СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные средства оценивания и контроля достижений школьников на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация посвящена умелому сочетанию поощрений и наказаний в оценивании учебных достижений обучающихся, которое обеспечит оптимальную мотивацию. Получение данной мотивации, с одной стороны, открывает возможность для развития положительных свойств, а с другой стороны, препятствует возникновению отрицательных. Для психологического развития ребенка одинаково важна стимулирующая роль и поощрений, и наказаний: поощрения служат развитию положительных качеств, а наказания - исправлению, или коррекции, отрицательных. Соотношение между теми и другими на практике должно изменяться в зависимости от задач обучения и воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Современные средства оценивания и контроля достижений школьников на уроках русского языка и литературы»

Современные средства оценивания и контроля достижений школьников на уроке русского языка

Какие бы мотивы и интересы, проявляющиеся в учении и в воспитании детей, мы ни рассматривали, все они в конечном счете сводятся к системе поощрений и наказаний. Поощрения стимулируют развитие положительных свойств и особенностей психологии, а наказания предотвращают возникновение отрицательных.

Умелое сочетание поощрений и наказаний обеспечивает оптимальную мотивацию, которая, с одной стороны, открывает возможность для развития положительных свойств, а с другой стороны, препятствует возникновению отрицательных. Для психологического развития ребенка одинаково важна стимулирующая роль и поощрений, и наказаний: поощрения служат развитию положительных качеств, а наказания - исправлению, или коррекции, отрицательных. Соотношение между теми и другими на практике должно изменяться в зависимости от задач обучения и воспитания.

Учебная деятельность является полимотивированной, что предполагает поиск и варьирование стимулов деятельности каждого ребенка, включение в их число органических, материальных, моральных, индивидуальных, социально-психологических и других возможных стимулов, положительно влияющих на усвоение знаний, на формирование умений и навыков, на приобретение определенных личностных свойств. Действие различных стимулов на поведение человека ситуационно и личностно опосредствовано. Говоря о ситуационной опосредствованности, мы имеем в виду то, что восприятие и оценка человеком тех или иных стимулов как значимых обусловлены тем, в какой ситуации это происходит. Один и тот же стимул, например высокая или низкая оценка, может по-разному влиять на стремление к успехам тогда, когда он значим для человека или не значим.

Одна и та же оценка может восприниматься по-разному в условиях, когда ей предшествовали неудача или успех или когда она повторяет ранее уже много раз полученную оценку. Повторяющиеся от ситуации к ситуации оценки содержат в себе слабые побуждения к деятельности. Успех, следующий после неудачи, а также неудача, наступающая вслед за успехом, заставляют индивида что-то менять в своем поведении. Под личностной опосредствованностью воздействия стимулов понимают зависимость этого воздействия от индивидуальных особенностей людей, от их состояния в данный момент времени. Стимулы, касающиеся удовлетворения наиболее важных для человека актуальных потребностей, будут, естественно, сильнее воздействовать на него, чем те, которые относительно индифферентны. В эмоционально-возбужденном состоянии значимость стимулов может восприниматься человеком иначе, чем в спокойном. Педагогическую оценку правомерно рассматривать как особого рода стимул. В мотивации индивидуального поведения при возникновении потребности в интеллектуальном и нравственном развитии в специфических видах деятельности - обучении и воспитании - педагогическая оценка играет ту же самую роль, какую выполняет любой другой стимул при актуализации иных потребностей в различных видах деятельности.

Педагогическая оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успешность.

Такая оценка должна обеспечивать максимум мотивированности ребенка именно в данных видах деятельности с учетом следующих четырех обстоятельств:

  • знания необходимого и достаточного множества разнообразных стимулов, которые влияют на стремление ребенка к успехам в учении и воспитании;

  • знания подлинных мотивов участия детей разного возраста в данных видах деятельности;

  • знания индивидуальных различий в мотивации учения и воспитания;

  • знания ситуативных факторов, которые воздействуют на мотивацию усвоения информации, формирование умений и определенных качеств личности у детей.

Педагогические оценки, рассматриваемые как поощрения или наказания, должны быть уравновешенными. С одной стороны, они должны содержать в себе систему стимулов, активизирующих развитие положительных свойств и особенностей у ребенка, с другой стороны, включать совокупность не менее действенных стимулов, препятствующих возникновению отрицательных качеств личности и неправильных форм поведения у тех же самых детей. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, ситуации и ряда других факторов соотношение и характер педагогических оценок, используемых в качестве поощрений и наказаний, должны меняться. Типы и способы оценивания успехов и неудач ребенка в учении и воспитании следует систематически варьировать для того, чтобы не возникало явления привыкания и угасания реакции на действие данных стимулов.

Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы: предметные и персональные, материальные и моральные, результативные и процессуальные, количественные и качественные. Предметные оценки касаются того, что делает или что уже сделал ребенок, но не его личности. В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект. Персональные педагогические оценки, напротив, относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умения, прилежание и т. п. В случае предметных оценок ребенок стимулируется к совершенствованию учения и к личностному росту через оценку того, что он делает, а в случае субъективных - через оценивание того, как он это делает и какие свойства при этом проявляет.

Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них - это внимание, одобрение, выражение признания, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека.

Эффективность педагогической оценки

Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения.

Представления об эффективности педагогической оценки имеют индивидуальный и социально-специфический характер. Индивидуальный характер представлений и действия педагогической оценки проявляется в том, что ее эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от его актуальных потребностей. Действенной будет та педагогическая оценка, которая соотносится с тем, что более всего интересует ребенка. Если, например, этот интерес состоит в получении одобрения со стороны конкретного лица, то на него в первую очередь и должна ориентироваться педагогическая оценка. Для того чтобы на практике определить индивидуальный характер оценки, необходимо хорошо знать систему интересов и потребностей ребенка, их ситуативную иерархию, динамику изменения со временем. Необходимо как можно точнее приспосабливать систему стимулов к интересам и потребностям ребенка.

Когда говорят о социально-специфическом характере педагогической оценки, имеют в виду два обстоятельства:

  • Во-первых, то, что в условиях различных культур в системе обучения и воспитания отдается предпочтение разным видам педагогических оценок. В одном случае, например в современных обществах североамериканского и западноевропейского типа, наиболее действенными являются материальные стимулы; в условиях азиатских культур исламского направления - морально-религиозные стимулы; в некоторых других странах, например в Японии, социально-психологические стимулы (кроме традиционных материальных). Это же относится и к развиваемым у детей мотивам учения и воспитания.

  • Во-вторых, социально-специфический характер педагогической оценки проявляется в том, что такая оценка может быть различной по своей эффективности в зависимости от социальной ситуации, в которой она дается. Различные педагогические оценки, предлагаемые в разных ситуациях, могут обладать неодинаковой валентностью (ценностью, значимостью для ребенка) и с разной степенью вероятности вести к удовлетворению актуальных для него потребностей. Та педагогическая оценка, которая обладает в данной ситуации наибольшей валентностью и обеспечивает наивысшую вероятность достижения успеха, является предпочтительной в этой ситуации.

Следует помнить, что персональная значимость педагогической оценки со временем может меняться. Это происходит, по крайней мере, по двум причинам. Прежде всего, потому, что от ситуации к ситуации изменяется иерархия человеческих потребностей по мере их удовлетворения. Кроме того, с возрастом происходят существенные личностные изменения детей, и те оценки, которые раньше были значимыми для них, теряют свою стимулирующую роль, а вместо них на первое место выходят другие, которые более соответствуют возрастным интересам ребенка. Наконец, существуют индивидуальные различия между детьми, в силу которых то, что является стимулом для одного ребенка, может не быть им для другого.

Особое внимание необходимо уделять повышению роли социально-психологических стимулов, так как в определенные периоды детства они могут иметь решающее значение в мотивации учебной и воспитательной деятельности. В первую очередь это касается влияния референтных групп на усвоение знаний, умений, навыков, на формирование ребенка как личности. Один из путей усиления интереса к учебным занятиям и к личностному самосовершенствованию школьников - воздействие на них через референтные группы. Часто интересы членов референтной группы становятся собственными потребностями детей; изменяются интересы референтной группы - вслед за ними меняются и потребности индивида.

Значимость социально-психологических стимулов как факторов повышения мотивации учебной деятельности можно усилить через раскрытие ребенку жизненного смысла формируемых у него качеств личности, знаний и умений, а также через развитие у него потребности в достижении успехов, высокого уровня притязаний и низкой тревожности. Данные качества личности сами по себе могут побуждать ребенка к тому, чтобы всегда быть первым среди равных, а для этого необходимо иметь глубокие и прочные знания, развитые умения и навыки, настойчивость и силу воли, иначе трудно будет выдержать конкуренцию.

Педагогическая оценка, ее выбор и эффективность зависят от возраста ребенка. Индивидуальные особенности детей определяют их восприимчивость к различным стимулам, а также мотивацию учебно-познавательной и личностно-развивающей деятельности. Достигнутый ребенком уровень интеллектуального развития влияет на его познавательные интересы, а личностное развитие влияет на стремление иметь у себя определенные персональные качества.

Основные тенденции возрастного изменения значимости педагогической оценки заключаются в следующем:

  • С возрастом, во-первых, растет понимание необходимости приобретения новых знаний, умений и навыков.

  • Во-вторых, в детстве из года в год увеличивается значимость обладания определенными качествами личности.

  • В-третьих, по мере взросления, особенно в школьные годы, возрастает роль социально-психологических стимулов.

  • Наконец, в-четвертых, намечается тенденция постепенного перехода от ориентации на внешние к учету внутренних стимулов.

Но какую бы систему отметок не выбрали школы, отказавшись от традиционной оценки, все они исходят из одного убеждения: современной педагогике тесно в рамках пятибалльной системы, которая не способна полно отразить картину успеваемости ученика. Поэтому, в зависимости от особенности учебного заведения, учителя изобретают собственные буквенные и цифровые обозначения, главное – расширить возможности самой буквы или цифры, чтобы они не превращались для детей в ярлыки (двоечник – отличник), а содержали в себе информацию о действительной успеваемости ученика.

Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя: «В твоей работе есть ошибка», ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой, бледнея или краснея, спрашивают: «А какая? А где?» и безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства. Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности. Задача учителя при оценивании тех или иных достижений школьника состоит в том, чтобы постараться придать ребенку уверенность в себе, своих знаниях, помочь раскрыться стеснительному, робкому ученику.

Самооценка ребенка обнаруживается не тол ко в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Дети с высокой самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх.

В ходе нашего исследования было проведено анкетирование среди учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы города Новодвинска. Анкета состояла из нескольких вопросов, которые помогли выявить предпочтения детей среди различных способах оценивания их учебных достижений на уроках русского языка и литературы, а также установить связь между способом оценивания и мотивацией к учению, качеством полученных знаний и увидеть изменение уровня самооценки учащихся при применении данных способов оценивания в учебно-воспитательном процессе (Анкета в приложении 1).

Из 27 человек, обучающихся в 5 классе, только 3 ученика предпочти устный опрос как способ оценивания учебных достижений, 2 человека предпочитают на уроках русского языка выполнять самостоятельные работы (на уроках русского языка это словарные диктанты и проверочные упражнения). Тестирование как способ оценивания выбрали 4 ученика, хотя на уроках русского языка и литературы данный способ не может выступать как средство развития речи, поэтому применяется нами не так часто. А вот накопительная система баллов за ответы на уроке нравится большинству учеников (18 человек), т.е. дети предпочитают давать краткие ответы на вопросы учителя, рассуждать на отдельные задания в течение всего урока, а не отвечать всю изучаемую тему сразу. Самостоятельные мини-исследования и подготовка эссе к уроку по заданию учителя также достаточно привлекательны для учеников. Их предпочитают 9 человек. Портфолио оформили 10 человек.

Такое же анкетирование было проведено среди учащихся 11 классов с целью выявить значимость применения современных средств оценивания их учебных достижений.

Результаты анкетирования не были далеки от итогов анкет учащихся 5 класса, а именно: устный опрос предпочти 5 учащихся, самостоятельную работу 4, оформлять портфолио предпочитают 11 человек, тестирование как форму оценивания выбрали также 11 учащихся, что несколько превышает этот же показатель у учеников 5 класса.

Накопительная система баллов нравится 16 учащимся, написание мини-исследования, эссе предпочитают 10 человек.

Но все учащиеся ответили положительно на вопросы анкеты, в которых спрашивается о повышении самооценки при разнообразии способов оценивания и повышении знаний по тем учебным дисциплинам, где учитель предлагает подобную систему оценивания (Результаты анкетирования в приложении 2).

Кроме того, частью исследования стало наблюдение за разными группами учащихся из того же класса, которые самостоятельно выполняли учебное задание в присутствии учителя. К одним детям учитель постоянно подходил, интересовался тем, что они делают, хвалил, поощрял. К другим детям учитель также подходил, но обращал внимание, главным образом, на допускаемые ими ошибки, делал замечания. Третья группа вообще занималась самостоятельно без внимания учителя.

Результаты оказались следующими: лучше всех справились с заданием те дети, которых учитель подбадривал. Хуже выполнили задание те ученики, которым учитель делал замечания. Самые низкие результаты получились у детей, которых учитель во время работы в классе никак не оценивал.

Этот опыт очень убедительно показал, что человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе равнодушие, когда его труд игнорируется.

Результаты применения современных средств оценивания на уроках, из которых видно, что, например, учащиеся 5 класса имели на момент окончания начальной школы в своем составе 16 хорошистов, по итогам же 1 четверти 5 класса их количество сократилось до 9 человек. Но с применением дополнительных средств оценивания уровень хорошистов и в 5 классе, и в 11 возрос. Выявлены также отличники по итогам 3 учебной четверти (Приложение 3).

Следовательно, роль школьных оценок не исчерпывается тем, что они должны воздействовать на познавательную деятельность ученика. Оценивая знания, учитель, по существу, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других учеников. Именно так и воспринимаются оценки детьми. Влияние оценок учителя на формирование личности ребенка, на его отношение к себе, к другим и других к нему трудно переоценить. Система оценок, которая в учебно-воспитательном процессе служит глазным средством воздействия учителя на учащихся. Является, таким образом, гораздо более сложным, мощным и тонким орудием, чем это обычно предполагается.
















Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.-М.:Изд.Дом Ш.Амонашвили, 2005.-239с.

  2. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов.– М., «Просвещение», 2015. – 479с.

  3. Бардин К.В.: “Как научить детей учиться”, Москва “Просвещение” 2015-267с.

  4. Богданов Г.А.: “Опрос на уроках русского языка”, Москва “Просвещение” 2016.-186с.

  5. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. – «Известия АПН РСФСР».-1951.-№36.с.72

  6. Болотика Л.Р.: “Педагогика”, Москва “Просвещение” 2017.-204с.

  7. Бурцев. К. Об оценках, отметках и ценностях: школьная оценка как средство педагогической поддержки //Современная гуманитарная гимназия. –М. Просвещение, 1996. – 367с.

  8. Век Х.: “Оценки и отметки”, Москва “Просвещение” 2014.-187с.

  9. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учеб.пособие. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 196с.

  10. Воронцов А.Б.: “Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся”, журнал “Начальная школа”, № 7, 2009 г.

  11. Долганова О.В. Педагогика/О.В.Долганова, О.О.Петрова, Е.В.Шарохина.-М.:Эксмо, 2008. – 192с.

  12. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192с.

  13. Карстанье П., Ушаков К. Управление в образовании. Проблемы и подходы. М.: Просвещение, 2008.-254с.

  14. Матис Т.А.: “Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе”, журнал “Начальная школа”, № 4, 2009 г.

  15. Мишин Б.И. Программно-методические материалы. – М.: Дрофа, 2008. – 160с.

  16. Орехова В.А. Педагогика: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006. – 200с.

  17. Пидкасистый П.И. Педагогика.- М., «Просвещение», 2006. - 378с

  18. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика: экспресс-справочник для студентов вузов. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: 2008. – 192с.

  19. Яковлев Н.М.: “Методика и техника урока в школе”, Москва “Просвещение”, 2008.-342с.



























Приложение 1


Анкета

Уважаемые учащиеся ____ класса!

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, необходимые для проведения исследования. Вам необходимо поставить знак «+» в окошке, расположенном напротив выбранного Вами варианта ответа.

1

Какие из способов оценивания учебных достижений вам нравятся больше?



- устный опрос



- самостоятельная работа



- тестирование



- накопительная система баллов за ответы на уроке



- мини-исследование, эссе



- портфолио


2

Зависит ли повышение интереса к таким учебным предметам, как русский язык и литература, от использования разных средств оценивания?



Да



Нет


3

Повысилась ли твоя самооценка благодаря использованию учителем разных средств оценивания?



Да



Нет


4

Повлияло ли применение учителем разных средств оценивания на рост твоей самостоятельности и развитие творческих способностей?



Да



Нет


5

Повысился ли уровень твоих знания от того, что учитель применяет разные способы проверки знаний учащихся?



Да



Нет



Приложение 2


Способы оценивания учебных достижений, выбранные учащимися 5 класса

(из 27 человек)















Приложение 3


Результаты применения современных средств оценивания на уроках




5 класс

11 класс


По итогам 4 класса

Итоги 1 четверти

итоги 3 четверти 5 класса

По итогам 10 класса

Итоги 1 четверти

итоги 3 четверти 11 класса

Отличники

-

-

1

-

-

1

Хорошисты

16

9

17

6

5

9





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!