Современные образовательные технологии и методики
Биткин В.А.
учитель ОБЖ МКОУ СОШ№1
г.Дигоры Дигорского района РСО-Алания
«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Приведём некоторые определения понятия «педагогическая технология».
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Анализируя приведённые определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
-однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
- отбор и структура содержания (что);
- оптимальная организация учебного процесса (как);
- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
- учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
- объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных технологий. Приведём перечень современных образовательных технологий (по Г.К. Селевко).
№ | Название технологий |
1. | Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса |
1.1. | Педагогика сотрудничества |
1.2. | Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили |
1.3. | Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека |
2. | Педагогические технологии на основе активизации и интесификации деятельности учащихся |
2.1 | Игровые технологии |
2.2. | Проблемное обучение |
2.3. | Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов) |
2.4. | Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) |
3. | Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесс |
3.1. | Технология С. Н. Лысенковой: перспективно-пережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении |
3.2. | Технология уровневой дифференциации обучения. |
3.3. | Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов) |
3.4. | Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.И.Закатова). |
3.5. | Технология индивидуализации обучения (Инге Унт,А.С.Границкая,В.Д.Шадриков |
3.6. | Технология программного обучения |
3.7. | Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин,В.К.Дьяченко) |
3.8. | Групповые технологии. |
3.9. | Компьютерные (новые информационные) технологии обучения. |
4. | Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала |
4.1. | «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов) |
4.2. | «Диалог культур» (В.С.Библер,С.Ю Курганов) |
4.3. | Укрупнение дидактических единиц-УДЕ (П.М.Эрдниев) |
4.4. | Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович) |
5. | Частнопредметные педагогические технологии. |
5.1. | Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев) |
5.2. | Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев) |
5.3. | Технология обучения математике на основе решений задач (Р.Г.Хазанкин) |
5.4. | Педагогичесакя технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев) |
5.5. | Система поэтапного обучения физике(Н.Н.Палтышев) |
6. | Альтернативные технологии |
6.1. | Вальдорская педагогика (Р.Штейнер) |
6.2. | Технология свободного труда(С.Френе) |
6.3. | Технология вероятностного образования(А.М.Лобок) |
6.4. | Технология мастерских |
7. | Природосообразные технологии |
7.1. | Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир) |
7.2. | Технология саморазвития (М.Монтессори) |
8. | Технология развивающего обучения |
8.1. | Общие основы технологий развивающего обучения. |
8.2. | Система развивающего обучения Л.В.Занкова |
8.3. | Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. |
8.4. | Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков,Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов) |
8.5. | Личностно-ориентированное развивающее обучение(И.С.Якиманская) |
8.6. | Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко) |
9. | Педагогические технологии авторских школ |
9.1. | Школа адаптирующей педагогики(Е.А.Ямбург,Б.А.Бройде) |
9.2. | Модель «Русская школа» |
9.3. | Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский) |
9.4. | Школа-парк (М.А.Балабан) |
9.5. | Агрошкола А.А.Католикова. |
9.6. | Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард) |
Уроки и внеурочные мероприятия являются базой для внедрения прогрессивных педагогических технологий с целью развития социальных качеств, интеллектуальных и творческих способностей детей.
В данной статье хочу рассмотреть те из приведённых выше технологий, которые успешно реализую на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности.
Личностно-ориентированные технологии.
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется образовательная программа, которая носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.
В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют индивидуализация обучения.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – эта такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обучения.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией».
Технологии личностно-ориентированного обучения тесно связаны с проблемным обучением. Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками, образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:
Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.
Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.
Особенностью данного подхода является реализация идеи "обучение через открытие": ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.
По специфике проблемных задач, выделяют три вида проблемного обучения:
1. Теоретическое исследование. Обучение строится на основе предложения и решения теоретических учебных проблем обучающимися. Они сами должны ответить на поставленный вопрос.
2. Поиск практического решения (практическое творчество), т.е. способа применения усвоенного знания в неизвестной ситуации: конструирование, открытие, изобретение. Обучение строится на основе предложения и решения практических учебных проблем и ситуаций.
3. Разработка художественных решений (художественное творчество) с опорой на способность художественного восприятия и отображения действительности на основе творческого воображения, музыкальных, изобразительных, театральных и прочих умений. (Например, сочините сказку о том, как ОБЖ помогает нам в жизни; постановка сценок и т.д.).
Технология исследовательского (проблемного) обучения – прямой путь к методу проектов, который позволяет развивать у ребят творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. Само понятие «проект» заимствовано из латинского языка и имеет в буквальном переводе яркую смысловую окраску «брошенный вперед».
Определяя тему проекта, учащиеся формируют мотивацию в приобретении новых знаний. Большинство одарённых ребят, с которыми ведётся работа с применением проблемного метода, изъявляют желание заняться проектированием.
На многих уроках успешно применяю технологию дидактической игры. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Различают следующие классификации педагогических игр:
-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
Цели образования игровых технологий обширны:
-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
-развивающие: развитие качеств и структур личности;
-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Место игр на занятии и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки детей, изучаемого материала, целей и условий занятия и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 5-10 минут. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах занятия.
Обучение на наших занятиях осуществляется через активные формы: игры- состязания; викторины; ролевые игры; решение ребусов и отгадки загадок; олимпиады; диктанты и т.д. Данная технология эффективна лишь в сочетании с другими методами и средствами обучения. Я в своей практике применяю их на различных этапах занятия и при проведении внеурочных мероприятий.
Личностный подход, который можно представить формулой «любить + понимать + принимать + сострадать + помогать», является важнейшим фактором, определяющим результаты образовательного процесса детей. Личностный подход к ребенку заложен в основу педагогики сотрудничества.
Технология сотрудничества - это совместная работа равных. Как считают Амонашвили Ш.А., Шаталов В.Ф., Лысенкова С.Н., надо научить учащихся работать по принципу: «делай, как я».
Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. Два субъекта учебной деятельности (педагог и ребенок) действуют вместе, являются равноправными партнерами. Например, изучая тему «Безопасность дорожного движения», я предварительно подключил в работу троих учеников, которые самостоятельно проработали материал и подготовили часть занятия и презентацию по демонстрации практического применения темы .
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные учреждения:
-превращение педагогики знания в педагогику развития личности;
-в центре всей образовательной системы – личность ребенка;
-гуманистическая ориентация образования;
-развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка;
-сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.
Основные принципы педагогики сотрудничества:
-учение без принуждения; -право на свою точку зрения;
-право на ошибку;
-успешность;
-мажорность.
К современным технологиям также относится технология здоровьесбережение.
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Работая по принципу здоровьесбережение, применяю методы:
комфортное начало и окончание занятия,
использование положительных установок «У меня все получится», «Я справлюсь»;
проведение на занятии разнообразных валеологических пауз;
гимнастики, направленной на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости.
Очень важно постоянно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья.
Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.
Использованные источники
Школа›Общепедагогические технологии›…-obrazovatelnye…
Festival.1september.ru ›articles/609524/
10