Современные инновации в сфере воспитания
Презентацию подготовила
Гельфонд Е. В.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 74
НОВОСИБИРСК 2018
Инновации в воспитании – это системы (технологии) или долго-срочные инициативы, основан-ные на использовании новых воспитательных средств, спо-собствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
Воспитательные технологии включают следующие системооб-разующие компоненты:
- Диагностирование
- Целеполагание
- Проектирование
- Конструирование
- Организационно – деятельностный
- Контрольно – управленческий
Содержанием воспитательных технологий являются:
- Научно обоснованные социализированные требования
- Передача социального опыта
- Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
- Социализированная оценка ученика
- Организация творческого дела
- Создание ситуации успеха
Инновационные программы воспитания:
Федеральные «Мой выбор», «Школа против насилия», «Растим патриотов»;
Целевые программы: «Здоровье», «Мое Отечество», «Моя семья», «Интеллект», «Культура».
Обновление содержания воспитания:
экономическое образование, пра-вовая культура, гражданское и патриотическое воспитание, пред-профильная подготовка, нацио-нальная культура, личная профес-сиональная карьера, проектиро-вание образовательной траектории.
Инновационные технологии, используемые
в воспитательной системе школы:
- создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;
- различные варианты школы полного дня;
- создание гувернерской службы внутри школы,
- создание детско-родительских объединений внутри школы;
- шоу-технологии
- информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);
- социальное проектирование;
- организационно-деятельностные игры (ОДИ);
- технология исследовательской деятельности;
- технология социально-педагогического диагностирования ;
- технология программирования;
- технология реализации плана;
- технология разноуровневой диффе-ренциации;
- модульная педагогическая технология;
- технология проектов;
- технология дидактической игры;
- здоровьесберегающая технология;
- личностно- ориентированная технология;
- кейс – технологии;
- арт-технологии
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций)
Кейс-технология – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.
Цели , достигаемые при использовании кейс-технологии:
1. Интеллектуальное развитие обучаемых.
2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.
3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.
4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.
5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.
6. Развитие коммуникативных навыков.
Социальное проектирование – особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.
Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования – формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.
Проектная технология – организация исследовательской деятельности.
Типы проектов: творческие, информа-тивные, фантастические, исследова-тельские и т.д.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Сроки реализации проекта: неделя, месяц, полгода, год и т.п.
Презентация проекта: выставка, концерт, рекламная акция, театрализация, элект-ронная презентация.
Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь её автономным активным элементом.
Интерактивные технологии и методы
— метод карусели;
— эвристическая беседа;
— дискуссии, дебаты;
— конференции;
— деловые игры;
— технология полноценного сотрудничества;
— технология моделирования, или метод про-
ектов
Технология «КТД»
Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.
Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная.
Технология КТД( по Иванову) – 6 этапов:
- совместное решение о проведении дела,
- коллективное планирование,
- коллективная подготовка,
- проведение дела,
- коллективный анализ,
- решение о последействии.
Этап
Традиционное КТД
1. Коллективное целеполагание
Личностно-ориентированное КТД
Социальные основания выбора дела – польза, радость людям, сплочение коллектива
2. Коллективное планирование
3. Коллективная подготовка
Акцент на групповой работе, групповом вкладе
Дело как потенциал личностного развития и роста
Акценты на индивидуальные вклады, на авторство идей, предложений
Акцент на дружной групповой работе
4. Проведение дела
Акценты на добровольность принятия поручений и их индивидуализированность
Участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана
5. Коллективный анализ
Возможности для личного, негруппового участия, структура дела с учётом самоопределения ребят в отношении ролей, поручений
Основные вопросы – критерии «Как мы организовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Какой вклад каждого в общее дело?»
Вопросы – критерии, акцентирующие значимость дела для понимания, развития себя как индивидуальности
Шоу-технологии
Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, загото-вленный организаторами сценарий.
В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов.
Реализация проекта, плана, проведение празд-ника основана на использовании элементов со-ревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы
Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.
Арт-педагогика – воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искус-ства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобрази-тельная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж и другие. Все выше пере-численные техники и приёмы взаимо-связаны.