
Современные педагогические технологии в организации работы
с одаренными детьми
А.А.Сайфутдинова,
воспитатель МБДОУ № 92
г.Оренбург
Каждый ребенок отчасти гений,
а каждый гений отчасти ребенок.
Артур Шопенгауэр.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» с новой силой был поднят вопрос о том, что каждый ребенок должен получить в школе такое образование, которое позволит ему достигать максимально возможного для него уровня проявления и развития способностей.
Решение этой задачи лежит на пути индивидуализации гибкой системы учебных программ, с помощью которой можно было бы обеспечить удовлетворение весьма разнообразных потребностей и возможностей детей, посещающих одну и ту же группу.
Эта задача является особенно актуальной для талантливых и одаренных детей. Так как, во-первых, далеко не все талантливые дети имеют возможность заниматься в специальных детских садах, где применяется та или иная программа для одаренных детей, а во-вторых, большие индивидуальные различия между талантливыми детьми приводят к необходимости дифференцировать уже существующие программы.
Для того, чтобы каждый талантливый ребенок-дошкольник имел возможность для проявления и развития способностей я использую четыре стратегии: ускорение, углубление, усложнение и новизна. С помощью этих стратегий можно значительно разнообразить обычную программу по математике, развитию речи и другим предметам, а также дать дошкольникам дополнительные ресурсы для их интеллектуального и творческого развития.
Ускорение. Самая простая стратегия индивидуализации - ускорение. Дети, способные чрезвычайно быстро усваивать материал, в той или иной мере нуждаются в ускоренном прохождении отдельных тем или программы в целом.
Ускоренное прохождение ребенком какой-то темы должно обеспечиваться продуманной организацией этого процесса. Наиболее оправдывает себя такая форма, когда ребенок обеспечивается инструкцией, позволяющей шаг за шагом продвигаться в самостоятельном изучении темы. Работа с воспитателем строится по принципу занятия - творчество. В этом случае темп продвижения будет зависеть от возможностей ребенка. Групповые формы работы, самостоятельные исследования, специальные учебные проекты, семинары необходимо использовать для осуществления индивидуализированного ускоренного обучения одаренных детей в обычных детских садах.
Углубление. Другая стратегия индивидуализации углубление («продвижение вглубь») обычной учебной программы. Эта стратегия хорошо применима по отношению к детям, которые обнаруживают экстраординарные знания, умения или интерес к какой-то теме, проблеме или области знания. Обогащение информацией по теме и достижение более высокого уровня понимания проблемы соответствуют естественным потребностям и возможностям талантливых детей.
Углубление программы по той или иной теме предполагает исследование новых фактов, понятий, обобщений, принципов и теорий, относящихся к этим темам. Углубление приводит к обнаружению большего количества конкретных фактов и новых знаний, связанных с темой изучения.
Осуществление стратегии углубления требует изменения содержания программы и организации соответствующего учебного процесса. Задача воспитателя в этом случае сводится к тому, чтобы помочь детям определить границы изучения темы, включающие рассмотрение принципов и теорий, относящихся к проблеме, и некоторые возможные результаты (продукт) этой работы. Позднее можно стимулировать дальнейшее углубленное изучение темы, совместно с родителями, используя внешние источники - просмотреть определенную информацию в интернете, провести беседу и маленькие опыты в пределах мыслительной структуры дошкольников, провести экскурсию и т.д. Обучение в сотрудничестве с заинтересованными родителями, самостоятельные исследования, специальные детские проекты позволяют осуществлять углубленное обучение талантливых детей в рамках обычных детских садов в старшей и подготовительной группах.
Усложнение. Индивидуализация программы обучения в сторону усложнения предполагает расширение содержания, выход за пределы изучаемой темы, вопроса или проблемы, посредством установления связей с другими темами, понятиями, идеями, проблемами. Стратегия усложнения подразумевает осуществление междисциплинарного подхода, который позволяет обнаруживать связующие нити между дисциплинами, а также темами и проблемами, изучаемыми в разных содержательных областях.
В этом случае одаренные дети имеют возможность сосредоточить свое внимание на становлении отношений и связей разного уровня внутри и между дисциплинами или тематическими разделами, на установлении смысла, междисциплинарных обобщений и глобальных тем, наконец, на изучении разнообразных взглядов разных людей на одни и те же события и проблемы. Такие ключевые слова и выражения как "отношение", "связь", "рассмотрение с разных точек зрения" помогают сформулировать задания и определять виды работ, позволяющие усложнить изучение темы, предусмотренные обязательной программой.
Чтобы усложнять программу нужно учитывать интерес ребенка и его способности к установлению связей, связыванию понятий и идей. Важно учесть и способность ребенка к нахождению множества вариантов решения проблемы, к анализу и оценке этих решений с различных точек зрения. Как и в случаях ускорения и углубления изучения тем, групповые формы работы, самостоятельные исследования и специальные учебные проекты делают возможным усложнение программы для одного или группы талантливых учащихся, обучающихся в обычных классах. Осуществляя руководство процессом обучения по усложненной программе, учитель помогает ученику в формулировании задания иди проблемы, в определении различных «измерений», в выполнении задания или изучения проблемы и связывании разнообразной информации для завершения работы над заданием.
Новизна. Стратегия дифференциации «новизна» отличается от других стратегий. Возможности обогащения обучения в этом случае зависят главным, образом от самих учащихся, от их понимания темы, вопроса или проблемы и их непосредственного отклика на них. Эта стратегия предполагает стимулирование учащихся к поиску оригинальных объяснений или пересмотру существующих, к пересмотру имеющейся информации. Дети должны искать новые смыслы, опираясь на междисциплинарный подход внутри и между различными дисциплинами. Учитель должен помогать детям подойти к изучаемой области личностно (персонализировано) и нетрадиционно. Это позволяет детям выйти на другой, более высокий уровень понимания темы.
Осуществление индивидуализации с помощью стратегии «новизна» предполагает обязательное использование таких приемов как «мозговой штурм» и других приемов, которые используются для стимулирования, творческого мышления, поощрения сотрудничества, готовности к риску, поиска разных путей решения проблемы и усилий, необходимых для достижения, понимания всего, что способствует появлению новых идей.
У детей должна быть возможность соотносить свои идеи с идеями других и находить аргументы в пользу своих по отношению к другим. Такие ключевые выражения как "можно ли по-другому", "какие еще есть пути", "в чем преимущество вашей идеи (объяснения, решения) по сравнению с другими", "можно ли считать, что имеющихся фактов достаточно для того, чтобы делать такие выводы" и т.п. могут использоваться при изучении темы с помощью стратегии «новизна».
Важнейшая роль учителя в этом случае заключается в организации такой атмосферы обучения, в которой дети могут свободно высказывать свои разнообразные идеи, не опасаясь того, что кто-то может их высмеять или раскритиковать. При этом детей надо научить понимать, что критика наиболее эффективна тогда, когда она выражена в тактичной форме и содержит какое-то конструктивное начало (интересный факт, новую идею, нетрадиционную формулировку вопроса и т.п.).
Гибкая индивидуализация обучения одаренных детей в условиях обычных классов и школ может затрагивать разделы, темы или отдельные виды деятельности, предусмотренные программой по тому или иному предмету.
Выбор стратегии индивидуализация (углубление, ускорение, усложнение или «новизна») зависит от многих факторов. Это и имеющиеся у ученика и учителя знания и возможности, «временные рамки» обучения и особенности обучающей среды, которая есть в школе.
Учитывая эти факторы, можно выбрать наиболее подходящую для ребенка и изучаемой темы стратегию индивидуализации, а затем принять решение о конкретных методических формах ее осуществления. Программа обучения, построенная с учетом индивидуальных потребностей и возможностей учеников, позволяет каждому ребенку достигнуть максимума в развитии его интеллектуальных и творческих способностей.
Успех в обучении и развитии одаренных и талантливых детей достигается тогда, когда учебная программа соответствует их интеллектуальным и творческим потребностям, способностям и возможностям.
Литература:
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
Информационные ресурсы «ЦОР» - «Одаренный ребенок в школе»
2