Современные образовательные технологии на уроках ИЯ
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения. На нем держится и современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Влюбить ученика в свой предмет, помочь ему осознать собственный смысл в изучении иностранного языка – вот главная задача на сегодняшний день.
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
В настоящее время обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации современного школьного образования.
Невозможно себе представить жизнь современного человека без знания английского языка. Изучение иностранного языка – это процесс получения знания, которое жизненно необходимо в современном обществе, развивающемся в направлении к всеобщей глобализации. Наличие таких специалистов на рынке труда приведет к укреплению позиций предприятий на мирововом рынке. Владение английским языком повысит уровень жизни и откроет перед учащимися массу новых возможностей. Это и поиск новых друзей за границей в сети Internet, и чтение интересных статей и произведений литературы на английском языке, и просмотр англоязычных фильмов без перевода языка абсолютного большинства международных научных, технических политических и профессиональных международных конференций, симпозиумов и семинаров. Зная английский язык, вы сможете общаться с деловыми партнерами, принимать участие в международных конференциях, читать международные журналы и газеты о бизнесе. Существование и успешное развитие современного общества возможно только при определенном уровне владения устной и письменной иноязычной речью.
Чтобы научить школьников читать ,писать и разговаривать на английском языке, преподавателю английского языка необходимо владеть определенными педагогическими методиками, использовать в работе современные подходы.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников, практическое овладение иностранным языком.
Коммуникативная компетенция включает:
-лингвистическую компетенцию - знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и уметь их использовать для построения связного высказывания;
-социолингвистическую компетенцию - способность использовать языковые формы, исходя из ситуации общения;
-социокультурную компетенцию - желание вступать в общение с другими, знание социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.
Согласно ФГОС второго поколения изучение английского языка в школе должно быть направленно главным образом на развитие речевых умений в целях дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке, то есть для достижения иноязычной коммуникативной компетенции.
Представить себя устно и письменно, написать резюме, заявление, письмо, анкету на английском.
Представить свою семью, школу, город, страну в рамках межкультурного общения.
Уметь задать вопрос, построить диалог на английском языке.
Владеть различными видами речевой деятельности: письмо, чтение, диалог, монолог.
В связи с переходом на ФГОС второго поколения перед учителем стоит задача-формирование учебных универсальных действий, обеспечивающих развитие способностей обучающихся к саморазвитию и само-совершенствованию. Термин «учебные универсальные действия» означает умение учиться. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
“Tell me and I ll forget
Show me and I ll remember
Involve me and I ll understand“
«Скажи мне и я забуду: покажи мне и я запомню, вовлеки меня и я пойму». Слова Беннджамина Франклина идеально подходят для того, чтобы сформулировать основную задачу школы 21-го столетия.
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает себе каждый учитель.
В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, который базируется на соответствии учебной деятельности и индивидуальных особенностей ученика.
Младший школьник готовится не только к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в образовательном процессе. Получение образования предполагает иную позицию учителя и ученика: они выступают, как равноправные участники процесса. Существенно изменилась роль учителя. Теперь учитель выступает в роли координатора действий ученика. Учитель нацеливает детей на поиск и обработку информации, на обобщении способов действий и постановку учебной задачи.
Ученик самостоятельно планирует свои действия, добывает знания, делает выводы, осуществляет контроль и самоконтроль.
Неотъемлемой частью ФГОС является формирование у обучающихся в универсально учебных действиях, которые способствуют развитию личностных, предметных и метапредметных результатов.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых педагогических технологий в начальной школе.
Среди многообразия современных образовательных технологий выделяю те, которые, на мой взгляд необходимо использовать в работе с учащимися начального звена в рамках ФГОС: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, и наиболее эффективная проектно-исследовательская.
В начальной школе в процессе обучения детей английскому языку использую ролевую игру с элементами соревнования потому что, игра способствует развитию памяти, внимания; воспитывает толерантность, уважение к товарищам по команде, чувство сопереживания, дух коллективизма. На своих уроках применяю фонетические, грамматические, лексические, орфографические игры, где развиваются разные лингвистические навыки: аудирование, говорение, чтение, письмо. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, улучшает психологический климат на уроке.
Одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, сохранение и укрепление здоровья детей. Это неотъемлемая часть ФГОС начального образования.
Здоровьесберегающая технология на уроках английского языка имеет первостепенное значение, так как формирование ответственного отношения своему здоровью необходимое условие успешности современного человека.
Для сохранения и укрепления здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости детей меняю виды работ целесообразно и чередую: чтение и письмо, аудирование и ответы на вопросы, работа с учебником и творческие задания.
Соблюдаю физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитываю время трудоспособности, утомляемость, учебную нагрузку, регулярно провожу физкультминутки). Детям очень нравятся танцевальные и музыкальные физкультминутки. Музыкальное сопровождение повышает эмоциональное состояние обучающихся, которые способствуют развитию координации, непринужденности и эмоциональности движений.
Жизнь не стоит на месте. Компьютерные технологии стали ее неотъемлемой частью.
Информационно-коммуникационная технология в начальной школе стала одним из наиболее эффективных средств. На уроках использую учебные электронные – аудиоприложения, мультимедийные презентации.
Одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по английскому языку является метод проектов, обеспечивающий личностно-ориентированное обучение, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности обучающихся.
Для активизации проектной деятельности творчески использую различные формы уроков (ролевые игры, уроки-зачеты) и формы работы с детьми (работа в группе, в паре и индивидуально). Работа с проектом - процесс творческий: рисунки, сочинения, наблюдения, презентации, создание портфолио личных достижений. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-либо проблемы. Для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Уже в начальной школе ребята работают со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и, конечно, учатся оформлять свои работы.
Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем звене.
Сосредотачивая усилия на повышение качества воспитательной работы средствами инновационных технологий, можно добиться хороших результатов в проектно-исследовательских, творческих интеллектуальных конкурсах, что способствует развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.
Пректно-исследовательская работа обеспечивает формирование иноязычной компетенции и развитие таких качеств личности школьника, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способность и готовность к дальнейшему самообразованию в разных областях знания. Эта технология считается чрезвычайно перспективным направлением в методике преподавания иностранного языка, особенно в тех случаях, когда тема проекта выходит на межпредметный уровень.
Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников. Результатом использования современных образовательных технологий считаю: стабильность качество знаний по предмету , 100% уровень обученности; используемые технологии, позволяют, спланировать педагогическую работу, направленную на достижение цели современного начального образования - развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и и, конечно, повышения качества знаний.
Урок иностранного языка в условиях нового ФГОС стал гибким, разнообразным по методам преподавания, насыщенным по использованию новых технических средств. Проектирование качественно нового урока должно отвечать запросам общества, которое предъявляет новые требования к уровню владения иностранным языком. Иностранный язык теперь рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития. Преимущество иностранного языка перед другими школьными предметами заключается в том, что в целях обучения иностранному языку уже заложен личностно - деятельный подход. Как только учитель поймет, что его главной задачей является научить ребенка общаться на иностранном языке, он сможет создать такие условия, в которых дети начнут действовать, а не выполнять набор упражнений.
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь цели и задачи обучения иностранному языку.
И в заключение, хотелось бы отметить, что для снятия напряжения недостаточно проводить специальную релаксацию или аутогенную тренировку, необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринужденно, чтобы тон учителя был бодрым, дружелюбным, а для учеников создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.
Список использованной литературы:
1. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.
2. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
4. Халемский Г.А. Школа – территория здоровья// Педагогика.-2005.-№3.-C.42-46.
5. Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование».-2006.-№1.-(Серия «Педагогические советы»).