звуки |
Удар, грянул, эхо резко засмеялось, стоном, жалобно, вздохнула | Прогремело, ветра порывы, дальний гром, раскаты громовые |
Вопросы к учащимся 2 группы:
- Чем отличается пейзаж Полонского от пейзажа Тютчева?
У Полонского пейзаж более причудливый, необычный: горы, пустыня, скала горючая.
У Тютчева более естественная русская природа: нивы, поля.
- Какие глаголы используют поэты?
У Полонского больше глаголов, но у Тютчева они красочнее, выразительнее: принахмурилась, окаймил, потонула.
- Что вы можете сказать о лексике, обозначающей признаки предметов и действий? (вопросы 3 группе)
Она ярче и богаче у Тютчева.
- Какова цветовая палитра поэтов?
У Тютчева она более разнообразна, а общий колорит текста свежее, радостнее.
- В чем особенности звукописи?
Стихотворение Полонского богаче звуками, они явно слышнее, может быть, потому что у него описан ночной пейзаж, когда все затихает и звук кажется громче.
VI. Формирование умений и навыков. Подведение итогов сопоставительного анализа (коллективная работа двух групп).
Идейно – образный уровень.
Тютчев | Полонский |
Гроза неожиданная. Ее описание построено по принципу сменяющихся картин, фрагментов. А) потускневшее солнце, боящееся приближения грозы; Б) затем порывы ветра, наступающий сумрак, когда зелень полей кажется еще темнее, напряжение нагнетается постепенно; В) центральная картина – вспышка молнии, в ней наиболее яркие цветовые образы; затем изображение дождя, поднятой ветром пыли, усиление громовых раскатов; Г) завершение грозы, вновь появившееся солнце, сияющий мир. Конфликт наметился, но не развернулся. Гроза всколыхнула природу, но не нарушила ее гармонии. Это очищающая сила. Вывод: используя кольцевую композицию, Тютчев подчеркивает философскую мысль о том, что гроза – это явление временное, что она обязательно пройдет и солнце снова воссияет на небе. Жизнь природы у Тютчева - это драма, отсюда и напряжение в стихах. | Рисуется типичный для поэта пейзаж – ночной. Развитие действия тяготеет к повествованию. Оно похоже на маленький рассказ о ссорящихся тучах. Гроза – это спор двух туч, не уступивших друг другу скалы. Природа живая, и гроза в природе похожа на «грозу» бытовую – на ссору. Ссора мучительна для тех, кто рябом находится. Ощущаются вздохи, стоны. Интонации приглушены, «колорит» стихов смягчен, в самой структуре его мелодичного стиха слышатся теплота и задушевность. Здесь нет «драмы», две тучи, родившие гром, испугали скалу и не посмели повторить удара яркой молнии: «улеглись и обомлели». |
Стилистический уровень. Работа 1 и 3 группы.
- Каким настроением проникнуты оба стихотворения ? Меняется ли оно по ходу текста стихотворений?
- Как вы понимаете значение поэтического образа у Тютчева: «И в сиянье потонула вся смятенная земля»?
- Что значит «смятенная»?
Синонимы: обновленная, умытая.
- У Полонского также используется эмоционально выразительное разговорное слово «обомлели»
- Каково его значение?
Обомлели: ослабели, обмерли, оцепенели.
- Какими художественными средствами пользовались поэты? Работа 2 группы.
Эпитеты, олицетворения, метафоры.
Фонетический, звуковой уровень.
- Какие ключевые образы стихотворений Тютчева и Полонского?
- Как созданию этих образов помогают особенности фонетики? Найдите примеры аллитерации у Тютчева и Полонского.
VII. Домашнее задание. Письменная работа по анализу лирического стихотворения «Личное впечатление от стихотворения…»
1 Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений / Н.В. Гоголь – М., 1937-52, - Т. 8.- С. 234