Современные формы и методы работы педагогов по формированию профессионального самоопределения воспитанников в соответствии с возрастными особенностями
Профориентация - это комплекс мероприятий психолого-педагогического характера, помогающий школьнику определиться в выборе будущей профессии в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями. Профориентация - достаточно широкое понятие, включающее в себя профпросвещение, профпропаганду, профвоспитание, профдиагностику, профотбор, профессиографию, профактивизацию, профадаптацию, профконсультацию.
Младший школьный возраст. Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентации на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Развитие способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений.
Подростковый возраст - период становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.
Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.
К моменту первого выбора подросток должен иметь представление не только о разнообразии мира профессий, но и о том, что они бывают физическими и умственными, исполнительскими и организаторскими, монотонными и постоянно меняющимися, индивидуальными или командными. Он должен знать, что есть типы профессий по направленности деятельности: Человек - Человек, Человек - Техника, Человек – Художественный Образ, Человек – Природа, Человек - Знаковая Сила. Представлять, какие профессии требуют высшего или среднеспециального образования, ориентироваться в современном рынке труда. Подросток должен быть настроен на то, что ему скоро придется работать, что профессию выбирают на долгие годы и поэтому данный выбор должен быть осознанным.
Современные формы и методы работы педагогов по формированию профессионального самоопределения воспитанников достаточно разнообразны. В нашем центре, во время занятий по проф.самоопределению мы рассматриваем вопросы подготовки к выбору будущей профессии. При этом используем различные методы: беседу, рассказ, объяснение, диспут, самостоятельное составление профессиограмм, экскурсии в организации шефов семейных групп.
Рассказ и объяснение должны быть достоверными, четкими и доказательными, а изложение материала - коротким, но эмоциональным, логично построенным. При этом вводятся новые понятия и термины. Дети получают информацию о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, где можно получить ту или иную профессию, о профильном обучении.
Тематические беседы, устные журналы имеют познавательное и воспитательное значение, развивают профессиональные интересы воспитанников и играют активизирующую роль.
Объективные тесты с выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, а также тесты достижений, определяющие уровень знаний, умений и навыков.
Тесты-опросники, диагностирующие черты личности и направленность: интересы, установки, отношения, ценностные ориентации.
Для воспитанников наиболее интересными формами занятий являются профориентационные игры и тренинги.
Просмотр и обсуждение видеороликов профориентационного содержания. Такие коллективные просмотры и обсуждения учат воспитанников правильно понимать их содержание, способствуют развитию профессионального интереса.
Экскурсии на предприятия дают возможность детям непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами. Успех в проведении встреч со специалистами различных отраслей зависит и от самого специалиста, проводящего встречу. Он должен хорошо знать свою профессию, иметь навыки общения с детской аудиторией.
Очень важным является участие воспитанников в днях открытых дверей в профессиональных учебных заведениях.
В условиях рыночной экономики профориентационная работа в центрах помощи детям носит не вспомогательный характер, а нацелена на решение проблем, связанных с жизнеустройством выпускников.